Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Люди недооценивают угрозу...»

Карантин нужен, «хромает» логистика
18 марта, 2020 - 19:03
ФОТО НИКОЛАЯ ТИМЧЕНКО / «День»

Если это будет необходимо — мы введем чрезвычайное положение», — заявил на днях президент Украины Владимир Зеленский. В связи с опасностью распространения коронавируса этот вопрос в последнее время активно обсуждается на заседаниях СНБО и различных совещаниях руководством государства. Пока соответствующее решение не принято: сейчас по всей стране действуют достаточно жесткие карантинные меры, в частности остановлено метро в Киеве, Харькове и Днепре, что вызвало, например, в столице большие очереди на маршрутки, а в автобусах явно больше людей, чем это предусмотрено карантинными мероприятиями (20 человек).

Остановимся более подробно на тех мерах, которые были введены государственными органами в течение последних дней:

— запрет на посещение образовательных учреждений, то есть закрытие на время учебных заведений;

— запрет массовых мероприятий (более 200 человек), спортивные мероприятия разрешается проводить без болельщиков;

— закрытие с 00:00 17 марта 2020 на две недели пунктов пропуска через границу Украины для осуществления регулярного пассажирского сообщения;

— прекращение с 00:00 16 марта 2020 на две недели въезда на территорию Украины иностранцев и людей без гражданства, за исключением людей, которые имеют вид на постоянное или временное жительство;

— с 00:01 17 марта 2020 запретить принимать посетителей культурным учреждениям, торговым центрам, ресторанам, кафе, фитнес-центрам и другим развлекательным заведениям;

— с 12 часов дня 18 марта 2020 запретить железнодорожные, авиа— и автобусные междугородные и межобластные пассажирские перевозки, запретить работу метрополитенов. Городские перевозки могут осуществляться в режиме: до 10 человек — в маршрутных такси и такси и до 20 человек — в троллейбусах, автобусах, вагонах трамвая.

ФОТО З ФЕЙСБУК-СТОРІНКИ РОМАНА КУЛИКА

— запретить массовые мероприятия с участием 10-ти и более человек, включая обряды и церемонии.

В среду президент также подписал принятый Верховной Радой закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины, направленные на предупреждение возникновения и распространения коронавирусной болезни (Covid-19)», который предусматривает следующие нововведения:

— административная ответственность за «нарушение карантина людей, санитарно-гигиенических и санитарно-противоэпидемических норм». В пояснительной записке авторы объяснили, что норма направлена на привлечение к ответственности за самовольное покидание места обсервации (карантина) лицом, которое может быть инфицировано. Сама же норма сформулирована значительно шире по содержанию, поскольку охватывает все санитарно-гигиенические и санитарно-противоэпидемические правила и нормы, а также отсылает к неисчерпаемому перечню нормативно-правовых актов. Такая формулировка нарушает принцип определенности, поскольку остается неясным, какие действия будут считаться административным правонарушением. Наказание за данное нарушение предусматривает штраф от 17000 до 170000 грн.;

— закупка товаров и услуг осуществляется без проведения тендеров;

— освобождение лекарств от НДС и ввозной пошлины;

— факт введения карантина относится к форс-мажорным обстоятельствам;

— мораторий на проверки государственных органов надзора (контроля);

— изменения в КЗоТ: отпуск в связи с карантином не включается в общий срок отпуска. В случае длительной пандемии и необходимости продолжения карантина на достаточно длительное время вышеупомянутая норма может привести к социально-экономическому кризису, а в случае массовой отправки в неоплачиваемый отпуск работников органов государственной власти и местного самоуправления — к коллапсу государственных институтов.

— подача деклараций до 1 июня (было до 1 апреля);

— останавливается течение сроков по обращению с админ. услугами;

— не применяются штрафные санкции за нарушение налогового законодательства (совершенные с 1.03 по 30.04.2020 года);

— на период с 1.03 по 30.04. 2020 не взимается плата за землю.

С другими деталями закона, который вводится на три месяца со дня опубликования, можно ознакомиться по ссылке.

Следует подчеркнуть, что меры, которые ввела Украина, не являются оригинальными, возможно, кроме запрета работы метро. Разные страны Европы и мира закрывают границы и вводят серьезные ограничительные меры в зависимости от степени распространения болезни. На время подготовки номера в мире было зарегистрировано более 200 тыс. случаев заболевания коронавирус, выявленных более чем в 150 странах мира. Лидерами являются Китай, Италия, Иран, Испания... Более 82 тыс. человек по всему миру смогли вылечиться, в то время как количество смертей достигло более 8 тыс. Статистику в режиме реального времени можно найти по ссылке.

Также ряд стран мира из-за пандемии коронавируса уже вели правовой режим чрезвычайного положения: Италия, Словакия, Чехия, Исландия, Эстония, Испания, Румыния, Сербия, Латвия, Болгария, Швейцария, Казахстан, США и Молдова. В Украине в отдельных областях (Черновицкой, Житомирской, Киевской) уже введен режим чрезвычайной ситуации, но не нужно путать с введением режима чрезвычайного положения. Чрезвычайная ситуация является  локальные мерой безопасности и не ограничивает прав и свобод граждан, в то время как во время режима чрезвычайного положения допускается временное, вызванное угрозой, ограничение прав и свобод человека и законных интересов юридических лиц, причем обязательно указывается срок действия таких ограничений.

Согласно закону Украины «О правовом режиме чрезвычайного положения», это особый правовой режим, который может временно вводиться в Украине или в отдельных ее местностях. Вводится он при возникновении чрезвычайных ситуаций не ниже общегосударственного уровня, которые привели или могут привести к человеческим и материальным потерям, создают угрозу жизни и здоровью граждан. Вводится чрезвычайное положение указом президента, который должен быть утвержден Верховной Радой в течение двух дней с момента обращения президента.

В нынешней ситуации чрезвычайное положение может быть введено для того, чтобы ограничить распространение пандемии. Ведь часто заставить людей изменить свой привычный ритм жизни можно, только официально ограничив их права ли введя наказание за непослушание. Но единственный ли это путь?

«Вопрос, который возник сегодня об эпидемии, имеет ряд аспектов, — считает директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения Валентин Бадрак. — Первый аспект — философский, а второй — организационный. Если брать нашу страну и учитывать ее особенности, то вопрос заключается в том, какую именно задачу мы должны перед собой поставить. На мой взглчд, эта задача должна быть поставлена ??в аспекте дисциплины. Именно введение чрезвычайного положения не обязательно связано с этим. Я убежден, что если, например, армия является наиболее дисциплинированной частью общества и учитывая опыт таких стран, как Китай и другие, то армию, силы обороны надо привлекать. Для того чтобы эту дисциплину обеспечить и добиться выполнения тех задач, которые ставит СНБО. Для этого, подчеркиваю, не обязательно вводить чрезвычайное положение. Для этого достаточно  ряд административных мер и четкого контроля за их выполнением. В том числе это может касаться и законодательных нововведений. Я лично не вижу острой необходимости введения чрезвычайного положения. Более того, очень часто такие вещи конкретные личности и целые нации использовали для того, чтобы использовать шанс. Ведь такая эпидемия, с одной стороны, является огромной угрозой, а с другой — открытием новых возможностей. В том числе для украинского войска и в целом государства, находящегося в состоянии войны и под постоянной агрессией России.

Поэтому следует сосредоточиться на двух вещах. Сейчас все общественные организации задействованы в подготовке плана обороны. Я бы привязал подготовку самого общества и инфраструктуру государства к обороне, к выполнению обществом условий карантина и других попыток противостояния коронавирусу. Это должно мобилизовать и само общество, и непосредственно должностных лиц по подготовке, в том числе армии, то есть сил обороны. Это могло бы и усилить статус нашего Главнокомандующего, которого мы небезосновательно критиковали в последнее время за недостаточное внимание к развитию оборонного потенциала и, в частности, ВСУ. Что касается самой армии, то есть инсайдерская информация от самих военных о том, что сейчас подготовка армии к противостоянию коронавирусу проводится в очень ограниченном плане. Поэтому считаю, что в ВСУ надо отнестись как к одному из наиболее дисциплинированному и мобилизованному институту государства, а также как к ситуации, которую надо моделировать. Это касается и вопроса карантина, ведь многие покидают части, а затем приносят неизвестно что. С другой стороны, привлекать Вооруженные Силы к защите общества было бы глупо и нелогично. Наша логика должна заключаться в том, чтобы использовать угрозу коронавируса, которая не имеет границ, для того, чтобы усилить свои оборонные возможности».

ГОЛОС С FACEBOOK

Юрий Бутусов, главный редактор сайта Цензор.нет:

Что показывает первый день карантина и остановка метро в Киеве?

1. Власть не понимает, какое значение имеет метрополитен. Наземный общественный транспорт в Киеве плохо организован и не может компенсировать закрытие метро. Метро не  закрыто ни в одной стране Европы, поскольку ключевая задача в период эпидемии — не парализовать передвижение граждан, а сократить число контактов друг с другом. В отличие от метро в набитом автобусе нет принудительной вентиляции, поэтому закрытие метро увеличивает вероятность заражения, а не сокращает.

2. Украинцы после постоянных потрясений и стрессов совершенно не доверяют власти и не спешат выполнять команды и верить угрозам, даже смертельным угрозам.

3. Органы власти не понимают, что украинцам трудно выполнять приказы об ограничении передвижений также по объективным экономическим причинам. В отличие от Уханя у нас отсутствует централизованное обеспечение граждан, а в отличие от Европы у граждан нет средств, чтобы прекратить работать и жить хотя бы минимальное время на свои сбережения. В Киеве половина населения приезжие, большинство из которых снимает жилье, им нужна работа. Эти люди не могут пользоваться сервисами доставки, им нужна работа и надо решать свои проблемы.

ВЫВОДЫ:

1. Полностью остановить 5— миллионный город карантином невозможно. Это было сделано только в одном городе Китая, и было обеспечено властью необходимыми ресурсами. Если ресурсов нет, значит надо агитировать сидеть дома, защищать органы дыхания и снижать риски передвижения для тех, кому все-таки необходимо ехать.

2. Метро необходимо открыть, но разрешить пользоваться только тем, кто закрывает себе рот и нос шарфами, платками, масками. Главное, чтобы человек сам не распространял инфекцию, чтобы сохраняли дистанцию между собой. Медицинских масок на всех не хватает, стоят они непомерно дорого, но закрыть лицо платком или шарфом и стирать потом — тоже вариант.

3. Во всех странах мира, где вводят строгий карантин, он обеспечивается полицией и армией. То есть порядок доступа к транспорту в местах скопления надо регулировать! Люди не самоорганизуются, нужно управлять. И нужна защита тем, кто работает с людьми.

4. Необходима информационная кампания, которая показывает, что самое важное —ограничивать свои контакты до начала потепления — это не более 10 дней, дальше будет легче, респираторные заболевания в принципе пойдут на спад. Необходима агитация руководителей страны, личный пример. Людям надо демонстрировать, что коронавирус может быть смертельным на примере стран, где эпидемия. Люди недооценивают угрозу, ее надо артикулировать.

Иван КАПСАМУН, Валентин ТОРБА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ