В Верховную Раду поступил текст послания Президента Леонида Кучмы к парламенту и правительству «Об основных направлениях бюджетной политики на 2002 год». Бюджет будущего года, по мнению главы государства, должен содействовать опережающему росту темпов реальных доходов населения, в том числе заработной платы по отношению к ВВП, выравниванию имущественного расслоения, снижению уровня бедности и повышению качества жизни.
Президент называет ключевым заданием бюджетной политики на будущий год дальнейшее усиление социальной направленности бюджета. На реализацию программ социальной направленности должно быть направлено не менее 50% средств сводного бюджета на 2002 год. По расчетам Министерства экономики и Министерства труда и социальной политики, в социальной сфере предусматривается рост реальных денежные доходов населения по сравнению с прошлым годом на 5,5%, среднегодовой зарплаты рабочих и служащих — до 367,5 грн.
Предполагается, что бюджетная политика должна содействовать, согласно прогнозу на 2002 год, достижению номинального ВВП в размере 246,7 млрд. грн., темпа роста реального ВВП на 6%, роста объема промышленности в процентах по отношению к предыдущему году на 7%, объема валовой продукции сельского хозяйства по отношению к предыдущему году на 3,8%, прибыли предприятий в объеме 51,3 млрд. грн. и объема инвестиций в основной капитал за счет всех источников финансирования в объеме 29 млрд. грн. По мнению Л.Кучмы в будущем году необходимо сохранить профицит госбюджета и снизить уровень государственного потребления, что будет содействовать дальнейшему уменьшению госдолга и более полному использованию кредитных ресурсов, направленных на развитие реального сектора экономики.
Однако все эти абсолютно здравые мысли имеют датой своего рождения вовсе не июнь 2001 года. В минувшем году правительство Виктора Ющенко всячески рекламировало нынешний бюджет как самый социальный и самый реальный из всех предыдущих. Более того, как отметил премьер В.Ющенко после утверждения правительством 16 мая Основных направлений бюджетной политики на 2002 год (их предполагалось направить для утверждения парламенту), принимая этот документ, правительство стремилось закрепить базовые принципы бюджетной политики, адаптированные в 2001 году, и сформировать такую систему обслуживания социальных и экономических программ, которые бы обеспечили рост номинального ВВП на 6% до 246 млрд. грн. (как видим, основополагающие цифры в обоих документах почти не отличаются).
Но еще при назначении нового премьера глава государства подчеркнул, что на сегодняшний день в стране существуют «бюджетные проблемы». Он напомнил о заявлении министра финансов Игоря Митюкова о секвестировании бюджета, подчеркнув, что называет это словом «обрезать», и выразил недоумение тем, что бывшее правительство не предвидело этого. Л.Кучма при этом подверг критике намерение правительства Виктора Ющенко заложить большую сумму в госбюджет-2001 года в качестве поступлений от приватизации, отметив, что эту цифру пришлось сократить до 5,9 млрд. грн. (Кроме того, по словам теперь уже экс-первого вице-премьера Юрия Еханурова, вопрос о секвестировании бюджета «ставился» в связи с возможным неполучением за 9 месяцев нынешнего года запланированных внешних поступлений, а также поступлений от транзита газа). Между тем именно выполнение этой, приватизационной, строки доходной части бюджета и является на сегодня его самой большой проблемой: деньги от продажи «Укртелекома» в бюджет-2001, скорее всего, уже не попадут, первая группа облэнерго продана гораздо дешевле, чем предусматривалось, и уже понятно, что остальные «пойдут» еще ниже. Не даром Президент заявил, что «продавать уже нечего, разве что за бесценок». Тем не менее правительство опять поставило перед Фондом госимущества задачу обеспечить в 2002 году поступление в общий фонд госбюджета от приватизации на сумму не менее $1 млрд. (5,75 млрд. грн.).
В послании Президента имеются довольно существенные моменты, указывающие на то, что «бюджетное завещание» правительства Ющенко правительству Кинаха принимается с существенными поправками в сторону ослабления монетаристской направленности бюджетной политики. В частности, документ указывает на необходимость усиления взаимодействия между бюджетной политикой правительства и денежно-кредитной политикой Национального банка Украины, обеспечение дальнейшей стабилизации гривни и укрепление ее валютных позиций, а также увеличение валютных резервов. В соответствии с прогнозными расчетами НБУ и Минэкономики, подготовленными еще при старом правительстве, необходимо обеспечить обменный курс гривни к доллару в среднем за год в размере 5,75 грн. за $1, темпы прироста денежной массы до начала года на 118%. Однако ухудшение конъюнктуры рынка для украинского экспорта, в котором первую скрипку продолжает играть металлургия, по-видимому, потребует более жесткой привязки курса гривни к интересам экспортеров. Не даром Л.Кучма также отмечает, что бюджетная политика будущего года должна быть скоординированной с внешнеэкономической политикой. В этой связи нетрудно предположить, что новый премьер, неоднократно заявлявший свое стремление поддерживать конкурентоспособность продукции украинских предприятий на внешних рынках, будет стараться несколько умерить ревальвационный пыл Нацбанка, действующего в последнее время так, словно украинская экономика уже прилично «перегрелась».
Необходимым условием укрепления доходной базы бюджетов всех уровней послание определяет неотложное принятие Налогового кодекса и проведение на его основе радикальной налоговой реформы. Целью налоговой реформы, отмечается в послании, является реализация триединой задачи: ощутимого ослабления налогового давления; упрощения процедур налогового администрирования и надежной защиты прав налогоплательщиков. Для реализации этих мер и расширения налоговой базы предусматривается сокращение в будущем году налоговых льгот, предоставляемых по отраслевому принципу, а также прекращение экономических экспериментов, связанных с льготным налогообложением. По-видимому, этот тезис, заложенный еще в период PR-активности у предыдущего правительства, не найдет особой поддержки в процессе прагматического освоения новым правительством полученного им наследия и вряд ли будет поддержан партиями, представляющими коалиционную составляющую этого правительства.
Как неотложное задание Кабинету Министров Президент рассматривает дальнейшее уменьшение долговой зависимости страны и совершенствование системы управления государственным долгом. К концу 2002 года этот долг не должен превышать 60% ВВП, говорится в послании. Л.Кучма считает необходимым использование в зависимости от ситуации на внутреннем и международном финансовом рынках возможности взвешенного трансформирования внешнего долга во внутренний, продолжения политики активного сотрудничества с международными финансовыми организациями, а также практики запрета предоставления государственных гарантий при получении кредитов субъектами предпринимательской деятельности, запрета реструктуризации или списания задолженности по кредитам, привлеченным государством, или под госгарантии.
Это задание новому правительству несет в себе одновременно и немалый критический заряд в адрес прежнего Кабмина, одним из наиболее рекламируемых достижений которого является «удачная» реструктуризация долговых обязательств Украины. По мнению Счетной палаты, эта реструктуризация является, во-первых, следствием неудачного управления со стороны правительства и Минфина государственным долгом и отсутствия прогнозной оценки платежеспособности государства. Во-вторых, ее финансовым результатом стали дополнительные расходы госбюджета в 2002 — 2007 годах в сумме $613 млн. или более 3,3 млн. грн. И, в-третьих, из-за неудачи правительства В.Ющенко с реструктуризацией коммерческих долговых обязательств Парижскому клубу кредиторов и Туркменистану только на протяжении 2000 года уже накоплено почти $250 млн. просроченных обязательств.
По мнению Счетной палаты, исходя из невозможности получения в значительных объемах внутренних заимствований из-за реструктуризации долга правительства перед Нацбанком Украины и коммерческими банками, утраты доверия граждан в связи с неудовлетворительным решением проблем погашения изъятых ранее сбережений граждан, правительство Украины не имеет в долговременной перспективе альтернативы составлению и выполнению профицитных бюджетов. Специалисты палаты не считают их каким-то достижением правительства, а наоборот указывают, что они могут иметь негативное влияние на темпы роста экономики и благосостояния граждан. Так что правительство А.Кинаха, кроме положительных изменений в макроэкономических показателях, получило в наследство от правительства В.Ющенко еще и бюджетную мину. Обезопасить ее предстоит в условиях предвыборной кампании и, скорее всего, популистского шума многих участников бюджетного процесса.