Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Москитный флот...

Как Украине восстановить утраченный контроль над морем?
28 апреля, 2020 - 19:16
ЯНВАРЬ 2020-ГО. ПАТРУЛЬНЫЙ КАТЕР MAРК VI ВО ВРЕМЯ ВОЕННЫХ УЧЕНИЙ / ФОТО ПРЕДОСТАВЛЕНО U.S. NAVY

Любая морская страна должна заботиться о контроле над совим морем — это аксиома, проверенная историей. Контроль над морем всегда был и остается важной составляющей системы национальной безопасности, одновременно географической, силовой и временной производной.

На закрытых морях это в первую очередь касается внутренних вод и территориального моря морской страны, а также ее исключительной морской экономической зоны и континентального шельфа, размеры и суверенный правовой статус которых определен Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года.

Обязательным условием контроля над указанными водными акваториями является способность военно-морских сил выполнять три ключевых стратегических задачи: первая — это сдерживать агрессора от нападения с моря; вторая — осуществлять контроль над важными морскими транспортными коридорами и районами ее морехозяйственной деятельности; третья — формировать и поддерживать операционно целесообразны морские зоны запрета доступа противника.

Важное значение для контроля над морем имеет время реагирование на морскую опасность — хорошо известно, что активированные угрозы лучше нейтрализовать, локализовать и ликвидировать на ранних стадиях их развития, чем ждать перерастания в масштабный кризис.

ОСЛАБЛЕНИЕ КОНТРОЛЯ УКРАИНЫ НАД СВОИМ МОРЕМ И ЕГО ВОЗМОЖНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Объединение надводных сил Военно-Морских Сил Вооруженных Сил Украины насчитывает около 50 кораблей, катеров и вспомогательных судов. Якобы серьезное количество, но все это является крайне несбалансированными, перегруженными, устаревшими и неэффективными платформами, большинство из которых годами привязано к пирсу. Как следствие, Украина не контролирует около 80% собственных суверенных морских акваторий.

Известна аксиома, что на море не существует вакуума — последние годы ярко демонстрируют опасные тенденции ползучей аннексии суверенных украинских акваторий. Главная опасность указанного заключается в том, что в определенный момент Украина, кроме моря с его путями сообщения, недрами и биоресурсами, может потерять прибрежные территории — в XXI веке море оказывает решающее влияние на прибрежные территории, а не наоборот.

ИСТОРИЧЕСКИЕ УРОКИ ПО КОНТРОЛЮ НАД МОРЕМ

История военно-морского искусства имеет ряд уроков по контролю над морем. Например, на Черном море во время Второй мировой войны эффективными в указанном контексте оказались не большие корабли Черноморского флота ВМФ бывшего СССР, а... боевые катера, то есть асимметричный по отношению к основным силам противника москитный флот. Значительный и эффективный вклад в борьбу за контроль над морем внесли яркие представители семьи военно-морских москитов тех времен — торпедные катера. По состоянию на январь 1942 их количество на ЧФ составляло 83 единицы.

Эти малые высокоскоростные боевые платформы эффективно выполняли разноплановые задачи — ведение морской разведки и дозорной службы, поражение кораблей и транспорта (десантных барж) противника в составе конвоев и в базах, конвоирование своих судов, поиск и уничтожение подводных лодок самостоятельно и совместно с катерами-охотниками, высадка морского десанта и диверсионных групп, разграничение проходов в бухтах, нанесение ударов по береговым объектам и подавление огневых средств противника на побережье, разминирование фарватеров от донных неконтактних мин взрывами глубинных бомб и минные установки в водах противника и прочее.

Торпедные катера в Черном море применялись в течение всего календарного года, в различных метеоусловиях днем и ночью. Огромную роль играли разумная инициатива командиров, обучаемость экипажей и грамотные тактические приемы применения. Среди важных тактических свойств этих катеров следует отметить малозаметность, высокую скорость и маневренность — благодаря этому во время торпедных атак противник часто не мог обнаружить направление ударов и не имел возможности вести прицельный огонь по катерам. И это при дистанциях торпедной атаки в несколько сотен метров!

Следует вспомнить, что в те времена на торпедных и артиллерийских катерах умело и результативно воевал уроженец Винницкой области — Герой Советского Союза вице-адмирал Пилипенко Владимир Степанович (1918—2005). За годы войны под его командованием было потоплено 11 вражеских кораблей и сбит один истребитель. Известны его победные поединки с преобладающим в силе противником — с шестью торпедными катерами (один был подбит катером под командованием Пилипенко, остальные отступили) и четырьмя сторожевыми катерами (один — потоплен, два —  выведены из строя).

НАШИМ СТРАГЕГИЧЕСКИМ ЗАДАНИЯМ НА МОРЕ ОТВЕЧАЕТ СОВРЕМЕННЫЙ МОСКИТНЫЙ ФЛОТ

В сложившихся условиях Украине целесообразно опираться на исторический опыт и не терять время, ибо ползучая аннексия морских акваторий не останавливается. Это означает выбрать приоритетами создания эффективных военно-морских возможностей для контроля над морем путем гарантированной защиты уязвимых / узких мест (их несколько) в пределах исключительной морской экономической зоны государства.

Эти способности должны: а) быть асимметричными относительно существующих угроз, то есть мощными и смертоносными для врага, одновременно такими, которые трудно найти и уничтожить из-за малозаметности, иметь высокую скорость и маневренность; б) не требовать длительного времени для их создания. Указанным требованиям отвечает современный москитный флот — мощное, сбалансированное прооперацийной задачей объединение ракетных, патрульных и амфибийных катеров.

К сожалению, на теме москитного флота, к созданию которого Украина еще не приступала, возникло много спекуляций — от целенаправленной подмены терминологии до распространения надуманных фейков. Принципиальным является то, что москитный флот — это не о любых катерах в целом, даже с артиллерией или пулеметами на борту. Речь идет о нескольких десятках высокотехнологичных, скоростных и маневренных, с достаточной мореходностью (до 6 баллов) и автономностью современных боевых катеров с мощным вооружением на борту, способных обеспечить асимметричный контроль Украины над собственным морем и, в случае необходимости, осуществить эффективное смертоносное влияние на агрессора.

Москитное объединение способно эффективно выполнять указанные выше три ключевых стратегических задачи на море, конечно, не путем стоянки в базе или эпизодического пребывания в море — этот подход должен быть заменен боевой службой и боевым дежурством по принципу: в море — дома, на берегу — в гостях. Само море, никак не штабные коридоры или ношение военно-морской формы, выращивает настоящих морских офицеров и адмиралов, это является ключевым в военно-морской службе.

Важно отметить, что на создание москитного флота направлена утвержденная в 2018 году Стратегия Военно-Морских Сил Украины до 2035 года.

ИЗБЕЖАТЬ ХРОНИЧЕСКИХ ОШИБОК

Серьезной проблемой остается континентальность мышления политического истеблишмента Украины. К сожалению, мало кто на профессиональном уровне вникает в суть проблематики морской безопасности, изучает исторические уроки войны на море и имеет представление о военно-морском искусстве. Как следствие, профессиональные знания и опыт реальной военно-морской службы в море остаются востребованными, а в государственной экспертизе военно-морской проблематики и обосновании политических решений преобладают схоластические тенденции и печально известная политическая целесообразность.

В этих условиях по-прежнему оговоркой остается определение приоритетным направлением строительства серии национальных многоцелевых корветов проекта 58250. Мало кто вспоминает отсутствие прогресса после закладки головного корабля этой серии в 2010 году и одновременно потраченные за десять лет значительные государственные ресурсы, может подсчитать реальные бюджетные показатели построения главного корвета в существующих условиях, когда в Украине для этого нет ни возможностей, ни достаточных ресурсов.Относительно неблагоприятного соотношения критерия стоимость / эффективность и малой операционной веса указанных кораблей в ближней морской зоне вообще мало говорится.

Речь даже не о верфи для этих корветов — ее определение является простой проблемой. Строительство кораблей такого класса требует соответствующих комплексных институциональных, технико-индустриальных, профессиональных, финансово-экономических, кооперационных, в том числе на международном уровне, и других условий, которых на сегодня в Украине нет. Сначала их следует создать, что требует времени и ресурсов, построить инфраструктуру базирования, которой также нет, а потом браться за системное дело строительства национального корвета — опыт Турции, нашего партнера в Черноморском регионе, ярко свидетельствует в пользу именно такого подхода.

Следует также помнить, что кошелек государственных ресурсов — один, и если бюджетные средства вкладываются в дорогостоящую корветную программу, она автоматически идут на закупку целесообразных москитных военно-морских платформ, таких как мультизадачни боевые катера Марк VI с современным ракетным вооружением и другие. Например, серийный катер Марк VI строится за пару месяцев, производство таких катеров возможно локализовать в Украине. Создание национального корвета, даже при самых благоприятных обстоятельствах, требует 5—7 лет и в десятки раз большего (чем на закупку Марк VI) бюджета — чем тогда в крайне опасной среднесрочной перспективе Украина будет контролировать и защищать собственное море?

Ошибочно считать, что работать своеобразное концептуальное спагетти, которое будет предусматривать направление основного бюджетного ресурса на строительство нескольких корветов и остатка — на закупку нескольких катеров. Важно отметить, что несколько катеров не решат проблему контроля над морем, это будет непродуктивным и неэффективным решением, поскольку потребность в Москито составляет несколько десятков единиц.

В КАЧЕСТВЕ ЗАКЛЮЧЕНИЯ

Традиционная концепция строительства флота в составе как крупных кораблей, так и малых катеров различных классов, малошумных подводных лодок, целесообразных вспомогательных судов, мощной морской авиации и сильной береговой обороны является отличной для условий, когда враг не стоит у ваших морских ворот и существует возможность распределить приоритеты флотского строительства по годам на долгосрочную перспективу.

Но в ситуации, когда море наполнено угрозами, а военно-морские способности Украины крайне минимизированы и на их формирование давит время и ограниченные ресурсы, нужно в короткие сроки создать эффективные объединения для действий на море, с гарантированным ресурсным обеспечением выполнения этой задачи, персональной ответственностью и жестким контролем за соблюдением определенных сроков.

В этих конкретных исторических условиях москитный флот — реальное и эффективное решение проблемы восстановления контроля Украины над своим морем.

В то же время сладкие мечты и «амбициозные» планы о ВМС на когда-то, на потом, планы-микс, в которых «всего по чуть-чуть» — от лукавого.

Игорь КАБАНЕНКО, адмирал, эксперт по вопросам обороны и безопасности
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ