Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Медиа-поражения команды Президента

О скандале вокруг трансляции обращения Петра Порошенко в ночь «прекращения огня»
18 февраля, 2015 - 12:08
Медиа-поражения команды Президента
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня», 1996 г.

Очень важное для Украины и всей Европы обращение Президента Украины о прекращении огня вдоль всей линии столкновения в Донецкой и Луганской областях прозвучало в ночь с субботы на воскресенье. Но услышали его не все. Вживую публичное обращение главы нашего государства транслировали лишь некоторые каналы, в частности «Интер», «5 канал», «Эспрессо-TV», «24-й», «ТВi», «112 Украина». Обращение Петра Порошенко тоже транслировал канал CNN (одна из ведущих телерадиокомпаний мира), а само заявление стало топ-темой для многих международных медиа. Зато в полночь 15 февраля «молчали» наши центральные каналы «1+1», ICTV и ТРК «Украина». Народный депутат Ирина Геращенко на своей страничке в Фейсбук обвинила Первый национальный, который вместо обращения президента транслировал концерт Виктора Павлика, в непатриотичности. В ответ гендиректор НТКУ Зураб Аласания еще раз напомнил, что в это время эфир занимает... ТРК «Эра».

ПОЧЕМУ ТАК ПРОИЗОШЛО?

Гендиректор «1+1 Медиа» Александр Ткаченко обвинил в плохой подготовке власть, мол, Администрация Президента вообще не сообщила «плюсы» о будущей трансляции. На что министр информационной политики Юрий Стець и уполномоченная Президента по урегулированию ситуации на Донбассе Ирина Геращенко ответили, что, мол, за час до заседания Генштаба пресс-секретарь президента Святослав Цеголко обнародовал информацию о прямой трансляции... на своей Фейсбук-страничке. Но так ли происходит информирование на государственном уровне о событиях такого ранга и значения? Событие и обсуждение сразу же вызвали медиа-скандал в украинском сегменте Фейсбука —журналисты и медиа—эксперты стали возмущались и требовали больше информации из АП, что, возможно, станет поводом для пересмотра принципов работы между информационными структурами власти и всеми остальными СМИ.

Информационные поражения в медиа-сфере от Администрации Президента —это то, с чем активно сталкиваются украинские СМИ в последнее время. Ярким примером может служить ситуация с последними «минскими договоренностями». Администрацией не была организована надлежащая работа для украинских журналистов в Минске. Так, вопросы были и к самим каналам, ведь ни один из них не устроил ночной телемарафон, «Громадське ТВ» же запустило онлайн-трансляцию российского канала Russia Today, но так как картинки все равно не было, то в основном зрители могли наблюдать статический кадр пустого зала белорусского Дворца независимости, где и проходили переговоры.

В среду вечером телевизионщики имели лишь «паркетную» съемку встречи Лукашенко участников переговоров. В то время, когда вся страна не спала, ожидая новостей из Минска, информации на наших каналах было катастрофически мало. Не состоялось ни общего публичного выступления участников переговоров после их окончания, ни публичного подписания документов, а с самим текстом Комплекса мер по имплементации Минских договоренностей журналисты не имели возможности ознакомиться, поэтому каждый записывал своих представителей и передавал информацию в эфир в соответствии с услышанным. Петр Порошенко сосредоточился на прекращении огня, отводе тяжелой техники и обмене заложниками. На официальном сайте президента появился текст Декларации в поддержку Комплекса мер по имплементации Минских договоренностей, однако самого перечня этих мер до сих пор нет. А тем временем этот перечень оперативно, еще 12 февраля, опубликовал официальный сайт президента России, откуда документ сразу же разлетелся по российским и украинским СМИ.

ПРЕДПОСЫЛКИ ДЛЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОНФЛИКТОВ

Пусть переговоры в Минске проходили за закрытыми дверями и журналисты не имели возможности для полноценного марафона, ведь переговоры продолжались 14 часов, а в итоге публичных заявлений можно было насобирать разве что на минут 20, но это не помешало нашим телеканалам, например, пригласить гостей в студию, как это сделали «Радио Свобода» или «Дождь» и хотя бы час обсудить возможные перспективы мира и текущую военно-политическую ситуацию. С другой стороны, мы видим довольно вялое сотрудничество пресс-службы Президента с нашими СМИ. И это при том, что сегодня мы имеем на руководящих должностях людей, тесно связанных с медиа-деятельностью: пресс-секретаря Петра Порошенко Святослава Цеголко —бывшего журналиста «5-го канала», главу администрации президента Бориса Ложкина —экс-основателя медиахолдинга UMH group, министра информационной политики Юрия Стеця —бывшего директора ООО «Телерадиокомпания «НБМ —радио» (5 канал), однако все равно не можем обеспечить скоординированную работу власти и медиа.

В целом ситуация, когда украинские журналисты, а следовательно, и украинское общество не смогли узнать всю незакрытую (!) информацию об итогах минских переговоров или даже об обращении Петра Порошенко в Генштабе, породила новые предпосылки для информационных конфликтов и разночтений. И если у нас не будет полного сотрудничества между всеми ветвями власти, включая «четвертую», то мы будем продолжать проигрывать в этой информационной войне, становиться жертвами манипуляций. В настоящий момент для Украины как никогда важно публичное обсуждение каждого аспекта сегодняшней политической ситуации, тем более тогда, когда общество стало наконец интересоваться судьбой своей страны. Иначе из-за нехватки информации мы на пустом месте сможем нажить себе внутренних врагов, что равняется политическому самоубийству в состоянии непровозглашенной войны.

Анна СВЕНТАХ, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ