Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Можно ли дважды войти в одну реку?

Рассматривая лозунг современной КПУ «Вернем страну народу!», не буду отрицать ни братства народов, ни их равенства в... бесправии
17 октября, 2012 - 11:56
РИСУНОК АНАТОЛИЯ КАЗАНСКОГО / ИЗ АРХИВА «Дня», 1998 г.

Окончание.

Начало читайте в №182 от 10.10.2012 г.

Мешает ли этническое происхождение привязанности человека к стране, в которой он родился? Только в том случае, когда он родился в цивилизационно другой среде. Тогда появляются чайнатауны по всему миру, турецкие кварталы в Берлине или мусульманские — в Париже. Для политиков этническое происхождение имеет значение, когда разрушается империя. Ведь границы национальных государств можно считать справедливыми только тогда, если они устанавливаются по этнографическому признаку. В 1917 году Центральная Рада требовала признать Украину в составе девяти губерний с преимущественно украинским населением, а Временное правительство считало украинской наполовину меньшую территорию, с которой гетман Б. Хмельницкий пришел в Российское государство. Совнарком, свергший Временное правительство, признал таки провозглашенные Центральной Радой границы, потому что хотел свергнуть ее, а большевизированные советы рабочих и солдатских депутатов находились в достаточном количестве только в южных и восточных губерниях Украинской Народной Республики. В. Ленину была нужна вся Украина, а не провозглашенная местными большевиками Донецко-Криворожская республика.

На протяжении первого десятилетия независимости в Украине не наблюдалось признаков «языковой войны». Все понимали друг друга, как понимают и теперь. Немногие из украиноязычных украинцев хотели переходить на русский язык, но так же мало русскоязычных украинцев чувствовали потребность отречься от русского языка. Но существующее состояние явно не удовлетворяло политиков, которые стали заявлять, что их языки подавляются. Кто зажег искру? Стоит ли это определять, если противоречия в языковом вопросе являются объективными? Впрочем, мало сомнений в том, что искра пришла из-за пределов Украины. Из далекого Парижа Ален Безансон заметил в ноябре 2003 года: «Существуют два препятствия для окончательного формирования украинской нации — давний дефицит элиты и старательно культивируемый Россией раздор среди украинского народа».

Наша элита, которая в последнем десятилетии закрасилась в помаранчевый и бело-голубой цвета, действительно уступает в своем интеллекте и опыте русской элите. Ничего странного, если на протяжении четверти века украинскую нацию били по голове, то есть по интеллигенции, а в следующую треть века из нее высасывали наиболее талантливых людей на высокие должности за пределы Украины. Теперь вопрос становится ребром: сможет ли украинская элита, без разницы — помаранчевая, бело-голубая или тушечная — ответить на вызовы, которые стоят перед украинским народом? Ведь речь идет сразу обо всем: политической и экономической независимости страны, отношении населения к национальной государственности, государственному языку, исторической памяти, в конце концов — национальной идентичности.

Автор многих острых и умных статей в газете «День» Игорь Лосев вполне справедливо выступил против опубликованной 19 июля 2012 года близкой к В. Ющенко национал-демократической газетой статьи под названием «Мы, конечно, не против евреев». Ко всем неурядицам нам не хватало еще и антисемитизма! Но дальше вот что пишет Лосев: «Проблема Украины не в евреях, россиянах, поляках или армянах, главная проблема Украины — в качестве украинцев. Между прочим, этнические украинцы составляют большинство и в Донецкой, и в Луганской областях, но как и за что они голосуют на выборах?» И дальше, говоря о том, что этнических украинцев в Киеве, согласно переписи 2001 года, насчитывается до 80 процентов, он подытоживает: «С количеством — все чудесно, а как с качеством?» («День», 2012, 27-28 июля). Следовательно, качество населения определяется не уровнем интеллекта и профессиональной подготовки, а по этническому происхождению, которое должно объединять одних против других — таких же граждан Украины. Политизация этничности в независимой Украине намного более опасна, чем средневековый антисемитизм.

В другой статье («День», 21-22 сентября 2012 года) И. Лосев пишет: «Национальной консолидации нам еще придется долго и болезненно учиться и воспитывать действительно патриотическую украинскую интеллигенцию вместо перепуганной интеллектуальной прислуги колониальной администрации...». Я уже начал ежиться, чувствуя себя такой прислугой, но не могу все-таки понять, когда, кому и какими методами надо воспитывать украинскую интеллигенцию в патриотическом духе? Пароли, явки, сроки? Почта, телеграф, вокзал? Будучи историком, знаю, как Сталин воспитывал украинцев за пределами УССР в русском духе. Приблизительно наполовину меньшая по территории, чем УССР северокавказская этнографическая Украина исчезла после Голодомора 1933 года. Перепись 1937 года зарегистрировала в Краснодарском крае 170 тыс. украинцев (выходцев из других регионов) и 2 442 тыс. россиян (большую часть из которых составляли местные украинцы).

4. ПОЗИЦИЯ РОССИИ

Определяя позицию России относительно Украины, украинские политики далеко не всегда отличают русское общество от государства. Поэтому они то отходят от России на максимальное расстояние, то приближаются к рубежу, который угрожает национальной безопасности. Во втором случае это углубляет раскол между украинскими регионами, угрожает распадом Украины как независимого государства и растворением большей части украинцев в «Русском мире».

В программной статье «Россия: национальный вопрос», опубликованной в «Независимой газете» (23 января 2012 г.) в канун президентских выборов, В. Путин высказывался не как будущий президент Российской Федерации, а как глава «Русского мира». Вот пример: «Освоение огромных территорий, наполнявшее всю историю России, было совместным делом многих народов. Достаточно сказать, что этнические украинцы живут на пространстве от Карпат до Камчатки». Это правда, но на расстоянии от Закарпатья до Хутора Михайловского они все-таки живут теперь у себя, в Украине.

«Историческая Россия — не этническое государство и не американский «плавильный котел», где, в общем-то, — пишет далее В. Путин, — все так или иначе — мигранты. Россия возникла и веками развивалась как многонациональное государство». И это верно, но Россия была в прошлом не просто многонациональным государством, а империей. Она развалилась, когда общесоюзный центр потерял возможность держать под контролем союзные республики СССР и государства Центрально-Восточной Европы. Главную роль в противоборстве с центром сыграла Российская Федерация, о чем В. Путин пишет с едва заметной иронией: «Продекларировав 20 лет назад суверенитет, тогдашние депутаты РСФСР в запале борьбы с «союзным центром» запустили процесс строительства «национальных государств». Вот так: многонациональное государство без кавычек, национальные государства — в кавычках.

Вышеприведенные «оговорки по Фрейду» были исключением во взвешенной и толерантной статье руководителя России. Неофициальные лица намного более откровенны. Главный редактор журнала «Политический класс» В. Третьяков сожалеет, что независимое украинское государство не было основано в 1991 году как Украинско-Русская Республика. Аргумент: «Так получилось, что Украина вышла из состава СССР с землями, в четыре раза превышающими по площади те, с которыми она когда-то с Россией воссоединилась». Вывод: « Реституционный счет истории может застучать во многих сердцах по любую сторону границ. Живое нельзя резать по живому в расчете на то, что живое не восстанет против такой шоковой политической хирургии» (Известия в Украине, 2009, 26 февраля). Вот так: натяжка с территорией (даже с Кубанью, Таганрогом и Шахтами — меньше, чем вчетверо), натяжка с термином «воссоединение», введенным тезисами ЦК КПСС к 300-летию признания гетманом Б. Хмельницким вассальной зависимости от царя Алексея Михайловича, и призыв к восстанию с обеих сторон российско-украинской границы.

Еще один, совершенно свежий факт: на телеканале «Мир», который имеет официальный статус канала СНГ, прозвучало такое мнение депутата Государственной Думы от партии «Единая Россия» Е. Федорова: следует крепить единое пространство с Украиной, а столицу России хорошо было бы перенести в Киев («День», 21-22 сентября 2012 г.).

Можно найти много свидетельств о намерении российских политиков, научных работников и журналистов задушить нас в своих объятиях. Ограничусь еще одним, что касается не территории, как в советские времена, а души народа. Мне пришлось встречаться с этим ученым в Москве на дискуссии по поводу украинского Голодомора, помню впяленные в меня оловянные глаза. Не буду называть фамилию, но многостраничный текст его рекомендаций российским политикам и журналистам относительно Украины и украинцев гуляет в Интернете. Приведу один отрывок, который не нуждается в комментариях: «Неразумно утверждать (сейчас), что «украинцы» — это «русские»: это просто не будет понято. Или отрицать наличие украинской нации. Она существует, и это факт. Вопрос о том, насколько широки будут ее географические рамки и насколько глубоко ее ценности проникнут в массовое сознание. Отрицание за малороссами права на национальную особость лишь подорвет все интеграционные начинания. Задача состоит в том, чтобы эта особость и россиянами, и самими малороссами рассматривалась как разновидность русскости, чтобы она не противоречила общерусской идее... Малорусскость может утвердиться быстрее всего среди носителей советско-украинской идентичности. Для этого она должна органично интегрировать черты советской идентичности, ее сакральные вехи и героев (боевых и трудовых)».

Такие высказывания следует выслушивать и делать выводы, но нельзя призывать к русофобии и изображать Россию историческим врагом Украины. Не следует прислушиваться только к крайним суждениям, которые всегда звучат особенно громко по обе стороны украинско-российской границы. У нас множество возможностей для взаимовыгодного сотрудничества, в котором нужно придерживаться только одного — равноправия. У нас общая многовековая история, которая должна соединять, а не разъединять народы. Мы особенно сильно пострадали в советский период — кто больше, кто меньше, это уже зависело от вождей.

Время идет, помогая нам избавиться от инерционного влияния коммунистической идеологии на психику населения. Теперь во взрослую жизнь вступает поколение, которое родилось уже в независимой Украине. Ему будет принадлежать основная роль в преодолении коммунистического наследия и превращении Украины в одну из развитых стран Европы.

Станислав КУЛЬЧИЦКИЙ,профессор
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ