Толпа должна смотреть в другую сторону, пока вор шарит по карманам. Давайте поговорим о том важном, что постоянно ускользает от внимания общества из-за искусственно созданного информационного шума. Речь, как вы догадались, пойдет не о сплетнях о характере отношений «офисмена» президента с внучкой известного дедушки. Давайте поговорим о российских планах в Украине, которые стали очевидными после встречи советников глав государств «нормандской четверки» в Берлине.
Сразу по завершении переговоров заместитель главы администрации президента РФ Дмитрий Козак заявил о достижении договоренности. Мол, глава украинской делегации заверил, что Верховная Рада рассмотрит вопрос о корректировке постановления об объявлении местных выборов. По словам же Андрея Ермака, украинская сторона ничего не обещала. «Никаких обязательств с украинской стороны о пересмотре постановлений Верховной Рады не было, и это невозможно, поскольку мы не можем вмешиваться в деятельность украинского парламента», — рассказал он журналистам. Одновременно Ермак отметил, что Украина «только проинформировала» советников о том, что еще 28 июля депутатами от «Слуги народа» было зарегистрировано постановление «об изменениях к постановлению». За всеми этими «танцами с бубном» вокруг документа, который так не нравится России, абсолютно потерялся контекст. Внимательный наблюдатель после объяснений главы Офиса президента должен задать вопрос: «Так Украина ничего не обещала на встрече или отчиталась о проделанной домашней работе?» Это, согласитесь, не одно и то же. Что касается пересмотра украинского законодательства по требованию оккупантов, то вспомним, как еще 19 августа глава украинской делегации в Трехсторонней контактной группе Леонид Кравчук проинформировал участников ТКГ о направлении обращения в Верховную Раду с предложением «рассмотреть вопрос».
Так что мы видим? России крайне необходимо, чтобы постановление Рады о назначении местных выборов было пересмотрено. Но почему? Ответ содержится в упомянутых Ермаком изменениях, которые зарегистрировал депутат от «слуг народа». Из новой редакции документа — если он будет принят — полностью исчезают упоминания о России как о стране-агрессоре. Авторы предлагают убрать слова о восстановлении Украиной контроля над государственной границей, о выводе всех контролируемых, финансируемых, управляемых Россией войск и группировок, а также пункт о непременном восстановлении безопасности украинских граждан не только в ОРДЛО, но и в оккупированном Крыму. Игра заключается в том, чтобы заставить общество спорить, а действительно ли власть согласилась на выборы в оккупированных районах под российским контролем. Хотя смотреть нужно в другую сторону. По крайней мере, чтобы следить, чтобы власть не согласилась вычеркнуть из украинского законодательства факт российской агрессии против Украины.
О курсе на переименование статуса военных действий на Донбассе с межгосударственного на внутренний конфликт свидетельствует еще ряд параллельных процессов, в которых явно заинтересована Россия. Помните, как в марте тогдашний советник секретаря СНБО Сергей Сивохо на презентации «платформы примирения» призвал Церковь выступить посредником «в достижении мира в Донбассе»? Миротворца Сивохо общественное возмущение сместило с должности, но дело его живет. 17 августа, за два дня до заявления в ТКГ Кравчука, УПЦ МП выступила с инициативой провести в Успенской Святогорской лавре (Донецкая область) международный форум «Люди мира». Той самой Лавре, о которой российский террорист Игорь Гиркин рассказывал, что вся его личная охрана во время захвата Славянска была из послушников этой религиозной организации.
Официальный сайт Русской Православной Церкви в разделе «Церковь и государство» сообщает, что форум будет заниматься разработкой программы действий «по прекращению конфликта и восстановлению мирной жизни на Востоке Украины». «В рамках этих инициатив церковь предлагает включить в переговорный процесс на Востоке Украины все общество, чтобы были услышаны мнения и сформулированы пожелания мирных жителей», — заявил управляющий делами УПЦ (МП) митрополит Бориспольский и Броварской Антоний. В организационный комитет форума вошли: рок-музыкант Олег Карамазов (руководитель Международной общественной организации «День Крещения Руси»), врач и иерей УПЦ (МП) Ростислав Валихновский, журналист Константин Стогний, культуролог Юрий Молчанов, врач Борис Тодуров и боксер Александр Усик. В промо-ролике форум рекламирует ведущий российской редакции ВВС Сева Новгородцев. И все они твердят о необходимости «диалога между сторонами конфликта». То есть идея заключается в следующем: граждане с обеих сторон обсуждают примирение. Какая идиллия! Да? Никакого иноземного оккупанта, который должен для начала убрать свои войска с украинской земли. Никаких призывов к россиянам. Две стороны — одна гражданская война, в которой Россия выступает исключительно в качестве миротворца.
Журналисты hromadske подсчитали, что почти все члены Оргкомитета являются участниками медиапроекта «Люди», который с апреля выходит на телеканале «112 Украина». Интересно также то, что на презентации форума в Киево-Печерской лавре (Киев) помимо пула телеканалов, связанных с Виктором Медведчуком (112, ZIK, Newsone) также присутствовали телеканалы НАШ (Евгений Мураев), «Интер» (Дмитрий Фирташ, Сергей Левочкин), «Украина-24» (Ринат Ахметов). Таким образом, утверждают журналисты, информационную поддержку этой миротворческой инициативы оказывают исключительно СМИ пророссийских политиков. Форум, который 17 августа был представлен в качестве предложения, должен состояться уже 21 сентября. Скорость и слаженность действий поражают. Но больше всего беспокоит синхронность миротворческих уступок власти с этими церковно-информационными инициативами пророссийских сил.
А теперь давайте посмотрим, что патриотическое сообщество может противопоставить всему этому? Марш, скандал в «Фейсбуке», сбор подписей под петицией? Упрощение и хайп отвлекают внимание от по-настоящему важных вещей. А именно: от понимания, что в такое тревожное время единственные структуры, у проукраинской части граждан — партийные. То есть они по определению направлены на выполнение совершенно других задач. Если Россия действует системно на всех фронтах, то коллективная Украина отвечает точечно. Уверены ли мы, что кто-то отслеживает всю картину? Есть ли те немногие государственники, которые объединены в надполитические структуры, которые пользуются доверием общества? Несовпадение задач и механизмов для реализации, а также вызовов, стоящих перед Украиной, и имеющихся у гражданского общества инструментов составляют сегодня самую большую угрозу для украинского государства. Поэтому мировоззренческие требования пора выдвигать не только власти, но и себе. Способны ли украинцы создать негосударственные структуры, которые были бы способны задавать повестку дня политикам? От ответа на этот вопрос зависит не только политическое будущее страны, но и само ее существование. По крайней мере, в существующих границах.