Украине необходима активная национальная политика в медицинской сфере — эта отрасль прежде всего нуждается в глубоком реформировании. Об этом заявил намедни Президент Виктор Ющенко в Национальном институте хирургии и трансплантологии им. Александра Шалимова. Глава государства подчеркнул, что медицина должна быть «национальным приоритетом номер один» на всех уровнях. Вокруг этого вопроса, по его убеждению, должны быть консолидированы и все усилия общества. Кстати, говоря о финансировании отрасли, гарант отметил его ежегодное увеличение на протяжении последних трех лет на 28—32%. Вместе с тем, констатировал Президент, сейчас в Украине сформирована затратная медицина, которая содержит квадратные метры, но не обеспечивает эффективного лечения. Ситуацию изменить можно, и это совсем несложно, убеждала «День» медик по образованию «нашеукраинка» Лилия Григорович, которая, к слову, и сопровождала Президента во время его недавней «медицинской» экскурсии.
— Пани Лилия, едва ли не впервые на фоне второсортных проблем, о которых говорят кандидаты в депутаты, наконец, прозвучало нечто важное — угроза депопуляции. Виктор Ющенко, выступая на днях на Всеукраинском форуме «Наша цель — здоровый человек, здоровая нация», подчеркнул, что население Украины неустанно сокращается, и если в 1993 году в Украине проживало 52,2 миллиона человек, то на сегодняшний день — 46,6 миллиона. За это время Украина потеряла населения больше, чем за годы Великой Отечественной войны, и если такая тенденция сохранится, то в 2010 году в Украине останется всего 35 миллионов человек. Возможно, риторичный, но тем не менее актуальный вопрос: куда идем, к чему придем?
— Вы абсолютно правы, когда именно так формулируете вопрос… Знаете, на самом деле, если мы на уровне государства не будем предпринимать радикальных мер, то в 2010 году нас действительно останется 35 миллионов. Это, согласитесь, весьма негативный прогноз, и, по сути, страна, которая не имеет здорового человеческого ресурса, — это неуспешная страна с какими угодно языковыми и другими перипетиями. И никакая реформа никакой отрасли, никакая, даже самая хорошая, программа тут не поможет. Одним словом, национального прорыва в государстве с больным обществом не произойдет.
— Весьма и весьма неутешительно. И что нам делать?
— Если взять здоровье человека за сто процентов, то 51% зависит не от медицины. От медицинской отрасли, от лечения зависит всего 10% нашего здоровья. Все остальное — это окружающая среда, способ жизни, генетические факторы. То есть мы всегда говорим только о лечении больного, а Президент вел разговор о сохранении здоровья здорового человека. Вот о чем сегодня необходимо говорить! И это стоит не так и много.
На первом месте в Украине, как, в принципе, и во всем мире, стоят сердечно-сосудистые заболевания. И ключевую роль тут играет курение, злоупотребление алкоголем, нерациональный способ питания. Вот маленький пример. Финляндия запретила курение в публичных местах, и через год на 11% уменьшилось количество инфарктов. А что произошло? Всего — ничего: люди начали дышать чистым воздухом. Мы готовы вкладывать огромные средства в медицинские учреждения, лечить людей, перенесших один или два инфаркта или инсульта, а оказывается, это так просто — выполнять закон. Закон об ограничении или запрете курения. Вот еще один пример. Одна из европейских стран приняла закон о запрете курения. Это Италия. Было предупреждение, что закон вступает в действие, например, с 01.01.07. В 00:05 полицейский задержал первого курильщика, который курил в неразрешенном месте и оштрафовал его. Об этом случае сразу узнала вся Италия.
А мы готовы лишь кричать: «Спасайте больного!», «Спасайте медицинскую отрасль!» и так далее. Безусловно, на медицину, как того требует ООН, необходимо давать не менее пяти процентов ВВП, потому как если десять лет подержать медицинскую отрасль на меньшем показателе, эта отрасль будет стагнационной, и фактически невосполнимые потери будут при лечении больных. Однако есть вопрос номер два: а как мы пользуемся этими средствами? У нас средства ходят за кроватью, за учреждением, а они должны ходить за пациентом.
— Знаете, наверное, даже самый убежденный оптимист не может себе представить, что в нашей медицине такое возможно… Это нечто, простите, на грани фантастики.
— У нас 49 статья Конституции, возможно, наилучшая в Европе, но она мертва. Мертва потому, что она не несет правдивой информации. Цитирую: в государственных и коммунальных учреждениях защиты здоровья, медицинская помощь предоставляется бесплатно. Фантастика! Всей Европе утерли нос. И что дальше?
49 статья Конституции была бы честной, если бы она несла правдивую информацию: в государственных и коммунальных учреждениях охраны здоровья медицинская помощь представляется бесплатно. А дальше три маленьких слова в дополнение: в пределах бюджетного финансирования. Точка. А дальше, чего нам не хватает к шести, семи или восьми процентов ВВП, мы добавляем посредством, например, внедрения общеобязательного государственного медицинского социального страхования. Вы разговариваете с автором этого многострадального законопроекта, который вот уже третий созыв ВР не может пройти через парламент.
— А почему не может пройти?
— По банальной причине: мы не имеем 226 пальчиков, которые нажмут кнопочку «за». Почему? Потому что лоббируют частные страховые компании. У нас есть две концепции страховой медицины. Первую исповедует госпожа Бахтеева (Партия регионов. — Авт. ). Она является автором закона о коммерческой модели медицинского страхования. Ее закон называется «Об общеобязательном, государственном медицинском страховании». Слово «социальное», как видите, тут, в отличие от нашего законопроекта, не звучит. В чем разница? Коммерческая модель в конечном результате выпустит на арену несколько страховых кампаний, которые будут бороться между собой за право страхования депутатов, сотрудников МЧС, пожарных, железнодорожников и так далее. Но кто будет страховать жителей умирающих сел, скажем, южных степей Украины? Такие люди, согласно закону г-жи Бахтеевой, никому не нужны. В нашем же законе предусмотрено, что за пенсионеров, детей, безработных, инвалидов страховой вклад оплачивает государство. В результате выходит: здоровый — за больного, богатый — за бедного и в итоге выигрывают все. Это та модель, которую умный батенька Бисмарк внедрял в Европе. Поэтому, я очень надеюсь, что в будущем парламенте будет сформировано демократическое большинство, которое даст зеленый свет именно социальной модели страхования. В этом нет сомнений, поскольку и «Наша Украина», и БЮТ поддерживают такую модель. Этот закон, кстати, даст не только увеличение средств, предусмотренных на лечение, диагностику, обеспечение аппаратурой. Это позволит рассчитать: сколько и на что мы можем выделить средств, как эти средства рационально распределить, поскольку параллельно еще идет другой Закон «О самостоятельном, некоммерческом статусе медицинских учреждений». Если мы эти два законодательных акта проведем, а еще, скажем, проголосуем закон о больничном самоуправлении, то я буду считать, что та доля реформирования медицинской отрасли, от которой зависит всего-навсего 10% здоровья наших граждан, будет выполнена.
— А как же остальные проценты?
— 51% здоровья нашей нации зависит от способа жизни. В странах Европы уровень смерти среди молодежи, который в 70 х годахбыл весьма высок, упал на 25—30%. Почему? Потому что молодежь там не пьет пиво, как в нашей рекламе, а сидит в спортзале. Ввиду этого, Президент акцентирует внимание на том, что мы должны разработать государственную программу, популяризирующую здоровый способ жизни на законодательном уровне. Президент остановился на трех причинах, которые крайне вредят здоровому человеку. На первом месте — курение. На втором — злоупотребление алкоголем. На третьем — неправильный способ питания. На четвертом — ограниченность в движении. Сегодня наша страна очень нуждается в том, чтобы программа здорового способа жизни общества была разработана и утверждена.
— Сколько на это необходимо времени и средств?
— На самом деле это стоит совсем не много. Что, скажите мне, стоит больше: строительство спортивных площадок в учебных заведениях или длительное лечение ракового больного? Понятно, что построить площадки намного дешевле и эффективнее. Сохранение здоровья здорового весит очень много, а стоит очень дешево, но об этом почему-то никто не говорит.
Еще хочу сказать пару слов о туберкулезе и СПИДе. Это те болезни, которые забирают множество жизней. Но ведь туберкулез — это социальная проблема! Дайте человеку надлежащие условия жизни, и все будет нормально. В странах Балтии туберкулезом занимается министерство социальной защиты, а не министерство здравоохранения. То же касается и ВИЧ/СПИД. Это болезнь морали. И все эти болезни очень сложно и дорого лечить, но легко и дешево предупредить…
— Простите, а может, надо начать с того, что наши политики будут популяризировать украинского врача и медицину в целом? Может, надо лечить колено в Украине, а не Испании; может, можно пройти реабилитационный послеинфарктный курс в Феофании, а не Германии…
— Вы абсолютно правы… Дело в том, что референдум проводить против НАТО, хоть это людей абсолютно не интересует, они готовы всегда. А людей от Луганска к Закарпатью интересует: во-первых, уровень жизни, во-вторых — обеспечение охраны здоровья. Но у нас, видите, когда заболит премьерское колено, мы ничего и никого не боимся, не стесняемся и лечим его в натовской, испанской Барселоне. А на референдум мы не выносим вопрос о том, как сделать нашу медицину качественной и доступной, мы выносим вопрос о вступлении в то же НАТО. Поэтому, я хочу отдать должное Президенту, который сегодня на фоне всей этой дешевой политико-сорочинской ярмарки говорит о вещах, которые действительно волнуют сердца украинцев. Но многие политики этого не видят. Они думают о том, кто кого круче обзовет, кто кому круче даст под дых…
Ввиду этого, я думаю, что референдум по НАТО — это чисто политическая, затертая, избирательная фишка, не более. Судя по всему, они ничего нового придумать не могут. Сначала ставили оранжевые палатки — теперь синие. Сначала вязали оранжевые ленточки, теперь вяжут синие. Сначала был оранжевый Майдан — теперь синий. Только есть одна разница: тогда это было зовом души, теперь — кошелька. Я только лишь молю Бога, чтобы наш народ был сильным, поскольку мы живем в эру информационного общества, и только тот человек является успешным, который имеет интуицию и аналитическое мышление. Поэтому молю Бога, чтобы, интуитивно украинцы выбрасывали из памяти не только рекламу сигарет и алкоголя, но и рекламу всевозможных политических ловушек.
Я очень много езжу по Украине. Есть у нас ряд сел, которые живы на треть, потому что мы не успели… Но, вместе с тем есть очень много мест, где мы успели. И когда в Ромнах, Конотопе, или даже маленькой Бурине, деток так много, что надо открывать садики, которые когда-то, простите, сдуру позакрывали, я радуюсь. Впервые за 16 лет, в 2006 году мы не имели тотального, провального падения демографических прогнозов. Мы имели несколько большую рождаемость и даже несколько меньшую общую смертность. Но это, спрашивается, сделал Президент разве с помощью парламентского большинства? Нет, вопреки ему. Два с половиной года Президент работает без поддержки парламента. Николя Саркози избирали три месяца назад, а три недели назад поддержали пропрезидентское большинство. У Михаила Саакашвили — пропрезидентское большинство, у президента Путина — пропрезидентское большинство.
Я не говорю об уровне демократии в этих странах, однако, в отличие от этих трех президентов, свою программу Виктор Андреевич выполняет не благодаря воле парламентского большинства, а вопреки ей. Один пример: помните, как в декабре прошлого года Азаров хотел забрать помощь при рождении ребенка? Помните какие «красивые» слова он тогда говорил? За 16 лет мы еще никогда не имели его — народом данного парламентского большинства, без неприкосновенности, льгот и привилегий. Без качественных исполнителей даже самые прогрессивные программы останутся лишь качественно напечатанными брошюрами…
— Вы произнесли слово «качество». Нынешние выборы, в том числе и Президентом, презентовались и презентуются как очищение власти, как ее обновление. Вы анализировали списки ведущих партий? Вы можете заверить, что те, кто сегодня является фигурантом избирательных списков- 2007, действительно очистят, а не напротив — еще больше загрязнят политику?
— Наши политические силы условно можно поделить на три вида. Первый вид — это те, кто исповедуют культ власти. Второй — те, кто исповедуют культ личности. И третий — это те, кто исповедуют культ Украины. Блок НУ—НС относится к третьему виду. Да, мы совершали ошибки, но ошибки не совершает только тот, кто не работает. Но мы народ слышали, ошибки признавали и исправляли, и поэтому очищение действительно есть. Что же касается других политических сил… Знаете, в прошлом году, когда был избран новый парламент и все началось с того, что Партия регионов очень долго блокировала трибуну, в парламентских боях принимал участие некий житель Луганщины, г-н Пенчаев. Вы себе можете представить, что в сессионный зал зашел человек, не имеющий никакого отношения к депутатству, с тем, чтобы помахать кулаками!? Да такого за 16 лет не было! А чему удивляться, если в списке Партии регионов числится обслуга, охрана, массажисты и так далее. Эта политическая сила не собиралась и, судя по всему, не собирается, очищаться и обновляться. Что касается качества политики… Ну, давайте посмотрим, что сегодня является топ-новостями? Говорят о том, кто, где и сколько украл, совершил рейдерский захват и так далее. А разве мы слышим, чтобы кто-то что-то отдавал? Нет. А вот 155 людей отдали. Они отдали свои мандаты. Мне приятно доложить вам, что опять-таки «нашеукраинцы» возглавили процесс выхода из парламента. За нами пошли и «бютовцы». Я также имею честь доложить, что являюсь четвертой, кто получила свою трудовую книжку и ушла из парламента. Почему? Потому, что в больницах работала, в студенческих строительных отрядах работала, но в политическом борделе, где торгуют совестью и честью, работать не собираюсь. И в этой связи могу сказать, что отрешение от мандатов — это не подвиг. Подвиг — это когда во время Великой Отечественной войны отдавали жизни. Это был сильный и честный шаг на фоне бесчестия. Я очень радуюсь, что нашлись 155 людей, которые, простите, не спаскудились. Я считаю, что мы движемся в правильном направлении и новое качество новой, народом избранной, а не купленной коалиции даст новый качественный толчок и в обществе. Рыба не только гниет с головы, ее надо и чистить с головы, и мы это начали.
— Майдан. Скоро три года. Чем для вас персонально был Майдан, какие уроки Майдана вынесла для себя Лилия Григорович и «оранжевые» в целом?
— Майдан — это уникальное планетарное действие, которое дало старт новому качественному пути для Украины. А в Святом Писании говорится: «Дорогу осилит идущий». Ввиду этого, я не отчаиваюсь, что комплекс гетманства вылился в события лета прошлого года. За одного битого — двух не битых дают. Мы — битые, поэтому наученные, и вторая попытка создания демократической коалиции будет быстрой, успешной, а наши действия будут четкими и определенными.
Майдан поставил перед нами цель: надлежащая жизнь народа в этой стране. Чтобы выполнить какую-либо работу, необходим инструмент. Инструментом для выполнения поручений Майдана является демократическая вертикаль власти. Да ради Бога, когда я слышу, что наши люди такие разочарованные, потому что они, знаете ли, две недели побыли на Майдане! Да, побыли. Первому поколению выпало две недели Майдана. Да, был дискомфорт, мокрые ноги, но было же и много счастья, радости, песен, теплого общения. А вот нашим родителям выпало пять лет Великой Отечественной войны, где была смерть, где были ранения, где были слезы непоправимых утрат. А дедам нашим выпал Голодомор, а еще кому-то — Берестечко, Круты… Поэтому я думаю, что быть разочарованным — это плохая мода. Пусть бросит в меня камень тот, кто скажет, что мы сегодня находимся на наиболее трагическом отрезке нашей истории. Да нет! Мы сейчас на противоречивом, однако весьма перспективном отрезке нашей истории. И, наконец, в Святом Писании сказано: «Вера камень точит». Так пускай по нашей вере нам воздастся: и 30-го, и далее…
P.S. На днях Лилия Григорович праздновала свой день рождения. «День» присоединяется ко всем поздравлениям, поступившим в адрес именинницы, и желает вам, Лилия Степановна, как человеку идущему, легко и беспрепятственно осилить путь…