Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

На щите

Региональные монополии — «бизнес» будущего?
13 декабря, 2003 - 00:00


Тенденция монополизации мелкого и среднего бизнеса в регионах в последнее время становится весьма ощутимой. В частности, глава Госкомпредпринимательства Инна Богословская в одном из последних интервью назвала среди таких регионов и Донецк. События на рынке наружной рекламы (а это уровень именно среднего бизнеса) в этом городе, похоже, укладываются в означенную выше тенденцию. Участники конфликта (как компании, вытесненные из города, так и местная власть) явно уступать не собираются. С другой стороны, «ответные меры» в других регионах также нельзя исключать. А вместе все это добавляет мрачных красок в пейзаж бизнес-среды Украины и показывает, что и без того болезненная тема «чиновник — предприниматель» обещает стране новые сюжеты.

К своей книге «По ком звонит колокол» Эрнест Гемингуей выбрал очень удачный эпиграф: «Когда волной снесет в море береговую кручу, меньшей станет Европа... а поэтому не спрашивай никогда, по ком звонит колокол: он по тебе». Этими словами можно довольно хорошо описать и сегодняшнюю ситуацию в Украине, когда даже малейший конфликт в регионах может привести к переменам значительного масштаба. В частности, примером этого стали события на донецком рынке внешней рекламы — бизнесу маленькому, но достаточно мощному в плане рекламы.

Впрочем, говорить о «локальном конфликте» сегодня уже нельзя: речь идет о свободной трактовке чиновниками города Донецка законодательства Украины. Речь также идет о невозможности центральной власти повлиять на эту ситуацию: несмотря на однозначную позицию комитета по вопросам свободы слова и информации, несмотря на многочисленные запросы общественных организации, заинтересованность Антимонопольного комитета и Госпотребстандарта, местная бюрократия без колебаний применяет «право территории». Хотя начиналось все довольно спокойно, и это сбило с толку многих. В начале весны этого года в донецких газетах появились материалы, осуждавшие засилье внешней рекламы в городе. И действительно, Донецк был обезображен щитами (билбордами), нависавшими над дорогами, закрывали драматический театр, забором охватывали дороги. Журналисты, очевидно из своих источников, сообщали, что очень скоро городская власть начнет срезать щиты — поскольку большинство из них были установлены, нарушая законодательство. А начать власть должна была из наиболее массового оператора внешней рекламы — местной компании «Плазма» (собственно так считали СМИ).

Вскоре прогнозы коллег подтвердились — в донецкие компании пришли письма с достаточно непонятным содержанием: «Провести демонтаж рекламных конструкций в связи с грубыми систематическими нарушениями «Единых правил ремонта и эксплуатации автомобильных дорог, улиц, железнодорожных переездов, правил пользования ими и охраны» (Постановление Кабинета Министров от 24.12.01 г. № 1714), «Положение «О порядке размещения внешней рекламы на территории города Донецка» (Решения исполкома Донецкого городского совета № 111 от 17.03.1999 г.), а также договорных отношений с Исполкомом городского совета г. Донецка». В графе «На день проверки обнаружены такие нарушения» не было написано ничего, а подписал эти письма заместитель городского председателя Геннадий Ткаченко.

Подобные письма приходили и позже — даже в ноябре, хотя одновременно власть озвучивала другую причину — задолженность компаний перед городом. Почему эта причина не озвучивалась в предписаниях? Потому что ее нельзя было подтвердить документально — компании исправно выплачивали все налоги, чиновники же просто не знали, что поставить в вину. В результате, в этот промежуток времени из города исчезли конструкции всеукраинских фирм «БигБорд», «Октагон», «Постер», «Перехід- Аутдор», «РТМ-Украина», «Стар» (эти компании спокойно работают и развивают свои сети по всей Украине, однако в Донецке вдруг оказались злостным нарушителями) и локальных компаний «Стин» и «Рысь». Вообще в городе срезали автогеном под корень около 200 щитов внешней рекламы. Вместо этого, по данным компании UMM (Украинский Медиа Монитор), было установлено около 60 дополнительных щитов компании «Плазма», которая, возможно, и компенсировала потери донецкого бюджета. Потому что в целом ее доля на рынке Донецка выросла до 40%, а в центре города — даже до 70%. Конечно, после обращения общественных организаций, в первую очередь Ассоциации внешней рекламы Украины, в Антимонопольный комитет эта компания перешла к антикризисным действиям — теперь она стала франчайзинговой группой компаний, которые действуют под одной маркой. И даже де-юре заменила директора.

На аргументы о том, что срезать щиты, ссылаясь на «Единые правила», власть просто не имеет права, потому что вступил в действие Закон Украины «О рекламе» (он установил исключительный перечень ограничений для внешней рекламы), местные чиновники отвечали: а что Закон? Он же напрямую не отменяет «Единых правил»? То зачем мы будем его слушать?

Интересно, что длительное время эта ситуация воспринималась только как корпоративный скандал: одна структура вытеснила других из города, и они протестуют. Однако после того, как во время неудачного форума Виктора Ющенко в Донецке почти на всех щитах — понятно чьих — вывесили антиукраинские карикатуры, возникло ощущение, что не все так просто.

Сегодня конфликт разгорается. В Донецке увеличились тарифы на внешнюю рекламу, и исполком требует от всех компаний перезаключения договоров на все места. При этом чиновники отказываются подписывать документы на конструкции, нарушающие нормы «Единых правил» — опять же, несмотря на то, что Закон «О рекламе» все эти запреты отменил. Например: если раньше компания имела в Донецке 50 щитов, теперь ей разрешено держать только десять, а другие необходимо уничтожить (кто-то сомневается, что вскоре на их месте появятся щиты одной известной фирмы?) Какие-либо апелляции к законодательству вызывают смех и предупреждение: «Мы же говорили, что в этом городе вы больше работать не будете».

Ситуация в Донецке является только первым звонком (или звоночком) региональной монополизации, которая может вскоре начаться по всей Украине.

Артем БИДЕНКО, исполнительный директор Ассоциации предприятий внешней рекламы
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ