Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Можно ли требовать гордости от загнанных в бедность людей?

О реакции волынян на то, что Адам Мартынюк, который собирается идти по мажоритарному округу, проголосовал за языковой законопроект
21 июня, 2012 - 12:02
ФОТО РУСЛАНА КАНЮКИ / «День»

Среди трех волынских народных депутатов, проголосовавших за скандальный законопроект «Об основах государственной языковой политики», — и первый заместитель председателя Верховной Рады Украины Адам Мартынюк. Волынянин с деда-прадеда, чьей малой родиной является один из самых отдаленных и самых бедовых из-за непростых природных условий районов — Любешовский. И именно этот район во время выборов разного уровня стабильно дает несколько десятков процентов голосов за коммунистическую партию. Потому что к ней принадлежит и Адам Иванович, который не только в этом регионе Волыни, но и в целом на Волыни пользуется авторитетом, как заметила «Дню» Ветливский сельский голова Любовь Адамовна Павлик.

При содействии народного депутата на Волыни, в частности в Любешовском и других полесских районах, как пишут местные издания, было реализовано немало проектов социально-культурной сферы. Несколько десятилетий не решался вопрос с мостом через реку Стохид в селе Березичи. И только благодаря, как писали газеты, Адаму Ивановичу в конце концов аварийный мост был заменен. Стоимость только этого проекта составляла 350 тысяч гривен, и 90 тысяч из них составила спонсорская помощь от Адама Мартынюка. Народный избранник способствует строительству клубов, библиотек и тому подобное. В Маневицком районе надеются на газификацию, так как этот район единственный на Волыни не имеет этого блага цивилизации, и даже монахи одного из местных монастырей «при содействии», как пишут, народного депутата облагородили источник...

Поэтому понятно стремление Адама Мартынюка, о чем он недавно поведал журналистам, на следующих парламентских выборах баллотироваться на родной Волыни. Вряд ли его решение отдать свой голос за языковой законопроект вызовет какие-то беспорядки или протесты. Небогатые волынские села надежды на конкретное улучшение сельского быта нынче значительным образом возлагают именно на своего земляка. Он, хоть и принадлежит к компартии, финансирует щедро и церкви.

Родное же Адаму Ивановичу село Ветли Любешовского района в последние годы неузнаваемо изменилось. Это одно из самых отдаленных сел Волыни, в свое время сюда (из-за крайне плохих дорог) даже летали пассажирские «кукурузники» из Луцка. В Ветлах за продолжительную журналистскую работу все из-за тех же дорог и отдаленности пришлось побывать всего раз лет восемь назад. Еле дотянул наш «жигулик» по той песчаной «трассе», село поразило неприглядностью, невероятно старым помещением школы. Сейчас же в Ветли (где живут и отец Адама Ивановича, и брат депутата с семьей) пролегла такая трасса, что по ней, говорят местные, можно яйца катать... В этом году на Троицу в Ветлах за один раз проведено освещение улиц длиной 9 километров, и не только центральной, но и боковых. Ветловский сельский голова Любовь Адамовна Павлик говорит, что в селе ожидают завершения строительства помещений клуба и местной больницы. На вопрос, как отнеслись земляки к тому, что народный депутат, выходец из их полесской глубинки, отдал свой голос за неоднозначный законопроект о языках, сельский председатель говорит:

— Наши люди — не политики, а селяне. Абсолютно все заняты тем, чтобы выжить, заняты работой. И хотят только, чтобы село развивалось, в нем что-то для людей строили. И мы знаем, что кроме Адама Ивановича, больше никому не нужны! — эмоционально продолжает она, потому что, говорит, даже когда не хватило каких-то 5 тысяч гривен на проект освещения села, то, чтобы не просить опять уважаемого земляка, она столько порогов оббила.

Коллега, семья которого родом из Ветел и который часто бывает на общей для них с Адамом Ивановичем малой родине, подтверждает особое отношение к Мартынюку. Ведь и село помог газифицировать, причем газ был подведен к каждому дому. Помогает людям деньгами на лечение или, не приведи Господи, если у кого-то дом сгорит... А голосование за языковой законопроект в Верховной Раде в Ветлах в частности и в полесских районах не восприняли как информационный повод для обсуждения или осуждения. В селах, говорит коллега, сейчас спешат косить сено, перед этим сажали картофель... Да и Россия волынское Полесье всегда выручала с работой. Целые села собирались и ехали то в Рязань или Липецк на свеклу, то на строительство в Москву.

И все же и на Любешовщине не все положительно восприняли результаты голосования за законопроект о языках. Хотя, конечно, вслух об этом теперь могут сказать лишь, по-видимому, единицы. Валентин Михайлович Полищук, известный на Волыни народный умелец, краевед, почетный донор (о нем есть даже страница в Википедии) — один из них. Он считает, что принятие такого законопроекта — не совсем простое, как кажется на первый взгляд, дело. Потому что может вытесняться в первую очередь язык украинский, а опыт этого он уже знает: как человек почтенного возраста (Полищук с 1940 года рождения), чья жизнь в основном прошла при советской власти и в СССР, когда вытеснялись украинские школы, язык, культура. Вот и сейчас предполагает, что с окончательным принятием законопроекта в такой редакции, как в первом чтении, не будет ни украинского языка, ни украинской церкви, собственно, и не будет государства. Говорит, что люди «все понимают, но берут деньги от всех, объясняя тем, что дорогу сделали, клуб построили, храм перекрыли...» Валентин Михайлович в полесской глубинке, которую сейчас активно «окучивают» потенциальные избранники народа в Верховную Раду, был в свое время одним из основателей районных организаций Конгресса украинских националистов и Украинского объединения ветеранов. Сейчас он заместитель председателей в обоих этих общественных объединениях. И считает, что человек, делающий что-то не в пользу государства, не может представлять это государство ни в каких органах власти...

 

 

«День» попросил оценить ситуацию авторитетных волынян, спросив у них, как они к этому относятся? Можно ли требовать гордости от загнанных в бедность людей? Если нет — то как защититься от подкупа?

Евгений СВЕРСТЮК, общественный деятель, бывший диссидент и политзаключенный:

— У Адама Мартынюка своя известная позиция. Он коммунист, а коммунисты зубы съели на борьбе против украинской независимости, соответственно — и на борьбе против украинского языка. Следовательно, они другими быть не могут, горбатого могила исправит. Если говорить об отношении к нему общества как к личности — это один вопрос, а отношение к его позиции, в данном случае антиукраинской, — другой. Я бы хотел напомнить своим землякам, что они имеют дело не с политической деятельностью и не с политическими взглядами, а с предательством того, что свято для украинской нации веками. Они имеют дело с предательством святыни — родного языка. Граждане должны иметь по отношению к этому вполне четкую моральную позицию. Это сверхполитический вопрос. Он должен почувствовать, что он здесь чужой и не может никогда быть своим. Гордости можно требовать от всех — те люди не такие загнанные и бедные, как заведено говорить. Они всегда были загнанные и бедные, и они беднее жили тогда, когда боролись за свободу против двух оккупантов. Гордости и достоинства можно требовать от каждого человека. Ведь известна поговорка: мы бедные, но честные. И на этом держится нация, традиция, здесь не может быть совершенно никакой скидки. Я могу задать вопрос: можно ли требовать гордости от тех людей, которые «ожирели» и живут, как пауки. Можно ли от пауков требовать гордости и достоинства? Я думаю, что от них меньше можно надеяться на достоинство, чем от бедных. Но я думаю, что на Волыни очень слабо ведется какая-то просветительская работа. Волынь сонная, пока ее не разбудят. И так было и во времена немецкой оккупации, она снова погрузилась в сон после советских репрессий, потом опять просыпается. У меня есть очень серьезный упрек тем волынянам, которые имеют влияние, должны иметь влияние и которые ответственны за моральное состояние нации, в частности — за своих земляков.

Леся КОВАЛЬЧУК, заслуженный учитель Украины, участница диссидентского движения шестидесятников на Волыни, лауреат премии Бориса Гринченко:

— После того, как Верховная Рада приняла в первом чтении этот злосчастный законопроект о языке, мне позвонили более десяти знакомых. Я как раз ездила в родное село на Ровенщину, поэтому даже ни радио, ни телевидения не имела и не понимала, в чем дело, почему люди так возмущены. Преимущественно это были коллеги и бывшие ученики. Они спрашивали: «Леся Григорьевна, что мы теперь должны делать? Не поздно ли уже? Или уже все потеряно?..» И готовы были идти куда-либо, чтобы защитить родной язык, а, следовательно, с ним — и Украину как государство. В то же время при общении в быту с рядовыми людьми царит полный, абсолютный скепсис. Мол, только и беды, что язык, да и поздно размахивать флагами... Мол, очень многие люди в Украине уже вообще разговаривают на третьем языке, то есть на суржике. А оно так и есть. Ведь годами даже наше неукраинское украинское телевидение планомерно убивало украинские язык и душу. Когда мы собирались на акцию протеста по поводу этого законопроекта, в Луцке на площади было более тысячи человек. Немало. Но сколько людей говорили мне по дороге, что огород зарастает сорняками, что нужно успеть продать молодой картофель, пока он в цене...

Григорий ГУРТОВЫЙ, почетный гражданин Волыни, почетный профессор Волынского национального университета имени Леси Украинки, основатель и директор Торчинского народного исторического музея, заслуженный работник культуры Украины:

— Если благотворитель щедро раздает дары незадолго до очередных выборов, даже не связывая это с выборами или с поддержкой своей политической силы, а, так сказать, из любви и сочувствия к народу, то это все равно предусмотрительное, заблаговременное покупательство голосов избирателей, создание выгодного для себя электората. Поэтому за дороги, газ, школы, библиотеки и предоставленную материальную помощь нужно благодарить, но помнить, что у тебя есть твоя родная земля, Украина, есть язык, и не предавать их. И на этой земле, в этой Украине ты постоянный, а не временный. Наши люди ведутся на подачки, так как бедные и просто не имеют выбора. 20 лет сидит кто-то в Верховной Раде, а жизнь постоянно ухудшается. Нищета большая, и она увеличивается. А где берет эти суммы, которыми «осчастливливает» народ, тот или иной претендент на его голоса?.. У нас в Торчине один молодой человек, когда к нему пожаловали массовики-агитаторы из одной политической силы, просто... выгнал их из дома и не взял предложенные 100 гривен за голос на выборах. Потом мне говорил, что даже эта мизерная, собственно, сумма была ему крайне нужна (вот такого уровня у нас нищета...), но он, мол, за такое не продается. Таких случаев только по нашему городку знаю немало. Поэтому не все потеряно.

Юрий ШЕВЧУК, профессор Колумбийского университета в Нью-Йорке и Гарвардской летней школы, автор учебника «Українська для початківців» (родом из Ровенской области, а на Волыни находился для встречи с мамой, которая сейчас проживает в городке Демидовка, что на границе Ровенщины и Волыни):

— То, как поступают эти люди — с обеих сторон — вполне укладывается в их мировоззрение. Тот, кто стремится подачками задобрить простых селян, знает, что для этих селян главное, а что второстепенное. Язык для них — непонятная величина, они ценят вещи, которые им ближе в быту. Эти люди не осознают или просто не получают надлежащего разъяснения, что он — это часть их сути, их человечности. Что следующим шагом будет их грабеж. Если, образно говоря, им заткнут глотку, то так и будет, потому что следующим шагом будет уничтожение украинского языка как такового и получение разрешения на полную свободу действий. Завтра скажут, что это уже не ваша земля, что вам нужно платить и за воздух. Язык — это просто звено в цепи, которая ведет к окончательному ограблению и унижению людей. Язык — это вопрос потому такой болезненный, что касается достоинства. Люди же разные, богатые и бедные, молодые и старые... Они отличаются языком, без него они — люди без идентичности. Бедность не освобождает от человечности и достоинства.

Владимир ЛИС, писатель, журналист:

— Полищуки бедные, там бедная земля, сейчас вырублены леса — мы видим облыселую Волынь. Такой ее делают не только олигархи, но и обычные полесские селяне, чтобы заработать. Но они исходят из некой полесской прагматичности, сугубо крестьянской, думая о том, что выгодно. И этим пользуется тот же Адам Мартынюк. Если бы он из своего кармана финансировал развитие тех же Любешевского, Камень-Каширского районов, то ему были бы честь и слава как человеку и украинцу. Но его «помощь» не от стремления отдать, а ради политического имиджа и тому подобное. Кто мне докажет, что в те объекты вложены его собственные деньги? Я об этом не знаю, очень хотел бы узнать. Хорошо, что он вспоминает о своих земляках, и земляки его очень уважают. Но это за счет не его собственных средств, ведь чиновник не может предложить людям ничего, кроме своих властных функций. Он, например, говорит: «Я построил дорогу, школу и тому подобное», а оказывается, что все это за счет государства. Это делает и Мартынюк, и Литвин, и другие. Тогда мы подходим к вопросу: а что у них есть за душой, кроме желания быть при власти? А своих земляков, так как я сам полищук, я очень понимаю, ведь им от этого финансирования действительно становится лучше. И они не понимают, что это государство делает именем Мартынюка, а именно — налогоплательщики, которыми являются и они. И в некоторых районах строятся дороги и так далее за счет государственного бюджета только потому, что оттуда Адам Мартынюк. А как быть другим районам, где никто не родился? Там совсем другие дороги, например, в том же Маневицком. Местных людей обвинять не нужно. Полищуки — такие хитрые люди, которые во все века выживали на своих бедных землях и болотах. Обвинять в моральных грехах нужно тех, кто на этом паразитирует. Компартия будет иметь очень низкий рейтинг в этих районах, но у Адама Ивановича высокий рейтинг в двух районах из этого округа. Это называется «использование служебного положения» и все. Защита от этого подкупа единственная — прийти и проголосовать так, как нужно. Мне не хочется обвинять людей, которые продаются, потому что они бедные, мне жаль их. Если они могут что-то получить от этих кандидатов (когда это нельзя сделать на законной основе), то пусть «выдаивают». Но когда зайдут в кабинку для голосования, пусть обратятся к своей совести и исторической памяти.

Наталия МАЛИМОН, «День», Луцк
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ