Характерное для лета размеренное течение политической жизни на Закарпатье прервало решение Береговского райсовета от 17 июня об обязательном исполнении при открытии сессии райсовета наряду с украинским еще и венгерского гимна. Это решение является не первым, и, скорее всего, не последним, камнем в монумент раздора между украинцами и венграми, который на протяжении последних лет авантюристы от политики упрямо пытаются выстроить в нашем крае. Несмотря на то, что со времени принятия этого провокационного решения прошло уже две недели, свое отношение к нему выразило лишь одно должностное лицо области — заместитель председателя областного совета Андрей Сербайло, который назвал исполнение гимна чужого, пусть даже и соседнего и дружественного государства на сессии представительского органа Украины даже за пределами удивления. Есть еще и протест Береговского межрайонного прокурора с требованием немедленно отменить это решение. Но пока что прокурорский демарш является гласом вопиющего в пустыне, поскольку народные избранники собираться на сессию не спешат, ожидая дальнейшего развития событий и... указаний.
КОЛЫШЕТ ВЕТЕР ВЕНГЕРСКИЙ ФЛАГ НА... СЕЛЬСОВЕТЕ
А начиналось все в далеких уже 90-х годах прошлого века, когда по инициативе местных венгерских культурных союзов были возвращены исторические названия населенным пунктам края. Тогдашний Закарпатский областной совет, который принимал решения в 1995 и 2000 годах, очень своеобразно восстановил историческую справедливость: старые названия вернул лишь венгерским и румынским селам, полностью проигнорировав украинские. В результате Петрово стало называться Пийтерфолво, Дяково — Неветленфолу, Заболоття — Фертешолмаш, Новое Село — Берегуйфалу, а благозвучные Брустуры так и остались советизированным Лопуховым, Немецкая Мокрая — Комсомольском, Извор — Родниковкой, Требушаны — Деловым. Интересно и то, что восстановленные венгроязычные названия населенных пунктов, выговорить которые украинцу не всегда по силам, на украинском языке не дублируются, в украиноязычных СМИ в переводе не подаются. Зато для венгроязычной прессы Закарпатья не существует Ужгорода, Мукачево, Свалявы или Рахова. Они именуют их исключительно Унгвар, Мункач, Сольво и Раго.
Следующим шагом было массовое вывешивание венгерских флагов на зданиях местных органов государственной власти и местного самоуправления. На здании Береговской РГА, сельсоветах, школах, детсадах и ФАПах наряду с украинским стягом реет и венгерский уйшаг. На протесты украинских общественно-политических организаций был стандартный ответ: это, мол, не государственный, а национальный стяг, который символизирует здешнее национальное меньшинство. Аргументы такого плана, что в соседних Венгрии, Словакии или Румынии ничего подобного нет, не воспринимали ни руководители венгерских организаций, ни чиновники областной власти Закарпатья, ни стражи порядка. Так эта бессмысленная государственная двухфлаговость на Закарпатье существует и в настоящее время.
Острую дискуссию и общественное противостояние повлекло в 2008 году поддержанное областной властью (Закарпатские ОГА и областной совет тогда возглавляли бывший первый заместитель Виктора Балоги О. Гаваши и бывший его первый помощник М. Кичковский) восстановление памятных знаков Венгерского государства на территории Закарпатья — орла-турула в Мукачевском замке и памятника на Верецком перевале — монументов, символизирующих 1100-летие прихода венгерских племен в Карпатскую низменность и обретение ими своей родины. В 1996 году, когда венгры отмечали 1000-летие упомянутого события, подобный памятник уже был установлен на Верецком перевале. Тогда птица простояла около 20 лет, и после того, как в 1919 году территория Закарпатья вошла в состав Чехословакии, памятник был демонтирован по указанию Праги как имперский знак чужого государства.
В помпезном открытии обновленных символов Великой Венгрии должны были принять участие президент Украины В. Ющенко и президент Венгрии Л. Шойом. Однако, ввиду протестов общественности Закарпатья, главы государств от участия в этой церемонии отказались. (Кстати, буквально через год, в марте 2009 года, власть Румынии не дала разрешения на посадку президентского самолета, когда Ласло Шойом собирался посетить населенные венграми регионы этой страны, и он добирался в Румынию на автомобиле, а в августе того же года, когда Л. Шойом попробовал посетить словацкий город Комарно, в котором большинство населения составляют венгры, премьер Роберт Фицо назвал венгерского президента «нежелательным гостем», в результате чего тот вынужден был повернуть на словацко-венгерской границе назад).
О недопустимости сооружения памятника, являющегося символом чужого государства, именно на Верецком перевале — месте расстрела венгерскими оккупантами в марте 1939 года защитников Карпатской Украины, предупреждали власть Закарпатья и представители целого ряда областных организаций политических партий, научные работники, журналисты. Однако к их голосу тогда не прислушивались, и монумент поспешно открыли. А в этом году эта, ну очень своеобразная, архитектурная композиция стала в прямом смысле горячей точкой в украинско-венгерских взаимоотношениях: среди ночи 19 февраля кто-то развел около груды камней, которые и являются тем самым памятником, костер. Несмотря на то, что монумент раздора находится на горе вдалеке от населенных пунктов, работники милиции успели не только заблаговременно прибыть туда, пока еще огонь не погас, но и очень быстро задержали вероятных поджигателей. По версии стражей порядка это — дело рук активистов ВО «Свобода». Сейчас дело находится на рассмотрении в Воловецком районном суде. Детали этой весьма пикантной и запутанной истории заслуживают отдельной публикации.
ПРАВЫЙ МАРШ
С победой на парламентских выборах 2010 года в Венгрии правой консервативной партии ФИДЕС Виктора Орбана (52,7%) и радикальной шовинистической силы «Йоббик» Габора Вона (16,7%), политика ностальгирования по Великой Венгрии и провоцирования соседей стала, к сожалению, системной. Дело в том, что социально-экономическая ситуация в соседней нам стране является очень непростой. Страна имеет огромные долги, находится на грани дефолта. Граждане Венгрии не менее чем украинцы недовольны действиями своей власти. За 8-летний период правления социалистов Ференца Дюрчаня — Гордона Байнаи, который сопровождался коррупционными скандалами, на улицах Будапешта не раз закипали страсти, переходившие в жестокие столкновения с полицией. Имея перед глазами пример политического фиаско социалистов (19% голосов), теперешняя власть хочет любой ценой удержать избирателей. Поскольку в экономической плоскости это сделать очень непросто в любое время, а в условиях кризиса — тем более, основной акцент делается на привычном уже раздувании национал-шовинистических чувств.
При теперешней власти парламент Венгрии в мае 2010 года принял закон о получении гражданства этническими венграми, проживающими в других странах, который вступил в силу с 1 января 2011 года. Цель закона, как утверждают в Венгрии, — моральная поддержка своих этнических групп, которые по различным причинам очутились за пределами исторической родины. Отныне процедура его получения очень упрощена: претендент должен предоставить справку о несудимости, доказать свое венгерское происхождение (предъявить архивную выписку, что кто-то из ближайших родственников родился на территории бывшей Венгрии) и продемонстрировать базовые знания венгерского языка. «Венгерское гражданство — это, в первую очередь, возможность свободно передвигаться на территории ЕС, искать там работу и тому подобное. Поэтому закарпатцу оно очень выгодно: в нашем регионе, как известно, чуть ли не самый высокий уровень безработицы в стране, и наш народ при любой власти ездил по всему миру и зарабатывал деньги на хлеб. И если предоставляют возможность без всякого оформления дополнительных документов передвигаться в шенгенской зоне, такая акция, конечно же, имеет много сторонников. Но, кроме того, что это нарушение действующего законодательства, «венгерский» пряник имеет и политический вкус. Ведь, чтобы получить венгерский паспорт, претенденты должны... присягнуть на верность Венгрии и взять на себя обязанность ее защищать. То есть человек, живущий в Украине и считающий себя украинским гражданином, присягает на верность другому государству. Это же непосредственная угроза Украине», — так комментирует ситуацию с двойным гражданством председатель Закарпатской организации ВО «Свобода» Олег Куцин.
Его тревогу разделяет и Служба безопасности Украины. В конце апреля в управление СБУ в Закарпатской области с целью выявления и документирования возможных фактов нарушений требований действующего законодательства было приглашено на собеседование 20 граждан Украины венгерской национальности, которые в помещении Генерального консульства Венгрии в Ужгороде присягнули на верность Венгерской Республике и получили документ о возвращении им венгерского гражданства скрепленный подписью президента Венгрии и печатями министерства иностранных дел и министерства юстиции Венгерской Республики. В документе содержится также текст присяги, в которой человек, его подписавший, признает Венгерскую Республику своей родиной и присягает ее защищать и служить «в зависимости от сил и способностей». Собранные материалы СБУ намеревается направить в МИД Украины для получения от официальных представителей Венгрии соответствующих объяснений. Вице-премьер правительства Венгрии Жолт Шемьен сразу заявил об обеспокоенности венгерской власти событиями на Закарпатье и о поддержке этнических венгров, пожаловавшихся Президенту Украины на действия областного СБУ, однако обещанного официального заявления венгерского МИДа нет до сих пор.
ЗА ЧЕЙ СЧЕТ ЧАРДАШ?
Венгерское национальное меньшинство на Закарпатье составляет около 12% населения. Больше всего их проживает в Береговском районе, где они составляют 76,1%. Несмотря на то, что между двумя политическими организациями — Демократической партией венгров Украины (лидер — городской голова Берегова Иштван Гайдош) и Обществом венгерской культуры Закарпатья (руководитель — бывший нардеп Украины Миклош Ковач), существует жесткая конкуренция, которая временами переходит в противостояние как за венгроязычных избирателей, так и за право получать материальную поддержку из Будапешта, не говоря уже о столкновении интересов при решении чисто меркантильно-прагматических вопросов на местном уровне. Однако когда появляются вопросы межнациональной проблематики, члены и сторонники этих организаций забывают о межпартийных дрязгах и достигают понимания и единства в действиях. Более того, даже члены таких собственно украинских организаций, как Партия регионов, «Єдиний центр», «Фронт змін» или любых других действуют вопреки партийной дисциплине и по зову сердца. Венгерского, конечно.
Их патриотические чувства не остаются незамеченными официальным Будапештом. Венгерская власть финансово поддерживает национально-культурные, образовательные, спортивные и медийные организации этнических венгров Закарпатья. В начале 2009 года Будапешт выделил для нужд закарпатских венгров 3 млн грн. О суммах этого года конкретно сейчас речь не идет. Не этот ли фактор как раз и является катализатором для принятия венгерскими организациями Закарпатья решений, подрывающих взаимодоверие между двумя наибольшими национальными общинами края и сеющих недоверие между простыми людьми, которые в повседневной, лишенной политической заангажированности жизни, относятся друг к другу с уважением и взаимопониманием, и являются абсолютно одинаково социально незащищенными? Потому что рост коммунальных тарифов, цен на продукты питания, снижение доходов и невозможность трудоустроиться, тотальная коррумпированность власти и незащищенность гражданских прав в нашем обществе имеют поистине интернациональный характер.
КОММЕНТАРИИ
«ФАКТЫ ПОЛУЧЕНИЯ УКРАИНЦАМИ ГРАЖДАНСТВА ДРУГОГО ГОСУДАРСТВА ДОЛЖНЫ БЫТЬ ПРЕДМЕТОМ РЕАГИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВА»
Александр СУШКО, директор Института евроатлантического сотрудничества:
— Что касается решения Береговского райсовета вывешивать рядом с украинским флагом венгерский — это вопрос не столько международного значения, сколько соблюдения законов внутри Украины. В частности, недавно Конституционный Суд принял решение относительно Закона о красных флагах и установил, что не могут наряду с государственными символами использоваться какие-то другие. Это устанавливает правовой прецедент, по которому решение органа местного самоуправления можно считать незаконным. С другой стороны, не может не настораживать тот факт, что именно сейчас начинают разыгрываться национальные карты нацменьшинств в том формате, в котором они никогда не разыгрывались. В частности, это всегда касалось правых партий Венгрии, всегда использующих национальный фактор как фактор консолидации собственного электората внутри Венгрии. Они всегда проводили политику в поддержку венгров за рубежом, в том числе и в Украине, где проживает значительное венгерское меньшинство. В силу того что сейчас там у власти именно такое правительство, эти вопросы актуализировались. Кстати, такая политика Венгрии в национальном вопросе уже стала предметом критики в Евросоюзе. Она фактически обусловила общий неуспех венгерского председательства в ЕС, которое сейчас завершилось и не могло быть эффективным из-за отсутствия доверия к венгерскому правительству. Безусловно, это не прибавляет доверия и в украинско-венгерских отношениях. Но опять же мы должны четко различать вопросы, касающиеся внутренних украинских политических игрищ и международных отношений, потому что они не всегда тождественны. В Украине тоже есть силы, пытающиеся играть на национальных противоречиях, обостряя их время от времени, чтобы создавать выгодную для себя атмосферу, информационные поводы и фон для реализации собственных интересов.
По поводу выдачи венгерских паспортов украинским гражданам. Я не уверен, что в этом вопросе действия украинских властей эффективны, хотя понятно, что нужно реагировать на факты, влекущие за собой нарушение Конституции Украины. Она не предусматривает двойного гражданства. Конечно, факты получения украинцами гражданства другого государства должны быть предметом реагирования государства. В то же время я не уверен в том, что СБУ может выступать игроком в международных отношениях, в том числе в украинско-венгерских. В этом случае должна быть позиция государства, в частности Министерства иностранных дел, если возникает такая необходимость. У меня нет информации относительно того, кто был привлечен в СБУ. Но, на мой взгляд, эти данные свидетельствуют об отсутствии координации и определенного виденья со стороны украинского правительства того, как действовать в такой ситуации. Подобные случаи возникали и с Россией, и с Румынией. Поэтому здесь мы должны понимать обстоятельства, побуждающие граждан к получению венгерского гражданства. Иметь венгерский паспорт выгодно, он дает возможность путешествовать по миру и Европе, а также работать, где тебе угодно. В то же время венгерское законодательство — действия органов власти обусловлены их нынешним законодательством. Ни Украина, ни Венгрия не обязаны согласовывать свои законы о гражданстве друг с другом. Соседняя страна действует в рамках собственного законодательства, тогда как Украина требует соблюдения своих законов. Здесь есть проблема, которая может быть вынесена и на обсуждение Совета по вопросам сотрудничества между Украиной и ЕС.
На счет того, какие меры следует принимать властям в этой ситуации. Я не уверен, что было бы правильно давить на граждан, запугивая их санкциями. Намного правильнее было бы проводить качественную информационно-разъяснительную политику относительно возможных последствий получения гражданства другого государства. В то же время здесь Украина тоже не до конца сильна, потому что сейчас нет процедур лишения гражданства Украины. Конституция это предусматривает, но нет ни одного прецедента. Поэтому люди, получающие венгерское гражданство, знают, что им ничего за это не будет. Возможно, здесь есть вопрос относительно уточнения и разработки дополнительных законодательных актов, которые бы усовершенствовали процедуру, с одной стороны, получения гражданства Украины, но с другой — и выхода из него или его потери при получении гражданства другого государства. В то же время это не оптимальный выход. Множественное гражданство в мире — узаконенный факт, и оно очень распространено. Ведь если мы будем принимать репрессивные меры по отношению к гражданам, воспользовавшимся возможностями, предоставленными законодательством Венгрии, мы просто потеряем своих граждан. Здесь нужны комплексные решения, которые учитывали бы ситуацию. Я думаю, что Украина еще не готова к принятию множественного гражданства. Самое худшее — предпринимать какие-то «кавалерийские» атаки, которые будут иметь вид простого раскручивания скандалов с получением паспортов теми или иными людьми. Это не придаст Украине авторитета. Я считаю, что нужно провести комплексные консультации с венгерской стороной для того, чтобы объяснить им, что есть конфликт законодательства и что на территории Украины есть определенные ограничения для применения некоторых законов Венгрии, дающих права венграм за границей.
«ВЕНГЕРСКОЕ ГОСУДАРСТВО НИКОГО НЕ ПОБУЖДАЕТ БРАТЬ ЭТИ ПАСПОРТА»
Чилла ФЕДИНЕЦ, Институт исследования этнично-национальных меньшинств Венгерской академии наук:
— Я считаю, что выдача паспортов касается не только закарпатских венгров: другие страны тоже выдают иностранные паспорта украинцам. Но это не просто выдача паспорта. Существует соответствующий закон, по которому возможно достать эти паспорта. А воспользоваться этой возможностью — личное дело гражданина. Венгерское государство никого не побуждает брать эти паспорта.
А если это противоречит украинскому законодательству и Конституции, то почему украинская сторона не обращает внимания, почему не дает ноту венгерскому государству и не просит разъяснений.
На сегодняшний день мне неизвестно, чтобы украинская сторона направила ноту или требовала разъяснений по этому вопросу. Если такое имело место, то об этом нужно сообщать.
Что касается Словакии, то эта страна дала ответ на данный венгерский закон, изменив соответственно свое законодательство. И теперь словацкое законодательство запрещает двойное гражданство. Между тем, в Румынии это разрешается. В этой стране можно иметь сколько угодно гражданств. Тем более Румыния сама раздает свои паспорта молдаванам.
Более того, если ставить вопрос о нарушении Венгрией украинского законодательства, которое не признает другого гражданства, кроме украинского за гражданами Украины, то это нужно делать и по отношению к России, Беларуси, Словакии, Румынии. Другими словами, Украина должна четко сказать, как она относится к соответствующему законодательству о предоставлении гражданства всех соседних государств.
Что касается позиции Европейского Союза по этому вопросу: в большинстве стран Евросоюза существует двойное или даже тройное гражданство. Вообще, больше стран, разрешающих это, чем таких стран, как Украина, которые не признают двойного гражданства или запрещают его.
«...НУЖНО ВЫЙТИ НА БОЛЕЕ ШИРОКУЮ ДИСКУССИЮ, ОБСУЖДАЯ ЭТОТ ВОПРОС»
Валерий ЧАЛЫЙ, заместитель генерального директора Центра им. Разумкова:
— Получение зарубежными венграми паспорта по упрощенной процедуре стало чувствительным вопросом в первую очередь даже не для Украины, а для Румынии, Словакии, в последнее время Сербии, где количество таких подач заявлений выше, чем в нашей стране. Тем не менее, этот вопрос стал достаточно резонансным. Я объясню почему. В Украине, кроме самого факта возможности двойного гражданства, такие решения воспринимаются часто и критикуются, как расширение факторов для возрастания сепаратизма. И для того, чтобы дать оценку этому вопросу, нужно понимать, что как таковых каких-либо сознательных действий Венгрии относительно Украины нет. Сама проблема не представляет каких-то угроз национальной безопасности Украины. Хотя законодательство в этом плане несовершенно, но основной принцип, запрещающий двойное гражданство, остается ключевой нормой законодательства. Поэтому у меня нет в действительности никаких вопросов к тем украинцам венгерского происхождения, которые хотели бы упростить себе процедуру въезда в Европейский Союз, Шенгенскую зону. Я не думаю, что у них есть желание эмигрировать, принимая во внимание и то, что выдача венгерского паспорта не является автоматической. Скорее всего, их мотивация является иной. Они хотели бы свободно передвигаться в странах ЕС. И в этом смысле, я бы на это смотрел все же более сдержанно, не делал из этого какую-то угрозу национальной безопасности Украины. Но параллельно нужно задуматься о двух вещах. Во-первых, все-таки Украина должна была бы знать и должна была бы получать каким-то образом информацию. А это решение нужно согласовать со всеми нормами действующего в Венгрии, Украине и ЕС законодательства, кто из украинских граждан имеет двойное гражданство, получаемое по такой процедуре. А во-вторых, параллельно нужно думать, как ускорить процедуру упрощения визового режима для всех украинцев, которые бы хотели поехать в Венгрию и ЕС. Потому что таким образом создаются неравные условия и могут быть трения в самой Украине между теми, кто получил такой доступ, и теми, кому это запрещено.
Важна еще одна деталь. Мне понятна мотивация партий в Венгрии и венгерского руководства, но, по-видимому, этот диалог должен выйти за рамки дипломатического обсуждения. Потому что я могу компетентно сказать, что с точки зрения нашего внешнеполитического ведомства нет оснований считать, что провоцируются какие-то сепаратистские и антиукраинские настроения среди венгерской общины Закарпатья. Такого нет. Но нужно выйти на более широкую дискуссию обсуждения этого вопроса. Должно быть больше информации. Обсуждение должно проходить в европейском контексте, в том числе с точки зрения перспектив Украины. Этот диалог должен быть прозрачным для средств массовой информации, чтобы этот вопрос рассматривался в широком контексте. Тогда бы мы сняли опасения политического характера.