Громкие речи-обещания кандидатов в президенты Украины и многолюдные столичные партийные мероприятия по этому поводу, похоже, мало трогают рядовых львовян, в чем журналист «Дня» лично убедилась, прогуливаясь по городу. От вопроса «Кто из кандидатов займет высокое президентское кресло?» прохожие отмахивались, как от надоедливой мухи, торопясь по делам мимо бил-бордов «Она работает», «Украина — для людей», «Армия будет контрактной», «Его программа — справедливость» и тому подобного и невыразительного цвета яценюковских палаток и всех до единого невыразительных агитаторов вокруг них. Теперь пусто и на знаменитой львовской «клумбе», что в самом центре города — налево от памятника Кобзарю. Даже всегда активные насчет политики пенсионеры собираются сегодня на лавочках маленькими кучками и вовсе не для того, чтобы «поговорить о наболевшем», — наблюдают за шахматными баталиями. Общее визуальное впечатление — Львов серьезно готовится к зиме: хозяйки утепляют окна, хозяева на плечах или в «кравчучках» тянут домой сетки с капустой, картофелем и луком. Заботятся львовяне и о личной жизни — по площади Рынок и Стрийскому парку с огромными охапками цветов порхают, словно бабочки, многочисленные молодожены, так и эдак позируя перед фото- и видеокамерами, радуясь теплой и без дождя погоде, которая после длительного, с обильными осадками, ненастья наконец вернулась во Львов.
Тем временем, по результатам социологического исследования относительно электоральных настроений в пяти районах Львова, проводившегося в конце сентября — начале октября «Социоинформом», на следующих выборах президента львовяне проголосовали бы за: Юлию Тимошенко — 23%, Виктора Ющенко — 15,1%, Арсения Яценюка — 14%, Виктора Януковича — 4,9%, Олега Тягнибока — 4,6%. Против всех — 10,9%. Затруднились ответить 19,1%.
Почему личный опрос львовян журналистом «Дня» существенно отличается от того, который в начале избирательной кампании проводил центр изучения общественного мнения, размышляет львовский политолог Юрий ШВЕДА:
— К социологическим опросам сегодня нужно подходить довольно осторожно. Прежде всего потому, что предвыборные перегоны на нынешний день не очень актуальны для избирателя. Рядовой избиратель понимает, что избирательная кампания только что стартовала, и ему придется делать выбор почти через три месяца. Поэтому постановка вопроса «Кого вы будете избирать?» сугубо гипотетическая. А значит, результаты социологического опроса, скорее всего, показывают, кого сегодня больше знают граждане среди претендующих на должность президента кандидатов. Поэтому и говорить, что опрос показывает рейтинг поддержки, преждевременно. По моему мнению, социологические опросы больше выполняют пропагандистскую функцию, нежели дают объективный срез отношения избирателей к кандидату. Такие опросы, скорее, влияют на формирование общественного мнения о том или ином кандидате. Действительно, сегодня вряд ли вопрос поддержки того или иного кандидата в перечне приоритетов рядового гражданина Украины стоит на первом месте. Очевидно, что жизнь продолжается, и в будничной жизни вопрос выборов имеет второстепенное значение. Поэтому говорить о приоритетах в определенном регионе того или иного кандидата в начале избирательной кампании рановато, хотя СМИ, очевидно, с подачи тех или иных избирательных штабов подводят людей к мысли, что, несмотря на богатый выбор, выбирать придется между двумя наиболее рейтинговыми кандидатами. Я лично хочу высказаться против такого подхода, так как, например, во Львове довольно высокий процент опрошенных говорят о том, что еще не определились с кандидатами, то есть еще будут думать, за кого отдать свой голос на выборах. А еще часть размышляют над тем, пойдут ли вообще на выборы? А что касается результативности социологических исследований, приведу пример с президентом США Бараком Обамой. Вряд ли кто-то из экспертов в начале избирательной кампании мог говорить, что Обама победит такого мощного претендента, как Хиллари Клинтон. Тем не менее, это произошло — совершенно неожиданно для экспертов, проводивших социологические исследования. Поэтому я и говорю, что особенность нынешней предвыборной кампании состоит в том, что люди разочаровались в тех претендентах, которые уже были при власти, и ищут новые лица. Поэтому вполне реален абсолютно неожиданный результат. Люди хотят обновления.