Помните известную фразу из легендарного фильма Георгия Данелии «Мимино»? «Такую личную неприязнь испытываю к потерпевшему, что просто кушать не могу». Похоже, подобное настроение овладело частью украинского общества. Чуть ли не каждый день на лентах информационных агентств появляется информация, что в том или ином регионе опять «пострадал» очередной бигборд Януковича. Причем такие случаи имеют место как на Западной Украине, так и в «традиционных» областях Партии регионов, например, в Луганске.
Но, безусловно, особняком в этом ряду стоит инцидент на Волыни. На президентский бигборд покусился ... 73-летний дедушка. Он, наматывая тряпку на палку, коричневой краской зарисовывал изображение гаранта, продолжая действия своих предшественников, которые уже до этого забросали краской бигборд на автодороге Киев — Варшава.
Дедушка объяснил правоохранителям, будто к таким действиям его побудило то, что он не может видеть это изображение, а также не считает Виктора Януковича Президентом Украины.
Тем временем Юлия Тимошенко даже в Качановской колонии остается хедлайнером украинского политикума. То тюремщики не хотят давать ей ходунков, то хотят перевести в другую колонию — спрятать подальше от Евро-2012, то не пускают к ней французского посла по правам человека... Более того, впервые после выборов 2010 года Юлия Тимошенко ровно на три процента опередила Виктора Януковича в президентском рейтинге. Очевидно, что подпорченный рейтинг Виктора Федоровича и издевательство над бигбордами — вещи взаимосвязанные.
Что толкает людей на подобное «творчество»? И к чему приведет такой неуправляемый выброс народного недовольства? Рассуждают ведущие украинские социологи Виктор Небоженко и Евгений Головаха.
Виктор НЕБОЖЕНКО, директор социологической службы «Украинский барометр»:
— Дело не в увеличении рейтинга Тимошенко, а скорее — в падении уважения к действующей власти и к Президенту. А параллельно с этим люди чувствуют, что сегодняшняя оппозиция не выполняет своей роли... Афганцы, чернобыльцы, мощная политическая критика в интернет-сообществе и, наконец, массовое народное издевательство над бигбордами — все это звенья одной цепи. В чем проблема спецслужб и милиции? В том, что они не могут найти единых заказчиков и источников. Просто в каждой области люди, не зная друг друга, совершают акт вандализма по отношению к бигборду, который они воспринимают как форму господства и высокомерия. Вот и все.
В последний раз это было 20 лет назад, когда забрасывали советские символы и плакаты. Это было во время перестройки, когда резко упал престиж КПСС. И тогда тоже спецслужбы и милиция не знали, что делать. Потому что заговора нет, оппозиция бездействует, а люди вот так себя ведут.
И этот выброс народного недовольства будет распространяться дальше. Он будет распространяться на государственные учреждения, на отдельных чиновников... Это — показатель того, что оппозиция бездействует, а недовольство властью растет.
Удивит ли нас на этих выборах избиратель на Юго-Востоке? Он просто откажется участвовать в выборах, а власть просто воспользуется этими «пустыми» голосами и нарисует тот результат, который им нужен. Я даже предполагаю, что явка в Восточной Украине впервые будет не более 25 процентов.
Думаю, что как только рейтинг ведущей личности Партии регионов — Виктора Януковича — упадет ниже 10 процентов, то мгновенно начнется переориентация среднего эшелона бюрократии, силовиков и т.д. Те же самые «тушки» и мажоритарщики, точно так же, как во времена Кучмы, очень быстро сориентируются в политической конъюнктуре. Это будет проявляться, прежде всего, в формах саботажа. Президент будет приходить в Раду с какими-то своими законопроектами, а они почему-то не будут набирать нужного количества голосов. Это мы уже все проходили с 1994 по 1999 год.
Евгений ГОЛОВАХА, доктор философских наук, зам. директора Института социологии:
— Что такое падение рейтинга? Это падение популярности. Это накопление недовольства. Отсюда и возникают разные формы протеста. Одна из них приобрела вот такой характер. Насколько это «здоровая» форма протеста? В принципе, это акт вандализма, причинение некоторого ущерба имуществу. Но если это приобретает массовый характер, то это повод для власти задуматься, что, собственно, толкает людей на такие вот противозаконные действия. Очевидно, происходит некоторая экстремизация настроений.
Что касается предстоящих парламентских выборов, то делать прогнозы еще рано — там есть огромная доля неопределившихся. Общая тенденция такова — власть теряет электоральные позиции. И эта тенденция возникала не за один месяц, она уже больше года наблюдается. Если эта тенденция сохранится, то у оппозиции очень хорошие шансы на победу. Но что-либо конкретно говорить рано. Хотя уже сейчас заметно, что у Регионов не будет большинства по пропорциональной части выборов. А мажоритарка — это очень сложно. С нашей мажоритарной системой, думаю, никто не разберется до конца. Хотя понятно, что в «традиционных» областях Партии регионов с ними могут конкурировать только коммунисты.
К сожалению, у нас мажоритарную систему больше понимают как возможность манипуляции избирателями, чем как возможность дать избирателю настоящего депутата.
Я бы сказал так. На Юго-Востоке люди уходят от конкретного ответа. Они уходят в неопределенность. Они могут удивить низкой явкой или проголосовать больше чем обычно за коммунистов. Но до выборов еще большой срок. Его еще надо прожить. В любом случае, уже не будет того, что два года назад, — такого единодушного голосования Юго-Востока.