Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Любомир ЛУЦЮК: «Если Украина забудет о тех, кто причинил ей так много зла, она никогда не станет свободной»

1 ноября, 2003 - 00:00


«День» недавно писал о важном этапе, достигнутом в кампании за лишение корреспондента «Нью-Йорк Таймс» Уолтера Дюранти Пулитцеровской премии: 24 октября «Нью-Йорк Таймс» опубликовала статью, где сообщила, что профессор Марк ван Хаген, который провел независимое расследование по просьбе газеты, пришел к выводу, что премию следует возвратить. Сегодня мы публикуем эксклюзивное интервью с профессором Любомиром ЛУЦЮКОМ, директором исследований в Украинско- канадской ассоциации гражданских прав, инициировавшей кампанию, в которой приняла активное участие наша газета. Профессор Луцюк не намерен останавливаться на достигнутом и делится с «Днем» своим видением того, что еще могут и должны сделать украинцы всего мира, чтобы почтить память жертв Голодомора.

— Профессор Луцюк, начатая вами кампания за аннулирование Пулитцеровской премии, присужденной в 1932 году корреспонденту «Нью-Йорк Таймс» Уолтеру Дюранти, который вместо ужасной правды писал в своих репортажах из Советского Союза то, что хотел слышать Запад, вдохновила украинцев во всем мире. Почему вы начали кампанию за лишение самого знаменитого и успешного апологета Сталина тех лавров, которыми его увенчали за отрицание, среди прочего, Голодомора в Украине?

— Чтобы отдать дань памяти многих миллионов украинцев, ставших жертвами Голодомора- геноцида 1932 — 1933 гг.

— Вы — директор исследований Украинско-канадской ассоциации гражданских прав. Что вы можете рассказать нам о гражданских свободах в контексте свободы прессы в Украине, а также вопроса о государственном языке и сосуществовании украинцев в национальном государстве с национальными меньшинствами, чьи национальные права украинское государство также должно защищать?

— Украинская канадская ассоциация гражданских прав существует с середины 80-х как добровольная независимая организация, нацеленная на выражение и защиту интересов украинцев в Канаде, а в последние годы — также и в США, и даже в Украине. Мы организовывали масштабные кампании по нескольким направлениям. Например, мы сделали попытку исправить перекосы в освещении событий в Украине во время Второй мировой войны. Украина потеряла больше людей, чем любая другая страна в оккупированной нацистами Европе, — факт, которому мир все еще не дал должной оценки. Мы считаем, что военные преступники должны предстать перед судом независимо от их этнической, религиозной и расовой принадлежности, политических убеждений, а также от того, где и когда они совершали свои преступления. Мы защищали права канадских граждан, которые были, на наш взгляд, несправедливо обвинены в участии в военных преступлениях и подвергнуты денатурализации и судебному преследованию. Мы также призывали к примирению между правительством Канады и украинской общиной Канады и к признанию ущерба, причиненного украинцам во время первого национального интернирования, когда тысячи из них были заклеймены «союзниками врага», лишились гражданских свобод и того небольшого имущества, что у них было; потеряли право голоса и вынуждены были заниматься тяжелым трудом в приграничных районах к выгоде правительства и большого бизнеса. Мы также начали кампанию, чтобы предупредить мир об ужасах, происходящих с украинками и жительницами других стран Восточной Европы, об этом современном Холокосте, организованном преступными элементами, втягивающими невинных жертв в международную проституцию и рабство. Нас удивляет, что правительство Украины так мало сделало для защиты этих женщин от международных насильников и сутенеров.

Мы делаем все что можем, чтобы поддержать демократические силы в Украине, в надежде, что рано или поздно общество извергнет из себя всех бывших прислужников советского режима. Для них нет роли в гражданском обществе. Пока власть находится в руках бывших коммунистов и их подручных, родина наших предков не сможет стать по-настоящему свободной.

— Все, кто живет в Украине или озабочен ее судьбой, считают, что понимание и признание того факта, что Украина является жертвой геноцида, необходимо. Однако объясняют они это по-разному. Как бы обосновали это вы?

— На сегодняшний день правительство Украины сделало недостаточно для того, чтобы архивные свидетельства о Голодоморе-геноциде стали доступны ученым всего мира. Опубликования отдельных документов — явно не всех — недостаточно. Кроме того, Украине следовало бы начать расследование в отношении тех, кто организовывал Голодомор, и привлечь к суду всех виновных. Сегодня многие бывшие прислужники советов вышли на пенсию и продолжают жить в Украине. Этим коллаборационистам сошли с рук массовые убийства. Никто не возражает против того, что престарелые нацистские военные преступники не должны избегнуть правосудия. То же должно относиться и к советским военным преступникам или тем, кто участвовал в других преступлениях против гуманности и в военных преступлениях. Конечно, винить тут следует не одну Украину. Подозреваемые в военных преступлениях и коллаборационизме есть и в Канаде; другие наслаждаются спокойной жизнью пенсионеров в Израиле, США и Западной Европе. Мир сделал недостаточно, чтобы правосудие восторжествовало над этими негодяями. Украине следует показать миру в этом пример. И, безусловно, Украине нужен большой мемориальный комплекс в память о Голодоморе — в Киеве и, возможно, в Харькове. Это должны быть образовательные, исследовательские и мемориальные центры, которые всегда будут напоминать украинцам и гостям этой страны об ужасах, пережитых ею во времена правления нацистов и Советов.

— Какие организации больше всего помогли вам в ваших усилиях в кампании по аннулированию Пулитцеровской премии Дюранти?

— Нам посчастливилось получить поддержку как отдельных лиц, так и групп по всему миру. Всемирный конгресс украинцев, Украинский американский комитет за правосудие, Украинский канадский конгресс, Федерация украинских организаций Австралии и Украинский американский конгресс приняли особенно активное участие. Украинско-канадская ассоциация гражданских прав инициировала и координировала эти усилия, к которым сейчас привлечено внимание всего мира. Мне бы хотелось в этой связи выразить особую благодарность д-ру Мирону Куропасу из Чикаго, который выступил с идеей провести еще одну кампанию: отправку открыток в «Нью-Йорк Таймс» с просьбой возвратить Пулитцеровскую премию Дюранти, независимо от того, какое решение примет Пулитцеровский комитет. Жаль, что правительство Украины до сих пор не присоединило к этой международной кампании свои усилия и свое влияние. Поистине странно, что правительство страны, подвергшейся геноциду, стоит несколько в стороне от этого процесса. Трудно представить себе, чтобы Израиль проявлял равнодушие к нацистским военным преступникам или к призывам отдать их в руки правосудия, или не был заинтересован в том, чтобы почтить память жертв, или не принял участие в кампании по разоблачению человека, отрицавшего факт геноцида. Однако на сегодняшний день Киев хранит молчание. Это вызывает тревогу и смущение и не имеет никакого объяснения.

— Ваши усилия по лишению Уолтера Дюранти Пулитцеровской премии увенчались победой, выразившейся в докладе Марка ван Хэйгена для «Нью- Йорк Таймс», где говорилось, что премия должна быть аннулирована. В то же время, недавний выпуск канадской «Глоб энд Мэйл» защищает решение оставить премию у Дюранти, принятое в 1990 году, поскольку «нельзя переписывать историю». Так кто же здесь переписывает историю — Дюранти или те, кто хочет сохранить награду, полученную, как признают все, в том числе и «Глоб энд Мэйл», за действия, являющиеся позором для журналистики?

— Мы не стремимся изъять имя Дюранти из истории. Мы хотим, чтобы его помнили таким, каким он был, — подпевалой Советов, апологетом Сталина, человеком, сознательно покрывавшим геноцид. Профессор ван Хейген подтвердил, что Дюранти лгал как до Голодомора, так и после, и во время него. Мы знаем, что он пользовался своим статусом лауреата Пулитцеровской премии для нападок на тех журналистов, которые, как Гарет Джонс и Малькольм Маггеридж, подвергали себя нешуточному риску, чтобы рассказать правду, впоследствии став жертвами ядовитого пера Дюранти. Мы хотим, чтобы обо всем этом помнили, чтобы это было навеки занесено в анналы истории. Возможно, некоторые украинцы, будучи христианами, способны простить Дюранти, зная, что Бог вынесет ему свой приговор. Но помнить мы обязаны. Никто не хочет забыть о Дюранти или стереть его имя из истории, как раз напротив. На мой взгляд, такого рода аргументы, приводимые «Нью-Йорк Таймс» и Пулитцеровским комитетом, весьма слабы. Им следует сделать правильный выбор и аннулировать премию Дюранти, причем сделать это в ноябре, чтобы приурочить это к 70-й годовщине геноцида-Голодомора. Это поможет закрыть вопрос и отдать должное памяти миллионов жертв.

— Каково в целом ваше мнение о докладе ван Хэйгена «Нью-Йорк Таймс»?

— Мы приветствуем тот факт, что он подтвердил то, о чем мы давно говорили. Профессора ван Хэйгена следует поблагодарить за его откровенное заявление и за то, что впоследствии он сказал, что рекомендует «Нью- Йорк Таймс» возвратить премию Дюранти. Его заявление принесло еще большую известность нашим усилиям — от Кении до Канады, России, США и Украины. Об этом говорят масс-медиа по всему миру.

— Вы как-то задали вопрос — почему мы должны на этом останавливаться? А куда и как нам следует двигаться дальше?

Правительство Украины должно предпринять дальнейшие шаги по розыску и приведению к уголовной ответственности тех, кто организовывал геноцид или пособничал в преступлениях против гуманности и военных преступлениях. Не должно быть никаких ограничений, позволяющих массовым убийцам избегнуть наказания. Независимо от того, где они живут сейчас, будь то Россия, Израиль, Канада, Англия — украинское правительство должно находить таких лиц и требовать выдать их в руки правосудия. Если Украина забудет о тех, кто причинил ей так много зла — физически и духовно, — она никогда не станет свободной. Этот процесс может быть болезненным, но он очень важен.

Профессор Джеймс МЭЙС, консультант «Дня»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ