О первых безвизовых месяцах и борьбе с контрабандой, о мусоросжигательном заводе и инвестициях, о Ryanair и монетизации транспортных льгот. «День» решил обсудить актуальные вопросы, которые появились на Львовщине, с главой ее области. Итак, об успехах и проблемах, реалиях и перспективах региона в интервью с главой Львовской областной государственной администрации Олегом СИНЮТКОЙ.
«САМАЯ БОЛЬШАЯ ПРОБЛЕМА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ВВЕЗЕННЫХ В УКРАИНУ АВТОМОБИЛЯХ НА ВРЕМЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ»
— Какими для пограничной Львовщины были первые безвизовые месяцы? Какие заметили позитивные и, возможно, негативные моменты?
— Безвиз — это вопрос исключительно позитива. Комплекс неполноценности часто присущ нашим людям, поскольку прививался в течение многих лет советской системой и не искоренялся при независимой Украине. Он испытал огромный удар с вводом безвизового режима. Во время последнего отпуска я имел возможность проехаться по странам Балкан. И когда на каждом пограничном переходе ты показываешь украинский паспорт, к тебе уже нет никаких вопросов. Все знают, кто ты и какую страну представляешь. Это в первую очередь чувство собственного достоинства — то, из-за чего произошла революция.
Негативные моменты? Никаких. Все страхи об увеличении миграции из Украины не оправдались. Каждый человек, который решил искать счастья в далеких странах, правдами или неправдами этого добился. Безвиз — это исключительно позитив. Это выполнение тех требований, которые были во время Революции достоинства. Безусловно, это также успех внешней политики Президента.
Что касается увеличения пропускных пунктов на границе с Польшей, здесь поможет выделенный кредит польского правительства для улучшения пограничной инфраструктуры. Надеемся, что 2017—2018 годы станут переломными в этом направлении. Рассчитываем, что правительство Польши, которое приняло решение по строительству нового пункта пропуска «Нижанковичи — Мальховице», уже в 2018 году завершит его строительство. Убежден, что на очереди решение по переходу «Боберка — Смольник».
Самая большая проблема заключается в ввезенных в Украину автомобилях на временной регистрации, которые должны каждые пять дней пересекать государственную границу. Если убрать эту проблему, то ситуация на границе станет другой. Также необходимо изменить межгосударственное соглашение между Украиной и Польшей, которое бы побуждало наших партнеров увеличить количество автомобилей, которые они должны пропускать за час. Сейчас на большинстве пропускных пунктов они имеют расчет в 80 машин. Если бы мы увеличили, а это реально с точки зрения осмотра и затраты времени, количество до 120 автомобилей в час, то очереди на границе, если не исчезли, то однозначно существенно уменьшились бы.
— Продолжая пограничную тему. Два года назад Президент Порошенко поставил задачу «прекратить вечный фестиваль контрабанды на западной границе». Может ли Львовщина похвастаться серьезными и системными успехами в борьбе с контрабандой?
— Честно сказать, я благодарен Президенту за проявленное тогда доверие к областным администрациям. Это решение впервые прозвучало в стенах Львовской областной государственной администрации, когда проводилось совещание с руководителями силовых структур. Для нас было принципиально важно продемонстрировать, что мы не только в состоянии искоренить коррупцию, но и можем использовать финансовый ресурс в интересах общества. В прошлом году только на дороги поступило больше миллиарда гривен. В позапрошлом году, когда эксперимент только начался в сентябре, мы получили 300 миллионов. В этом году, думаю, должны были бы получить около полутора миллиардов гривен от перевыполнения индикативов. Это один из лучших показателей по Украине. В целом по стране 5,5 миллиарда гривен не осели в чьих-то карманах, а попали в государственную казну.
Полностью ли преодолена коррупция? К величайшему сожалению, нет. Если раньше это было каждую неделю, то теперь раз в несколько недель мы задерживаем кого-то на взяточничестве. В эту когорту попали уже и заместитель руководителя Львовской таможни, и представители пограничников, и много других людей, которые наживались, сделав из государства собственный бизнес.
«К КОНЦУ ЭТОГО ГОДА ПРОЕКТ БУДЕТ ЗАВЕРШЕН, И ТЕРРИКОНЫ ВОЗЛЕ ЧЕРВОНОГРАДА НЕ БУДУТ БОЛЬШЕ ДЫМИТЬ»
— ЛОГА на два года взяла на себя всю ответственность за вывоз мусора из Львова, залатав проблемы города. А какие системные шаги предпринимаются для решения мусорной проблемы, являющейся общеукраинской? Каков прогресс в строительстве мусороперерабатывающего завода во Львовской области?
— Многие, наверное, хотят услышать сейчас о каких-то невероятных усилиях и огромной смеси разнообразных системных решений для того, чтобы вывезти мусор. Я их разочарую. Беспорядок в городской хозяйке был настолько большим и глубоким, что достаточно было просто вернуть те системные правильные вещи, которые существовали во Львове 3—4 года назад. Мы просто заставили перевозчиков хорошо делать свою работу, чиновников — не красть, и просим людей помогать, сортируя мусор. Все сразу стало на свои места. Не считаю вывоз мусора из Львова подвигом. Это нормальная повседневная рутинная работа, которую просто нужно делать. Как говорил митрополит Андрей: «Не потоком громких фраз, а тихим, неутомимым трудом любите Украину».
В качестве пятого, окончательного шага программы по преодолению мусорного кризиса заявлено строительство мусоросжигательного завода. В сентябре мы запустим модуль, прообраз мусоросжигательного завода, который с помощью плазмы и высоких температур перерабатывал бы мусор. Если у нас все пойдет хорошо, то остальное — это дело техники.
— Другая экопроблема региона заключается в том, что пресловутый террикон возле Червонограда, продолжает тлеть... Как в конце концов область планирует сделать один из опаснейших терриконов Западной Украины безопасным?
— Тлеет только вавка в голове некоторых народных депутатов, которые вместо того, чтобы что-то хорошо сделать, только ищут повод попиариться. А если вы поедете на терриконы, свалки, на которых на протяжении многих лет накапливалась угольная порода без достаточной системной утилизации, то увидите, что с помощью правительства Украины, которое выделило на это средства из резервного фонда, мы выполнили уже практически половину работы, чтобы эти терриконы не просто прекратили дымить, а чтобы это стало годами законсервированной породой, которая не будет вредить окружающей среде. До конца этого года проект будет завершен, и терриконы не будут больше дымить.
«ЕСЛИ НЕ В КОНЦЕ ЭТОГО ГОДА, ТО В НАЧАЛЕ СЛЕДУЮЩЕГО МЫ ДОЛЖНЫ ВЕРНУТЬСЯ К ВОПРОСУ RYANAIR В УКРАИНЕ»
— Львовскому аэропорту удалось договориться с Ryanair, но в целом Украина провалила переговоры, разочаровав многих украинцев. Как вы восприняли этот провал с ирландским лоукостером? Какие у львовского аэропорта перспективы получить в ближайшее время новые авиарейсы по доступной цене?
— За последние два года была вдвое увеличена численность пассажиров, которых обслуживает львовский аэропорт. В 2017-м мы преодолеем отметку в миллион пассажиров. После этой знаковой цифры уже проще будет вести переговоры с разными авиаперевозчиками. Этой осенью мы запускаем новые рейсы в Италию. Уверен, что позитивная динамика по львовскому аэропорту будет сохраняться.
Что касается Ryanair, то здесь все просто. Нужно лоббировать интересы пассажиров, а не монополистов. Директор львовского аэропорта имеет четкую позицию: все, что выгодно пассажиру, — выгодно и аэропорту. Поэтому мы очень быстро достигли понимания. Почему другие не достигли? Наверное, помимо пассажира и аэропорта появилась еще третья сторона, которой приход лоукостера был не выгоден. Убежден, если не до конца этого года, то в начале следующего мы должны вернуться к вопросу Ryanair в Украине, и во Львове в частности.
— Эксперимент по монетизации транспортных льгот на Львовщине в июле запустить не удалось. Каковы перспективы, по вашему мнению, у этой идеи? И какие еще транспортные реформы ожидают область?
— Мы не имеем права за людей решать, как им обращаться со своими деньгами. Человек должен получить средства и решать сам, что с ними делать. Поэтому альтернативы монетизации нет. Единственная категория, которая не должна под это подпадать, — это люди с проблемами зрения, поскольку для них потребность платить купюрами станет неудобством.
С остальными льготниками все просто. Ты получаешь льготу, тебе на карточный счет или наличными начисляют средства, и ты их используешь, как считаешь нужным. Что самое главное, это не только позиция областной администрации, но и перевозчиков. Мы в этом вопросе едины, поэтому убежден, что альтернативы монетизации не будет.
Да, этого не произошло в июле. Понимаю, что государство для того, чтобы решиться на такие шаги, должно закрыть еще много финансовых дыр, связанных с увеличением пенсий, обороной и так далее. В том, что мы это внедрим, не сомневаюсь. Начало эксперимента перенесли на осень. Посмотрим, как будет. Все, что от нас зависит, будет выполнено.
«ЕСЛИ В МИРЕ УЖЕ СОЗДАЛИ ДОРОГИ, КОТОРЫЕ ПОДЗАРЯЖАЮТ ЭЛЕКТРОМОБИЛИ, ТО НАМ ЕЩЕ ЕСТЬ КУДА ДВИГАТЬСЯ»
— В последнем рейтинге глав ОГА за первое полугодие 2017 года ОО «Комитет избирателей Украины» расположил Олега Синютку на 11-й ступеньке. По сравнению с предыдущим рейтингом — это регресс. В частности, эксперты этой организации низко оценили уровень противодействия коррупции в области. Каково ваше отношение к таким рейтингам? И каков ответ на критику?
— Рейтинги, где я занимаю первые места, — нравятся, а где последние — не нравятся (смеется). Если говорить серьезно, то, конечно, обращаю внимание, потому что каждое мнение людей нужно учитывать.
Что касается коррупции, то я так понимаю, что брался абсолютный показатель количества уголовных дел и задержаний, которые проходят. Львовщина, к сожалению, является областью, где, наверное, выявлено наибольшее количество коррупционных деяний. Однако из этого я не делаю проблемы. Считаю это, наоборот, позитивом, потому что к нам в правоохранительные органы и областную администрацию идут люди с обращениями, что у них требуют деньги или какую-то неправомерную выгоду. Наши стражи порядка очень четко реагируют.
Если ты живешь честно, тем более если инвестируешь, создаешь рабочие места, мы тебя готовы носить на руках. И мы действительно создали систему сопровождения инвестиционных проектов, которая дала нам возможность создавать больше всего рабочих мест, привлекать больше всего инвестиций. Как только ты начинаешь мешать или, что еще хуже — собирать разные поборы — рука закона тебя достанет.
— В то же время в рейтинге была высоко оценена активность в плане ремонта дорог. Можно, пожалуйста, подробнее о сделанном и запланированном?
— Плохие дороги — это постсоветский бич, без которого прогресса не будет. Поэтому в прошлом году мы сделали 500 километров дорог. В этом году будет сделано не менее 600 километров. Если министр инфраструктуры говорит, что в Украине отремонтировано больше тысячи километров, а я знаю, что из них 500 по Львовщине, то это замечательный результат. Хотелось бы, чтобы люди это также видели. Впрочем, работы еще намного больше, чем то, что мы сделали. Понимаю: если будет сделана хорошая дорога, то сразу появится вопрос о хорошем тротуаре. Если будет хорошая дорога и хороший тротуар, то зайдет речь об освещении. Будет сделано и одно, и второе, и третье, люди захотят велосипедную дорожку. Предела совершенству здесь нет. Если в мире уже создали дороги, которые подзаряжают электромобили, то нам еще есть куда двигаться.
«ЕСТЬ ДИНАМИКА, КОГДА КАЖДУЮ НЕДЕЛЮ МЫ ОТКРЫВАЕМ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ МОЩНОСТИ И ДВА НОВЫХ ПРЕДПРИЯТИЯ»
— Децентрализация на Львовщине идет полным ходом. В октябре проведут выборы еще восемь ОТГ. Какая ведется работа с теми громадами, которые не спешат объединяться? Когда, вы думаете, Львовщина сможет полностью завершить этот процесс?
— Думаю, что в следующем году тем, кто не принял самостоятельного решения, нужно принимать централизованное решение и завершать эту эпопею. Те, кто уже сегодня согласовал децентрализацию, получили наилучшие дивиденды с точки зрения государственного фонда регионального развития и международных структур. Что касается следующего года, то у нас есть перспективный план, который просто нужно внедрять в жизнь. Если два года назад вокруг объединений были острые дискуссии, то сейчас уже многие люди говорят: «Давайте принимайте решение — мы уже на все готовы». Нужно этот процесс уже завершать.
— В прошлогоднем интервью «Дню» вы одобрительно охарактеризовали инвестиционный климат Львовщины. Каковы новые успехи региона? А какие сложности с привлечением инвестиций?
— Сложности, прежде всего, из-за того, что достаточно большая часть бизнеса воспринимает Украину как государство, которое находится в состоянии войны. Мы это понимаем и прилагаем усилия, чтобы убедить людей в стабильности и безопасности.
Что касается успехов, то, например, 30 августа — открытие совместно с французской компанией завода, где будет 2,5 тысячи рабочих мест. На конец ноября — начало декабря запланировано открытие предприятия с немецкими инвестициями на более чем тысячу человек. В сентябре открываем два деревообрабатывающих предприятия, цех по производству тканей и так далее. Мы вышли на динамику, когда каждую неделю открываем производственные мощности и два новых предприятия. Если раньше я ездил и открывал все предприятия, то теперь уже просто не успеваю. И это очень радует.