— Наследницей каких традиций Киево-Могилянской академии вы считаете нынешнюю «Могилянку»?
— По моему мнению, наиболее яркой чертой, унаследованной от старой Киево-Могилянской академии, является желание воспитать в стенах университета украинскую элиту. Элиту духовную, научную; элиту нашей культуры. Второй традицией нашей культуры, унаследованной нами, является то, что университет дает всесторонние, глубокие, серьезные знания. Третья — очень серьезная и важная, и почти отсутствующая в современных украинских университетах — это традиция сочетания обучения и науки с культурой, с искусством. Об этом свидетельствует постоянно действующая галерея искусств, вернисажи начинающих и известных украинских художников, что является важной составляющей воспитания человека в широком и высоком понимании этого слова. Эти черты старой «Могилянки» сохранены и развиваются в современном университете «КМА».
— Известно об очень широких международных связях НаУКМА. Академия сотрудничает с десятками вузов Западной Европы, Америки, Канады. Что нового привнесла «Могилянка» в этом вопросе, ведь не секрет — вы стали первопроходцами в этом направлении?
— Действительно, широкие связи КМА с университетами мира — это еще одна традиция, которая восходит к ХVII—XVIII вв., потому что известно, что многие выпускники и профессора Академии или учились, или преподавали, или сотрудничали с университетами Европы того времени. Многие из них знали европейские и старые классические языки и это способствовало, безусловно, таким (говоря современным языком) международным контактам. Эту традицию, к счастью, мы сохранили. Как это ни парадоксально, преимуществом Академии является то, что она не существовала в советские времена. За ней нет груза советской зашоренности, замкнутости, нет нехорошей традиции смотреть подозрительно на все заграничное. С самого начала возрождения Киево-Могилянской академии было взято направление на современное европейское и мировое высшее образование. И, таким образом, мы должны были выйти на контакт, на сотрудничество с университетами Европы, Северной Америки, познакомиться с их опытом и постараться перенести его, по мере возможности, на украинскую почву. Почему по мере возможности? Потому что и наше законодательство, и наши экономические возможности, и наш менталитет не всегда позволяют в полной мере (да и стоит ли это делать?) копировать опыт. Университет пытался и пытается взять все лучшее из европейской и американской моделей высшего образования. И это сразу проявилось в том, что университет отказался от многих традиционных советских методов обучения (форм и организации), системы поступления в университет. Кстати, о поступлении. Я не хочу ничего плохого сказать о советском образовании (и там было немало хорошего). Но вместе с тем оно болело неизлечимыми болезнями. Кстати, и сейчас украинская высшая школа продолжает болеть. В первую очередь: коррумпированность, взяточничество. Это плохо, аморально и сразу ранит, ломает молодые души и сеет неверие во что-либо. Потому что когда человек видит, что его незаслуженно не зачислили в университет и вместе с тем зачислили бездарных людей, то теряется вера в общество, в возможность чего-то достичь. Так вот, наш университет отказался от вступительных экзаменов и перешел на анонимное вступительное тестирование. Это не просто форма, не прихоть. Тестирование дает возможность отобрать в университет способную талантливую молодежь. Моральная атмосфера в университете от этого сильно выигрывает, потому что большинство студентов (из наших опросов — 80-90%), на вопрос, почему вы поступаете именно в НаУКМА, ответили: «здесь нет взяточничества, здесь справедливо зачисляют в университет». Но если от этих как будто внешних признаков отойти, то принципиальной чертой современного университета «Киево-Могилянская академия» является то, что мы не готовим специалистов узкого профиля (бывших советских инженеров); задача университета — дать глубокое, серьезное высшее образование человеку, воспитать действительно украинскую национальную элиту, всесторонне образованного гражданина. При этом, конечно, ему даются базовые знания. У нас двухступенчатая система образования; не формально, а фактически. Т.е. первые четыре года студенты учатся в бакалаврате. А потом — в магистериуме. В бакалаврате мы пытаемся дать базовое образование, не очень настаивая, так сказать, на специализации. Мы стараемся, чтобы выпускники бакалаврата были не только профессионально подготовлены. Т.е., чтобы они были развиты и воспитаны, как люди интеллигентные; знали культуру, политику, социологию. С другой стороны, они хорошо владеют компьютерной техникой, свободно владеют несколькими иностранными языками.
Условно говоря, есть три кита, на которые опирается высокий авторитет выпускников нашего университета. Это — основательные знания (основательные потому, что не как в этой песне: «от сессии до сессии»); студенты у нас учатся постоянно — система обучения рейтинговая и они должны набрать определенное количество баллов по каждому предмету. Студенты хорошо владеют компьютерной техникой и свободно — двумя, а иногда и тремя европейскими языками. И это дает возможность им практически самостоятельно выходить на рынок труда. Пока что — это совершенно свободная ниша. Практически ни один университет Украины не может похвастаться двумя моментами — знанием языков и свободным владением компьютерной техникой. Я имею в виду университеты классического типа, не технического. А вот уже в магистериуме у нас идет более узкая подготовка. Но опять же мы готовим, как правило, людей к научной, преподавательской работе. Возможны, конечно, и другие сферы для применения знаний. Базовое образование — магистериум — дает возможность работая, ориентируясь на рынок труда, учиться далее, заниматься самообразованием. Задача высшей школы не в том, чтобы как можно больше втиснуть знаний, которые тут же забываются. Необходимо человека научить работать самостоятельно и заниматься самообразованием. Как правило, лекции у нас не пассивные; очень активно проходят семинары, практические занятия. У студентов НаУКМА есть неделя самостоятельной работы — чего нет ни в каком другом университете (каждый триместр). Они много работают с рефератами, с ними часто проводят беседы и консультации. И что главное — мы учим студентов работать в библиотеке. Совсем недавно мы сравнивали, сколько же посещений на одно место. Приблизительно в 10 раз у нас больше посещений, чем в любом другом университете. А раз студенты работают в библиотеке, значит, работают самостоятельно. Система «лекция — экзамен» мало что дает в этом плане. При всем том у нас посещения (принципиальная наша позиция) свободные. Зато семинарские и лабораторные занятия обязательны, потому что там студенты набирают баллы и соответствующий рейтинг.
Следовательно, образование в Киево-Могилянский академии строится на том, что создается фундамент серьезной подготовки, а уже далее идет специализация. Тогда как советская школа воспитывала специалистов узкого профиля. Это был серьезный недостаток; хотя и были определенные преимущества — чисто теоретически специалист узкого профиля хорошо знает, как тогда шутили, «все ни о чем». Мировой опыт показывает, что меняются потребности общества, его заказы, рынок труда. Между трудом и тем, что человек зарабатывает на Западе, есть довольно жесткая связь — у нас, к сожалению, этого нет, платят часто ни за что, а ничто платят за работу. Но украинское общество понемногу избавляется от этой плохой традиции. Человек должен развиваться, должен приспосабливаться к рынку труда, обязан заниматься самообразованием. Мировой опыт говорит — принципом образования является его непрерывность — условно говоря, от детского садика до преклонного возраста люди учатся, пока работают, пока активно занимаются общественной работой.
— Какие требования свойственны современной «Могилянке» — при поступлении и при обучении?
— Принципом НаУКМА — при поступлении и при обучении — является отсутствие каких-либо льгот. Если у вас есть способности, талант и умение работать — вы будете учиться в Киево-Могилянской академии. У вас может быть законченное высшее образование, незаконченное высшее образование, вы можете быть медалистом — это не имеет при поступлении никакого значения. Вы должны пройти вступительное тестирование. И если у вас есть знания — то будете учиться в университете. Отсутствие льгот, отсутствие этого атавизма бывшего советского общества оздоровляет атмосферу в университете, дает возможность отобрать способных и талантливых студентов.