В конце 2008 — начале 2009 годов в газовых отношениях между двумя странами возник и развился небывалый кризис, которого до сих пор еще не было. Украинская пресса об этой проблеме много писала.
Заметим, что согласно Меморандума между правительствами России и Украины о сотрудничестве в газовой сфере от 2 октября 2008 года, переход на рыночные среднеевропейские цены на газ для Украины должен был происходить поэтапно на протяжении трех лет. Подписав этот меморандум, премьер-министр РФ Владимир Путин постарался забыть о нем. Предлогом для этого стало то, что Украина не рассчиталась за потребленный газ. Хотя здесь необходимо уточнить, что мы сами опрометчиво вооружили россиян аргументами для обоснования их сегодняшних требований, создав в конце года задолженность за газ, закачанный в подземные хранилища.
Поскольку газовые конфликты с Россией у нас происходят каждый год, а насчет стратегических намерений России я осведомлен и не имею относительно них иллюзий, то предупреждал руководство государства и, в частности, Минтопливэнерго об энергетической угрозе с боку России, а также пытался привлечь к ней внимание общественности и законодателей. Но наш парламент не работал, происходило противостояние и на высшем государственном уровне. Кремль этим удачно воспользовался для создания в Украине энергетического кризиса.
Стоит также заметить, что Российская Федерация не скрывала своих намерений: руководство «Газпрома», Путин и даже президент Медведев неоднократно говорили о новых ценах на газ для Украины с 1 января 2009 года. При этом называли цифры — вплоть до $500 за 1000 кубометров.
В таких условиях агрессивный стиль поведения России относительно Украины должен был насторожить Западную Европу. Ведь там должны помнить, что во времена Л. Брежнева в СССР была поставлена задача построить необходимое количество газопроводов для обеспечения максимального присутствия СССР на энергорынке Западной Европы. Энергетическая зависимость европейцев от СССР позволяла использовать нефтегазовый фактор для политического влияния на европейские страны. Особенно это касается системы договоров «газ в обмен на трубы» и строительства трансконтинентального газопровода Уренгой — Помари — Ужгород — Западная Европа. В частности, под строительство этого газопровода СССР предложило ФРГ цену в 70 долларов за тысячу кубометров газа, что было в трое меньше внутренних немецких цен на газ. При этом оплата за немецкие трубы большого диаметра с боку СССР была целиком рыночной. Это стало причиной заинтересованности западноевропейских деловых кругов в энергетическом сотрудничестве с СССР, что повлекло за собой изменения в политических отношениях между странами-членами НАТО и Советским Союзом. Появление таких связей между европейскими странами и СССР провоцировало споры и недоразумения среди союзников по НАТО и, в конце концов, повышало влияние на европейцев с боку главного неприятеля США.
Действия СССР сразу уразумели в Вашингтоне. В декабре 1979 года, вследствие ввода советских войск в Афганистан, американский президент Д. Картер прибег к запрету на поставки в СССР оборудования и технологий для нефтегазовой промышленности. Впоследствии эти меры Картера стали важными составляющими политики администрации президента США Р. Рейгана, которая существенно расширила перечень оборудования, на которое распространялось эмбарго. Директивы Совета национальной безопасности США 1982—1983 гг. о запрете на поставки оборудования к СССР и противодействие строительству газопровода стали одними из главных причин срыва 11-й пятилетки (1981—1985 гг.) в СССР. Ограничение поставок бурового оборудования уже в 1982 году привело к тому, что в стране впервые не выполнили план по добыче углеводорода. Американское эмбарго, несомненно, достигло своей цели: вместо того, чтобы быть главным источником валютных поступлений для советской экономики, ТЭК превратился в один из главных их потребителей. Тогда европейские участники проекта газопровода Уренгой — Помари — Ужгород — Западная Европа отказались от строительства второй очереди газопровода, которая предусматривалась советским проектом. Под давлением США Международное энергетическое агентство ввело требования относительно диверсификации источников поставки энергоносителей (не больше одной трети импорта из одной страны-поставщика).
Очевидно, что сегодня Путин и Медведев пытаются реализовать бывшие намерения ЦК КПСС, излагая свою наступательную политику в «Энергетической стратегии РФ на период до 2020 года». Официально провозглашен курс на создание «энергетической сверхдержавы», которая использует свои запасы энергоресурсов как инструменты усиления своего геополитического могущества. Стратегия декларирует активное участие России в выработке мировой энергетической политики. Для реализации этих намерений Россия должна установить контроль над всей цепью от месторождений углеводорода в Средней Азии до транзитных газопроводов и предприятий-поставщиков газа на европейских рынках сбыта. Это позволит диктовать цены на рынке. В значительной степени это уже реализовано. Под контролем «Газпрома» оказались газопроводы в Средней Азии, Молдове, Армении, Беларуси (Минск был вынужден продать 50% своей «трубы» в обмен на газ), Прибалтике и даже Финляндии и Словакии. Удержали контроль над своими газотранспортными системами Украина, Грузия и Азербайджан.
Но Путин в чем-то и превзошел бывший ЦК КПСС. Он пытается создать под российским управлением международный газовый картель (по аналогии с Организацией стран-экспортеров нефти), который бы монопольно определял и поддерживал на высоком уровне мировые цены на природный газ. Впервые Путин выдвинул эту идею еще в 2002 году во время переговоров с президентом Туркменистана Ниязовым. 21 октября 2008 года на встрече в Тегеране глава правления «Газпрома» О. Миллер и министры нефти и энергетики Ирана и Катара заявили о создании «газовой тройки» — этакой «газовой ОПЭК». На 18 ноября 2008 г. планировалось окончательное оформление этой организации, которая «должна обеспечить установление справедливой цены на газ». Чтобы обеспечить себе максимально возможное влияние на решение будущей организации, Путин предложил разместить ее штаб-квартиру в Санкт-Петербурге и даже пообещал взять на себя расходы по ее содержанию и предоставить новой организации дипломатический статус. Однако благодаря позиции Катара россиянам не удалось провести эти решения. И в мире поняли намерения Путина. Так, заместитель главы комитета по иностранным делам Конгресса США Илеана Роз-Летинен требовала в письме к государственному секретарю Кондолизе Райс проинформировать правительство России, что «создание газового картеля будет рассматриваться как умышленная угроза США, а сама «газовая ОПЕК» — не что иное, как глобальная организация, занимающаяся стяжательством и рэкетом!»
Какие цели преследует Кремль, используя газовый фактор? Речь идет о том, чтобы разрешить глобальный для России вопрос: добиться контроля над газотранспортной системой Украины. Россия хорошо понимает, что мы имеем возможность уравновесить ее газовое влияние за счет газотранспортной системы, которая обеспечивает сегодня 78% экспорта российского газа в Европу и Турцию. Поставив Украину на колени, Россия хочет дискредитировать само наше государство перед Европой и миром как ненадежного партнера, вора, который крадет российский газ, предназначенный для европейских стран. Таким образом она хочет дестабилизировать экономическую и политическую ситуацию в Украине, еще больше расколоть общество и политиков. При этом первоочередное значение предается намерениям противодействовать украинским надеждам на сближение с Европой и НАТО, заострить обстановку в Крыму и даже доказать миру правдивость слов Путина, обращенных к президенту США Бушу во время апрельского саммита НАТО в Бухаресте в 2008 году: «Ты же понимаешь, Джордж, что Украина — это даже не государство». Речь идет также об улучшении финансового положения России, ведь цена на нефть по сравнению с прошлым годом резко упала. А цена на газ для стран Западной Европы вычисляется по специальной формуле и определяется ценой на нефтепродукты. Поэтому в 2009 году следует ожидать резкого сокращения прибылей «Газпрома» от экспорта газа. Предложенная Путиным цена газа для Украины на уровне $450 за 1000 кубометров уже сегодня выше европейских. А через несколько месяцев, если цена на нефть не поднимется, Украина будет платить России за газ уже намного большую цену, чем в Европе. Такая ситуация уже была в 1998 году.
Россия боится также возможного появления альтернативных путей поступления природного газа в Европу. Ведь если они появятся, то она потеряет позиции монополиста на европейском газовом рынке. Отметим, что сегодня, из-за задержки с введением в эксплуатацию новых месторождений (Бованенковского на Ямале и Штокмановского на арктическом шельфе), Россия не имеет достаточных объемов газа собственной добычи. А традиционные регионы добычи газа на севере Западной Сибири (Медвежье, Заполярное, Уренгойское и др.) находятся на стадии сокращения добычи, поэтому их запасы в значительной степени исчерпаны. Если прогнозные запасы России оцениваются в объеме до 48 трлн. кубометров, то запасы так называемого Большого Близкого Востока (собственно, сам Близкий Восток, а также Египет и Каспийский регион) составляют 79,390 трлн. кубометров. Из них Иран — до 28 трлн., Катар — 26 трлн. Перспектива выхода газа из этих стран на европейский рынок очень пугает россиян, которые могут отойти на второй план и потерять свое нынешнее монопольное положение. Реальными новыми запасами России являются месторождения Ямала (около 9 трлн. кубов) и Штокмановское месторождение (3,3 трлн. кубов) в Баренцевом море (за 600 км от побережья в районе Мурманска, морские глубины 300—350 м). Но их разработка является технически сложной и затягивается во времени. Поэтому Россия, препятствуя возможному поступлению иранского газа, построила газопровод «Голубой поток». С этой же целью Россия блокирует строительство европейского газопровода «Набукко» через Турцию, «проталкивая» проект своего газопровода «Южный поток».
Также проведены переговоры с Австрией о покупке «Газпромом» 50% компании OMV Gasіnternatіonal, которая по существу является обладателем центральноевропейского энергетического узла — системы газопроводов с подземными хранилищами в Баумгартене. Эта система обеспечивает интеграцию существующей европейской ГТС и должна служить входными воротами для газопровода «Набукко». То есть, беря ее под свой контроль, Россия будет пытаться присоединить именно к этому энергетическому узлу свой «Южный поток», обойдя таким образом «Набукко».
Учитывая ситуацию, сложившуюся что касается альтернативных от российского путей поступления газа в Украину и Европу, самым перспективным и выгодным является проект «Белый поток», который может выполнять роль самостоятельного газопровода. Именно поэтому мы должны заинтересовать в перспективах такого газопровода как страны Каспийского бассейна и Центральной Азии, так и страны Европы. Он может пролечь через воды Каспия, по территории Азербайджана и Грузии к порту Супса, а потом, через Черное море, — в Феодосию. Присоединение «Белого потока» к украинской ГТС полностью обеспечит транзит газа в Европу.
Абсолютно очевидно, что Россия не будет наблюдать за «альтернативными усилиями» Украины в газовой сфере, сложив руки. Например, 3 февраля 2006 года, во время визита в Турцию глава правления ОАО «Газпром» О. Миллер фактически предложил этой стране выгодные условия, которые бы позволили России присоединиться к «Набукко», в качестве источника газа, заменив Иран. Речь идет о присоединении к этому проекту российского «Голубого потока». Стратегической целью России в этом случае является недопущение возможности поставки иранского газа к европейским потребителям в обход России или без участия «Газпрома». То же самое касается возможности перспективной поставки к «Набукко» газа из Египта.
Следовательно, использовав Украину как разменную монету, Россия пытается обойти наше государство при помощи обходных газопроводов, чтобы минимизировать свою зависимость от транзита по украинской территории. А газовый кризис используется ей, чтобы запугать европейцев и ускорить строительство уже существующих двух проектов таких обходных газопроводов — «Северного потока» и «Южного потока». Кроме того, Путин в очередной раз предложил европейцам в качестве альтернативы постоянным газовым конфликтам России с Украиной приватизировать нашу газотранспортную систему. Таким образом, Россия сможет сохранить свое монопольное положение в газообеспечении Европы, а европейцы, за разговорами о ненадежности транзита через Украину, не заметят, что они так и не избавились от зависимости от российской газовой иглы. Так, они могут дождаться, что Кремль начнет с ними вести себя, как сейчас с Украиной.