Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ловушка «Русского мира»

Империализм, национал-шовинизм и признаки фашизма и расизма дают основания мировому сообществу квалифицировать современную Россию как «неоимперию зла»
17 июля, 2014 - 11:37
Ловушка «Русского мира»
ФОТО РЕЙТЕР

5 июля 2014 года, в результате продолжительного межславянского вооруженного противостояния Украинское государство возобновило контроль над Славянском. В этот раз победили украинские военные-славяне, а представители худшей части русских славян — террористы, бандиты и мародеры — потерпели поражение.

•  С учетом генезиса мирового славянства отмеченное событие выглядит не только символично, но и закономерно. Наконец, борьба мирового славянства за освобождение от османского и австрийского господства, за единство, равенство, национальную самоидентификацию, государственность и суверенитет, в том числе в рамках идеологии панславизма, завершилась его расколом и упадком движения в целом.

Как известно, основой противоречий, которые привели этот этнос к такому состоянию, были мировоззренческие расхождения и разный цивилизационный выбор восточных, западных и южных славян, а также нежелание части из них подчиняться одному лидеру, особенно Российской империи, а в дальнейшем и ее преемнице — Советской империи. Наконец практически все общеизвестные группы славянства в ходе тяжелой и долговременной освободительной борьбы получили независимость, государственность и право свободного развития национальных языков и культур.

•  В контексте отпора российской агрессии по отношению к Украине и первых обнадеживающих сведений с «восточного фронта» заслуживают внимания попытки России в течение веков использовать идеи славянофильства для имперской экспансии и образования под эгидой Москвы славянской федерации. При этом стоит заметить, что стратегия экспансии и захватнических войн была свойственна России задолго до возникновения в XVIII веке панславизма как общественно-политической идеологии.

Так, не углубляясь в хронологию войн царизма, необходимо напомнить, что подписание в 1654 году Переяславского соглашения, в котором Россия гарантировала славянской Украине статус автономии, завершилось в 1764 году ликвидацией Гетманщины, а в 1775 году уничтожением Запорожской Сечи. В 1920 году советская Россия сделала невозможным существование Украинской Народной Республики, а затем жестокими репрессиями и геноцидом истребила значительную часть украинского населения и отечественной элиты, что негативно повлияло на генофонд нации. Циничными карательными акциями Москва подавила освободительное движение ОУН-УПА в западных областях Украины после Второй мировой войны. Характерным отношением к братьям-славянам является участие царской России в трех разделах Польши и вооруженная агрессия советской России совместно с нацистской Германией против этой страны в 1939 году. За подавление революций в 1848 году на территориях славянского этноса русский царь Николай I получил прозвище «жандарм Европы». Опять же по соображениям имперских интересов для установления советского влияния и коммунистических режимов в Восточной Европе И.Сталиным во время II мировой войны был создан Всеславянский комитет, деятельность которого прекращена в 1953 году после создания Организации Варшавского договора и политического разрыва Кремля со славянской Югославией.

•  То есть славянофильская, а затем и коммунистическая идеология и популистские лозунги о «братстве славян» для России всегда существовали лишь прикрытием агрессивной имперской экспансии.

Такой же остается политика и путинской России в XXI веке. Хотя Кремлю приходится корректировать внешнеполитическую стратегию в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. Так, в результате влияния глобальных процессов и победы демократических революций в странах Варшавского Договора, потеряла актуальность коммунистическая идеология и когда-то популярный панславизм. Более того, очевидным является факт не только разграничения, но и вражды между славянскими странами по политическим интересам. Часть из них стали членами НАТО и ЕС. Другие страны, к которым относится и Украина, поставили себе цель членства в Европейском Союзе. В свою очередь Российская Федерация, безосновательно претендуя на статус мирового государства и отдельной цивилизации, отбрасывает западные ценности и считает, что вроде бы НАТО и ЕС противостоят славянскому миру.

Таким образом, в условиях невозможности использования панславизма и коммунистической идеологии в стратегии восстановления российской неоимперии, Кремль, по утверждению З.Бжезинского, с целью реализации таких амбициозных планов, задействовал концепцию квази-мистического шовинизма, который предусматривает создание «Русского мира» путем продвижения в международное сообщество «Великой русской цивилизации». Однако такой проект есть не что иное, как модернизируемая идея русских славянофилов XVIII—XIX веков А.Самборского и В.Малиновского о главной роли России среди славян, которые должны политически объединиться под эгидой Российской империи. Подобным занимался в конце 1830 годов и известный М.Погодин.

•  Под проект «Русского мира» режимом В. Путина подведена соответствующая законодательная, идеологическая и гуманитарная база, которая в большинстве своем игнорирует международное право и общепризнанные цивилизационные ценности. В частности, сердцевиной проекта является концепция разделенного народа, защиты соотечественников за рубежом, в том числе и путем прямой агрессии против суверенных стран, а также исключительности русской цивилизации в мире. Излишне говорить о том, что значительная часть мира уже находилась под влиянием подобной идеологии известных тоталитарных режимов, которые в силу невосприятия собственными народами и международным сообществом закономерно потерпели крах.

Даже без глубокого анализа неоимперской идеологии «Русского мира» есть все основания утверждать, что реализация этого проекта может привести к созданию фактически изолированной от мирового сообщества конфедеративной резервации реакционных тоталитарных режимов во главе с Кремлем. В этом случае не составляет трудности прогноз сценария перспектив такого образования. Сначала статус стран-изгоев, потеря международной субъектности и попытки вооруженным путем завоевать новые территории и влияние в мировых делах, рецессия и стагнация экономики, обнищание народа, массовая безработица, и как следствие — масштабные демократические революции, которые сметут феодальные диктатуры.

•  Как пример изложенного — судьба зависимых от Москвы бывших стран Варшавского Договора и события в новейшей Украине. Так, попытка В.Путина через марионетку В.Януковича силой приобщить Украину к «Русскому миру» завершилась революцией достоинства и активным противодействием народа инспирированному Кремлем сепаратизму и терроризму в Донецкой и Луганской областях.

Отечественными и зарубежными экспертами признается, что проект «Русского мира» по своей сути является таким же контрпродуктивным, как и славянофильская идея образования политической федерации славян под эгидой Российской империи. Показательным отличием проекта от своего предшественника считается то, что «Русский мир» несет в себе реальные риски глобальной катастрофы и угрозы не только лично В.Путину, а прежде всего существованию Российского государства и нации. Учитывая то, что в мерах по популяризации проекта активную, если не ведущую роль играет Патриарх РПЦ Кирилл, это существенно подрывает авторитет и делает невозможным эффективное функционирование русского и вселенского православия. Будет углубляться также и пропасть раскола в славянском мире, и будут усиливаться межконфессиональные и межэтнические противоречия в странах ближнего зарубежья.

•  Особого внимания заслуживают вызовы русской нации. Считается, что реализовывая проект «Русского мира», В.Путин фактически «подставляет» всех русских и русскоязычных граждан, которые проживают в зарубежных странах. Ведь концептуально проектом предусматривается, что суверенитет Российской Федерации распространяется на всех русских, где бы они не проживали. Более того, такие места проживания могут быть изменены путем объединения русских. Безоговорочно, что такие намерения вызывают понятное беспокойство и страх у общественности и правительств стран проживания русских в отношении собственной безопасности, суверенитета и территориальной целостности. Опыт Украины, Грузии, Молдовы, стран Прибалтики, Центральной и Восточной Европы убедительно показывает, что современная агрессивная политика Кремля по продвижению «Русского мира» заметно изменяет отношение мирового сообщества к русским, которые проживают или временно находятся в соответствующих государствах. Русских начинают воспринимать как «пятую колонну тоталитарного режима В.Путина», которая составляет угрозу национальной безопасности.

В полной мере «звериное» лицо «Русского мира» раскрылось в ужасных акциях, которые граничат с преступлениями против человечества, хуторянского русского сепаратизма в секторе боевых действий востока Украины. Аннексия Крыма, моральный и физический террор оппонентов, независимо от национальности, истязания, убийства, бандитизм, захват для выкупа заложников, принудительное использование мирного населения как щита при проведении подлых боевых вылазок, фактически стойкие признаки этнической чистки собственно коренных украинцев, отчасти только по общению на родном языке, позорное осквернение государственной символики и игнорирование каких-либо норм воинской чести, вот что принесли вооруженные до зубов миссионеры-варвары «Русского мира» на землю Украины.

Какие могут иметь последствия перечисленные факты для русских и России, уже говорилось выше.

•  В то же время целесообразно заметить, что существенной ошибкой отечественного и мирового сообщества будет попытка отождествить великий русский народ с мелким, недальновидным и неспособным мыслить прогрессивно режимом В.Путина, который очевидно стремительно деградирует и приближается к логичному концу. Хотя не стоит терять бдительность и сбрасывать со счетов то обстоятельство, что часть населения России и русских зарубежья находятся под влиянием ядовитой идеологии «Русского мира» и пытаются действовать соответствующим образом. Тем более, есть уверенность в том, что российское сообщество осознает истину, что величие народа заключается не в силе, агрессии или исключительном превосходстве, а в мудрости, благородной толерантности и уважительном отношении к своим партнерам и соседям.

Подытоживая изложенное, все более возникает убеждение в том, что «дохлая кошка» проекта «Русского мира» кем-то намеренно и сознательно подброшена российскому обществу для того, чтобы поссорить Россию с международным сообществом и славянским миром и таким образом создать условия для устранения от власти В.Путина и окончательного разделения Российской Федерации на мелкие марионеточные государственные образования. Из такой дьявольской ловушки цивилизованный выход Кремлю будет найти практически невозможно. Тем более, что уже теперь империализм, национал-шовинизм и признаки фашизма и расизма, которые свойственны идеологии «Русского мира», дают основания мировому сообществу квалифицировать современную Россию как «неоимперию зла».

•  Конечно, достоверность такой версии относительно происхождения и цели «Русского мира» может вызывать аргументированные отрицания. Однако динамика процессов в самой России и вокруг нее дает версии право на существование и на соответствующее реагирование не столько со стороны режима В.Путина, сколько со стороны сознательной и патриотической части российского общества.

В свою очередь, исходя из угроз для Украины продвижения на ее территории «Русского мира», официальному Киеву необходимо принимать комплексные и решительные меры по адекватному реагированию на них. В этом перечне важно усиление политико-дипломатическими методами международной поддержки Украины и укрепление обороноспособности страны. В существенной коррекции с задействованием отечественного медиа ресурса нуждается гуманитарная и информационная политика Киева, как для качественного противодействия антиукраинской пропагандистской войне Кремля, так и для формирования у русских и русскоязычных жителей мятежных регионов большего доверия к Украинскому государству. Свое место в этом процессе, наконец, должна найти и Украинская Православная Церковь Московского патриархата.

•  Несмотря на то, что мировое славянство разновекторное по политическим и интеграционным интересам, официальному Киеву стоит инициировать консолидацию такого ресурса вокруг Программы мирного урегулирования Президента Украины. Для этого на первом этапе, как соответствующую площадку целесообразно задействовать возможности созданного в 1998 году в Праге Славянского парламентского союза и влиятельной «Вышеградской группы».

Но в первую очередь необходимо в сжатые сроки победно завершить антитеррористическую операцию по освобождению от сепаратистских бандформирований и диверсионно- разведывательных групп ГРУ ГШ и ФСБ Российской Федерации на территории Донецкой и Луганской областей. Поскольку возможное промедление и втягивание украинской стороны в предварительные мирные переговоры будут играть лишь на руку сепаратистам и Кремлю, который стремится заморозить военный конфликт в этом регионе и продолжить эскалацию дестабилизации обстановки в Украине.

•  Как представляется, при таком алгоритме действий власти и общества, Украина не только избежит ловушек «Русского мира», но победит в борьбе с внешним и внутренним врагом и обеспечит поступательное развитие современного государства.

Каждая нация проходит свой тернистый путь к обретению независимости и соборности. Поэтому будем верить, надеяться и решительно действовать во имя того, чтобы очередной судьбоносный экзамен нация выдержала, и в скрижали новейшей истории этот период был вписан как эпоха ренессанса Украины.

Василий БОГДАН, ветеран внешней разведки, генерал-лейтенант
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ