Недавно в Торгово-промышленной палате Украины в Киеве состоялись общественные слушания на предмет вступления нашей страны во Всемирную торговую организацию. Как известно, правительство Украины намерено добиться этого до 2005 года и, судя по всему, недалеко от достижения поставленной цели. 13 двусторонних протоколов (с Мексикой, Уругваем, Новой Зеландией, Канадой, Южной Кореей, Словенией, Латвией, Грузией, Индией, Венгрией, Чехией, Словакией и ЕС) на этом пути уже подписаны. На завершающем этапе находятся переговоры с Турцией, Кубой, Японией, Польшей, Норвегией и другими странами. Между тем однозначного ответа — что для государства с переходной экономикой лучше — вступать или не вступать в ВТО — до сих пор нет. Теоретическую сторону дела Кабмин, как мы поняли, уже предопределил. В том смысле, что «торговля без дискриминации», «либерализация тарифной системы», «содействие конкуренции» и другие, взятые на вооружение ВТО принципы, скорее всего, в 2004-м станут для Украины обязательствами. Ко всему прочему, курс на ВТО увязан в нашей стране со стратегическим курсом на евроинтеграцию. Госсекретарь Министерства иностранных дел Александр Чалый на днях в Киеве заявил, что без вступления в ВТО «Украина может не только не продвинуться в евроинтеграционных процессах, а и вообще не удержать евроинтеграционный курс». А вот какие угрозы и возможности возникнут в случае принятия нашей страны в ВТО на практике, еще предстоит выяснить. Что и пытались сделать участники упомянутых слушаний.
ТОЛЬКО ВПЕРЕД
Сергей СКРИПЧЕНКО, президент Торгово-промышленной палаты Украины:
— В ВТО практически весь мир, и желательно, чтобы Украина была принята в эту организацию в 2004 году. Ведь в следующем году, как известно, предполагают разработать новые параметры мировой торговой системы. А после этого обрести членство в ВТО нашей стране будет значительно сложнее, процедура принятия может затянутся на неопределенный срок. Многие специалисты считают, что вступление Украины в ВТО в 2004-м форсировано, и такая поспешность может иметь негативные последствия. Стоит отметить, в этой связи, что принятие Украины в организацию может привести к возникновению ряда факторов, отрицательно воздействующих на отдельные секторы экономики. Некоторое время потребуется для адаптации национальных производителей к новым правилам регулирования торговли. Для того, чтобы хотя бы частично минимизировать последствия возможных негативных явлений, то время, которое осталось до вступления Украины в ВТО, нужно использовать с максимальной эффективностью. На это следует направить усилия министерств и ведомств, государственных и общественных институций. В ходе переговорного процесса в рамках ВТО следует отстаивать позиции Украины, отстаивать отдельные временные льготы, руководствуясь реальным состоянием развития экономики и внешнеторговых отношений. Однако даже эти меры не решат глобальной проблемы — проблемы конкурентоспособности отечественной продукции. А ведь только при этом условии мы сможем защищать внутренний рынок и наращивать экспортный потенциал.
Выходом, на мой взгляд, может служить национальная программа наращивания конкурентоспособности, приспособленная к требованиям ВТО. В условиях ограниченной конкуренции эту проблему решить невозможно, и это — еще одно «за» относительно вступления Украины в ВТО. Из массы факторов, которые могли бы стать составляющими такой программы, хотел бы выделить несколько. Во- первых, необходимость обновления основных фондов и их соответствие неписаным международным стандартам путем внедрения новейших технологий. Ситуация в этом плане всем известна: на большинстве предприятий оборудование не просто морально устарело, основные фонды изношены на 30—90%. Для того, чтобы ее исправить, необходимы инвестиции, стабильное законодательство и стимулирующая налоговая система. Во-вторых, следует сосредоточить усилия на подготовке высококвалифицированных кадров, прежде всего, в отрасли машиностроения. Состояние дел в этом плане, как показали слушания в Верховной Раде, критическое. В-третьих — проблема защиты прав интеллектуальной собственности... Перечень составляющих можно продолжать довольно долго, но главное — определить место Украины на открытом мировом рынке. Тут факторов не меньше, и все они важные. Комитеты предпринимателей при Торгово-промышленной палате — легкой промышленности, средних и малых предприятий, по вопросам АПК — на заседаниях рассматривали возможные последствия вступления в ВТО. Соответственные предложения внесены на рассмотрение правительства, и они не только инспектируют последствия, но и необходимость параллельного разрешения других неотложных вопросов. Приведу только один пример: сегодня импорт обуви в Украину превышает собственное производство в восемь раз, и он продолжает расти (в 2002 году — это 103 млн. пар, против 53 млн. в 2001 году и против 29 млн. в 2000 году). При этом средняя таможенная стоимость из расчета на одну пару импортируемой обуви в 2000-м составляла $0,59, а в 2002- м — $0,38. Понятно, что такая ситуация могла возникнуть только в условиях импорта без соответствующего таможенного контроля, с уклонением от уплаты таможенных платежей и т. д. Подобная ситуация — и по бытовой технике, и по ряду других товаров. В таких условиях говорить о развитии национального производства и о развитии конкурентоспособности украинских изделий просто не представляется возможным.
Есть и масса других вопросов: осведомленность бизнеса о правилах ВТО, проблема третейских арбитражей и т. д. ТПП берет на себя обязательства и уже ведет работу по многим из этих вопросов, но больше всего беспокоит проблема сертификации, внедрения систем качества в соответствии с международными стандартами. Известно, что без этого промышленность очень быстро теряет свои конкурентные преимущества. Между тем мероприятия по стандартизации — это очень дорогое занятие. В этой связи стоит обратить внимание, что в ряде стран государство предоставляет поддержку своим предприятиям. В Венгрии, например, международные системы качества серии ISO 900 внедрены на четырехсот тысячах предприятий (у нас таких предприятий всего-навсего около трехсот). В Венгрии сертификации благоприятствует пятидесятипроцентное возмещение предприятиям со стороны государства на создание систем качества. Соответственные рекомендации нами уже внесены на рассмотрение правительства...
КТО НАЙДЕТ, А КТО ПОТЕРЯЕТ
Валерий ЗУБАРЕВ , первый заместитель Госсекретаря Министерства промышленной политики Украины:
— Вступление Украины в ВТО определено одним из основных приоритетов внешнеэкономической политики Украины и одним из основных заданий правительства. Получение членства в этой организации даст возможность нашему государству не только стать полноценным игроком на мировом рынке, принять участие в формировании качественно новых параметров мировой торговли, но и станет мощным рыночным стимулом для экономического развития. Вместе с тем, эти стимулы не должны носить шоковый характер для отдельных отраслей и предприятий промышленности. Поэтому в Минпромполитики была разработана программа подготовки отраслевых предприятий для работы в условиях системы ГАТТ/ВТО, координация и мониторинг выполнения которой осуществляется постоянно. Вступление Украины в ВТО будет иметь разное влияние на разные отрасли промышленности и сферы услуг. Это связано с тем, что некоторые отрасли уже сегодня характеризуются высокой степенью ориентации на экспорт. Так, объем экспорта продукции предприятий Минпромполитики в прошлом году составил $11,9 млрд. (66% общего объема экспорта Украины). Другие отрасли — удовлетворяют потребности внутреннего рынка. Некоторые предприятия требуют значительных капитальных вложений, и все это будет влиять на сроки адаптации к условиям ВТО. Поэтому прогнозированный рост прямых иностранных инвестиций является важной составляющей вступления в ВТО. К главным позитивам вступления в ВТО стоит отнести и упрощение доступа украинской продукции на рынки 145-и стран мира, на долю которых приходится 95% общего объема мировой торговли. Важность либерализации доступа связана с большим количеством антидемпинговых и специальных расследований против продукции украинского происхождения, которые проводились с 1992 года. Вследствие этого ориентировочный объем рынков, которые были или могут быть закрыты, составляет $2 млрд., при прямых потерях отечественных производителей около $1 млрд. Преимущества свободного доступа на рынки стран ВТО касаются, прежде всего, сырья и стандартизированной продукции. В значительно меньшей мере — высокотехнологической продукции. Поэтому сырьевые производства (прежде всего, черная металлургия и химия) могут значительно усилить свои конкурентные преимущества. Тогда как для предприятий наукоемкой индустрии торговая либерализация таит в себе ряд угроз. В условиях насыщения мирового рынка продукцией этих отраслей рост экспорта в этом направлении возможен только при повышении качества до мирового уровня. Вместе с тем, льготные предприятия после вступления Украины в ВТО понесут существенные потери. А таких предприятий в нашей стране много в разных отраслях. Вероятные негативные последствия для предприятий промышленности лежат в плоскости ужесточения конкуренции между иностранными и национальными производителями и возможном сужении внутреннего рынка для национальных производителей. Таким образом, учитывая принципиальную ориентацию Украины на ВТО, очень важен переходной период для реструктуризации неконкурентоспособных отраслей: радиоэлектронной, станкостроительной и в особенности тракторного и сельскохозяйственного машиностроения. Отсутствие денег на эти мероприятия могут повлечь за собой банкротство предприятий этих отраслей.
Ориентированные на экспорт предприятия, продукция которых находится в соответствии «цена — качество», понесут меньшие потери. В этом аспекте, открытым остается вопрос гармонизации стандартов, системы бухгалтерского учета, которые следует внедрить — не считая директив ЕС, — около восьми тысяч. Понятно, что это требует не только времени и денег, а и привлечения к этой работе специалистов, которые имеют необходимый уровень знаний в плане европейского технического законодательства. А таких специалистов в Украине недостаточно... Резюмируя, минимизировать негативные последствия от вступления в ВТО Украина сможет только в условиях устойчивого экономического роста. Вместе с тем, актуальной остается разработка стратегии экономической безопасности как фундамента для оценки последствий вступления в ВТО. Стратегия должна предусматривать утверждение на государственном уровне обоснованных индикаторов безопасности, включая пороговые значения безопасности отдельных регионов и отраслей...
ПЕШКОМ ИЛИ НА ЭСКАЛАТОРЕ?
Валерий ХОРОШКОВСКИЙ, министр экономики и по вопросам европейской интеграции Украины:
— Если говорить откровенно, то Минэкономики сегодня рассматривает условия вступления Украины в ВТО, прежде всего, как инструмент для внутренних преобразований. И, в этой связи, последнее выступление (Ярослава Жалило. — Авт. ) навеяло поговорку: «Рад бы в рай, да грехи не пускают». В этом плане, хотелось бы отметить, что против капитализации, подготовки экономики к вступлению в ВТО, повышения конкурентоспособности продукции, конечно же, никто не выступает. Для людей, занимающихся экономикой, это первоочередные задачи. Но почему-то за десять лет, которые мы вступаем в ВТО, это или не делалось, или делалось в очень слабом темпе. Безусловно, вступление в ВТО не является самоцелью, но однозначно мы должны быть в этой организации на тех условиях, которые были созданы 145-ю странами, чтобы не оказаться на обочине экономических процессов мирового уровня. И если мы говорим о сроках, то мы действительно настаиваем на вступлении до 2005 года. Потому что, фактически, к этому времени будут разработаны новые правила и стандарты торговли между странами ВТО. А быть участником этого процесса намного полезнее для государства, чем быть простым наблюдателем.
О том, что макроэкономические и социальные последствия принятия в ВТО не подсчитаны: все требуют от Минэкономики цифр... Но какие же мы можем предоставить цифры, если мы признаем, что 50% национальной экономики работает в тени? Насколько эти цифры будут корректными? Какие мы можем предоставить цифры, если у нас непрозрачный бюджетный процесс и мы не в состоянии посчитать суммы бюджетных поддержек неконкурентных отраслей экономики? Какие мы можем предоставить цифры, если мы не можем подсчитать величину контрабандного импорта, который поступает в Украину и фактически разрушает внутренний рынок? Ведь проблема контрабанды в данном случае первична по отношению к проблеме тарифных ставок.
Поэтому все аргументы насчет того, что следует придержать вступление в ВТО до тех пор, пока не будут представлены такие расчеты, мы рассматриваем как попытки избежать вступления в ВТО в принципе. Те, кто летал на самолетах за рубеж, знают, что на пути на борт есть эскалатор, который помогает двигаться. Можно идти пешком, а можно стать на эскалатор. В данном случае ВТО и является таким эскалатором. И когда мы говорим о ВТО, всегда стоит помнить, что ВТО — это инструмент, который может быть направлен как на позитив, так и на негатив. Но негатив будет только в одном случае: если мы не проводим внутреннего реформирования. Тогда, конечно, неприспособленная к цивилизованным правилам экономика будет иметь негативные последствия от принятия в ВТО.
Однако давайте посмотрим на наше реальное состояние. Мы говорим, что к ВТО следует подготовить конкретные предприятия, то есть — сделать их конкурентоспособными. А это означает, что мы должны уже сегодня профинансировать эти предприятия, обновить основные фонды... Сразу же возникает вопрос — за счет чего? Есть три ответа — за счет банковского кредита, иностранного капитала или уставного капитала. Возникает следующий вопрос — в каких условиях придут эти инвестиции? Ответ — в условиях ВТО. Второе, что нам следует сделать, — это ограничить преференции. Это условия нормальной конкуренции, и только в рамках ВТО мы не сможем от них отойти. Ведь правительство может влиять на эти процессы очень ограниченно, но мы можем создать условия, в которых предприниматель сам определится, как ему лучше. Резюмируя, стратегия на вступление в ВТО определена, но, подчеркиваю, как инструмент для внутренних преобразований. И мы будем активно проводить политику, которая сделает нашу экономику конкурентоспособной. Что касается бюджетного влияния на эти процессы, то наша позиция достаточно четкая: мы против бюджетной поддержки всех неконкурентоспособных отраслей. Мы за разумное применения законов по вопросам банкротства. Мы хотим, чтобы наша экономика была прозрачной, открытой и конкурентной. Только в таких условиях мы сможем получить рост ВВП и собственное развитие...
ВРЕМЯ ПРИДЕТСЯ ДОГОНЯТЬ
Ярослав ЖАЛИЛО, кандидат экономических наук, президент Центра антикризисных исследований:
— Показателен факт, что предметное обсуждение проблем вступления Украины в ВТО на уровне реальной экономики — представителей тех, кто непосредственно ощутит влияние нового режима торговли и ведения хозяйства, происходит через 10 лет после провозглашения Украиной своего намерения двигаться в ВТО. Этот факт лишний раз отражает, к сожалению, традиционную для Украины модель реформирования, при которой перепутываются цели и средства, и приобретение формальных признаков становится абсолютной целью. Оживление интереса к вступлению в ВТО именно сейчас объясняется, по крайней мере, двумя факторами. С одной стороны, процесс подошел к финальной стадии, а значит, его организаторы, желая того или нет, уже не могут не оглашать его содержание и последствия. С другой стороны, независимо от действительных сроков вступления Украины в ВТО, открытость национальной экономики растет ускоренными темпами. К сожалению, длительный «подготовительный» период, затянувшийся в Украине на 10 лет, не был использован для приспособления национальной экономики к деятельности в открытой экономике на условиях жесткой открытой конкуренции. Между тем сам по себе факт вступления Украины в ВТО весьма усложняет процесс этого приспособления. Во-первых, снижение ставок ввозной пошлины создает формальные основания для уменьшения на величину этой скидки цены реализации импортного продукта на территории Украины. А через механизм конкурентного давления — и для адекватного снижения уровня цен на внутреннем рынке в целом. Следствием должно стать снижение уровня прибылей украинских предприятий, что, соответственно, отрицательно сказывается на их способности к инвестициям, которые будут весьма необходимы на этапе приспособления к усилению конкурентного давления. Во-вторых, особенно на первых этапах, предприятия будут обременены необходимостью осуществления дополнительных вложений. Речь идет о приспособлении к международным стандартам (к началу ноября 2002 г., по данным Государственного комитета Украины по вопросам технического регулирования и потребительской политики, из 1560 стандартов ISO, IEC, EN, действующих в отрасли машиностроения, в Украине было принято только 9,4%), новой регуляторной системе, требованиям по условиям труда, санитарии и тому подобное. Не стоит сбрасывать со счета и необходимость повышения прозрачности хозяйственных операций, что может быть обременительным для некоторых предприятий. В-третьих, более жесткие бюджетные ограничения побудят предприятия к рационализации расходов, в первую очередь, — занятости. А это негативно отразится на социальном положении в стране, вызовет необходимость усиления социальных расходов государства. Соответственно, вступление в ВТО радикальным образом повышает потребность в реализации в Украине последовательной стратегии обеспечения долгосрочного, инновационно ориентированного роста и укрепления национальной конкурентоспособности, обеспечении социальной ориентированности экономического развития. Единственный путь для правительства должен заключаться в том, чтобы в инициативном порядке внедрять политику приспособления национальной экономики для международной конкуренции. Создание условий для эффективной реструктуризации национальной экономики, укрепления ее конкурентоспособности и балансирования экономических и социальных эффектов, а не решение сугубо технических вопросов легализации членства Украины в ВТО, должно составлять главное содержание государственной стратегии интеграции национальной экономики в мировое экономическое сообщество. В первую очередь, следует провести инвентаризацию и всестороннее изучение возможностей использования в условиях Украины всех защитных средств, разрешенных системой ГАТТ/ВТО, определить направления институциональных и экономико-правовых изменений, необходимых для применения этих средств в полном объеме. Кроме того, чтобы реализовать позитивные ожидания относительно активизации экспорта, следует разработать и внедрить дееспособную в условиях ВТО систему поддержки деятельности экспортеров. Прежде всего, — продукции с высокой степенью переработки, в том числе — с помощью системы государственного экспортного кредитования, других форм финансовой поддержки экспортеров, маркетинговой поддержки и тому подобное. Таким образом, проблема продления срока вступления может быть уравновешена проблемой уступок. На мой взгляд, дополнительное время могло бы быть использовано Украиной для обеспечения более квалифицированного подхода к формированию уступок по тарифам.