В этом году на парламентских выборах Украины было зарегистрировано рекордное количество наблюдателей. Среди них была, возможно, и не весьма многочисленная, но влиятельная Официальная делегация Европейского Парламента в составе 15 депутатов, которые представляли все фракции высшего законодательного органа ЕС. Возглавлял эту миссию председатель делегации Европарламента в комитете парламентского сотрудничества Украина — ЕС Павел КОВАЛЬ. «День» попросил евродепутата прокомментировать эти выборы и, в частности, спросил у него, можно ли их считать свободными и честными и как они повлияют на отношения между Брюсселем и Киевом.
— Нельзя сказать о выборах, что они черные или белые. Я думаю, что нужно честно сказать, из каких этапов они состоят, и оценить по очереди все элементы. И только потом пытаться сформулировать какую-то комплексную и полную оценку выборов. Сначала — избирательное законодательство, которое оказалось слабым и стало источником проблем. На мой взгляд, половина проблем, связанных с этими выборами, вызвана избирательным законодательством. Потом избирательная кампания. Ее нужно оценить очень плохо. Там были серьезные проблемы с доступом к СМИ, а также с возможностью для оппозиции представлять свою программу. Мы говорим об административном факторе. Но за этим скрыты конкретные проблемы, заключающиеся в том, что в мажоритарных округах власть использовала свои средства для агитации против оппозиции. И, в конце концов, сам день голосования. Здесь оценка повсеместно хорошая. Но далее наступает этап подсчета голосов. И тут появляются определенные проблемы, по крайней мере, некоторые сомнения. И уже потом этап, называющийся передачей власти, которая не может состояться, учитывая Конституцию. И сейчас мы не можем об этом говорить. Здесь возникает вопрос: каким образом или способом будет формироваться парламент? Или победившая партия даст интересное предложение оппозиции? Как будет выглядеть президиум парламента? Только после того, как мы проанализируем все эти этапы, сможем дать какую-то оценку. Сейчас мы ждем заключительного отчета Бюро демократических инициатив и прав человека (БДИПЧ) о подсчете голосов. Но то, что мы уже теперь можем сказать, должно звучать критически. Наш долг — если украинские политики считают, что Украина должна идти в Евросоюз, то мы должны оценивать выборы именно так.
— А вы тоже, наверное, будете готовить доклад Европарламента — так что же будете предлагать: признавать выборы честными и свободными или нет?
— Признание или не признание выборов — это решение наивысшего политического уровня, а это точно превышает наш мандат. Я думаю, что о таких вещах можно будет говорить только после того, как по теме выборов будет известно абсолютно все. И я сам буду с нетерпением ждать отчета БДИПЧ.
— А вот министр иностранных дел Константин Грищенко сказал, что «подавляющее большинство международных наблюдателей положительно оценили процесс голосования и подсчета голосов, и таким образом международное сообщество признает, что будущий состав Верховной Рады отображает волю украинского народа, а в Украине укрепляются традиции конкурентной демократии и парламентаризма». Что скажете на это?
— Я согласен с министром в том смысле, что высокий уровень парламентаризма является одним из условий нормального функционирования Украины в Европе. Но Украина является членом ОБСЕ, и все мы прекрасно знаем, что принципы деятельности БДИПЧ ключевые для оценки выборов. Нельзя сравнивать впечатления каких-то конкретных наблюдателей, которые только видели конкретные события на конкретных избирательных участках, с отчетом серьезной организации, использующей серьезную методологию и членом которой является Украина. Более того, уже вскоре Украина будет председательствовать в этой организации. Я думаю, что единственное, что нужно будет сделать после объявления отчета — это по-мужски подойти к этому и сказать, как же на него нам ответить. Это внутренняя дискуссия клуба, членом которого является Украина. И здесь не может быть с нашей стороны какого-то патернализма, потому что Украина является полноправным членом этого клуба. И этот отчет должен быть учтен, особенно именно по этой причине.
— Но уже есть реакция президента Европарламента Мартина Шульца, который заявил, что Европейский Союз «должен сохранить свое критическое взаимодействие с этой страной и помочь ей провести необходимые реформы». Он также выразил надежду, что Украина будет предпринимать шаги, которые позволят ей и Европейскому Союзу выйти из тупика в двусторонних отношениях. Каким вы видите выход из тупика?
— На мой взгляд, это правильное замечание, которое попало точно яблочко в смысле того, что сейчас происходит. И ЕС, и Украина пребывают в сложной ситуации, если говорить об их взаимных отношениях. И сейчас после выборов как раз время для серьезных политических предложений. Мы будем наблюдать за тем, каков подход власти к этому и каким будет подход власти к оппозиции. Что предложит власть в отношениях с Евросоюзом, какой будет реакция на отчет миссии наблюдения? И я думаю, что именно сквозь эту призму будут оцениваться отношения с Украиной. Но, разумеется, мы будем наблюдать и за оппозицией. Оппозиция тоже может быть экспансивной. Оппозиция может обратиться с такими предложениями, которые будут нивелировать проблемы, появившиеся во время выборов. Мы открыты, мы начинаем с чистого листа. И сейчас это поле возможностей для всех.
— Кстати, министр Грищенко сказал, что все замечания будут тщательным образом проанализированы, а выявленные недостатки будут обязательно учтены в последующем совершенствовании избирательного законодательства...
— Это не только проблема изменения законодательства. Другое дело — постоянные проблемы, часто появляющиеся во время проведения выборов в Украине — например, избирательные карусели. Они уже становятся спецификой Украины. Также важным вопросом является финансирование избирательной кампании. И характерно, что на эту тему мало говорит как власть, так и оппозиция. Это чрезвычайно опасно для всей внутренней системы Украины. Есть такое ключевое слово — «транспарентность». Думаю, что нужно обязательно как-то решить этот вопрос. И есть такие вещи, которые должен решить суд уже сейчас. Если мы видим эти примеры избирательной пандемии. Если это фальсификации, то суд должен действовать так, чтобы люди и международное сообщество знали, что такие действия происходят. Если есть примеры подкупа, а мы знаем, что в Украине это карается законом, то это уже не вопрос изменения законодательства — это уже вопрос реакции на это сейчас, в данный момент. Я этого не вижу в Украине. Когда мы говорили о проблеме с судебной системой, то я пришел к выводу, что это не только касается Тимошенко или Луценко — это всеобщий вопрос. Во время этих выборов суды не реагировали. Часто некоторые нарушения ложились на плечи избирательной комиссии, а на самом деле этими вещами должен заниматься суд.
— Кстати, находясь в США, я видел по местному телевидению примеры, что некоторые кандидаты в конгрессмены покупали голоса за водку. А сегодня прочитал, что в Иллинойсе сторонники Обамы подделывали документы для того, чтобы принять участие в голосовании за людей, которые точно не проголосуют. Так что здесь, наверное, не только вопрос относительно судебной власти, но и сознания граждан-избирателей...
— Да, это наверняка вопрос закона и политической культуры. Конечно, все эти вещи в мире где-то уже происходили. Мы сейчас только говорим о таком масштабе, который может повлиять на результаты выборов. И к этому мы должны отнестись чрезвычайно серьезно. Особенно учитывая то, что украинское законодательство достаточно сурово относится к некоторым преступлениям — например, к подкупу. И в Украине известно, что это такое.
— Как эти выборы могут повлиять на последующее сотрудничество между Киевом и Брюсселем?
— На сегодняшний день нельзя сказать, как это повлияет. Я думаю, что это можно будет сделать через две недели. Ключевой является сейчас реакция власти. На мой взгляд, многие представители Запада будут теперь ждать отчета БДИПЧ и четырех миссий наблюдений. Поэтому не имеет значения, что заметили отдельные миссии. Значение будет иметь то, что появится в этом официальном отчете. И все, кто занимается этой проблематикой, понимают, что именно это является ключевым вопросом. И там столько серьезных нарушений, что нельзя это прокомментировать таким образом: а они просто себе там ссорятся, это только политика.
— Один украинский высокопоставленный чиновник, который часто бывает в Брюсселе, в частном разговоре сказал, что ЕС постоянно предлагает нам кнут и вовсе не дает пряника. Как все-таки дальше будут развиваться отношения между Украиной и ЕС?
— По моему мнению, единственная вещь, которая не должна зависеть от избирательно-политических вопросов, — это либерализация визового режима между Украиной и ЕС. Ведь это отношения между гражданами, и, следовательно, вопросы политического характера не могут влиять на это. Далее — вопрос подхода к Соглашению об ассоциации. Кто-то считает, что согласие на подписание этого соглашения является помощью Януковичу и его команде. А другие придерживаются противоположного мнения. Поскольку это соглашение может ввести в поле стандартов, которые так или иначе заставят Украину измениться и приспособиться к этим стандартам. Трудно сказать, какой из этих двух подходов выиграет.
— А какой из этих подходов поддерживаете вы?
— На мой взгляд, нужно всеми силами воспользоваться этим случаем, который дает история, и все-таки притягивать Украину к ЕС. Сейчас еще украинцы голосуют за те партии, которые однозначно выступают за вступление в Евросоюз. Это очевидный факт. Это и «Батьківщина», и «УДАР», а также Партия регионов. С определенными предостережениями можно допустить, что за членство в ЕС выступает и «Свобода». Следовательно, в Украине наибольшая поддержка партий, выступающих за Евросоюз. Поэтому нужно не потерять этот момент. Пример появления новых партий на политической сцене показал, что может появиться такая партия, которая совершенно иначе может смотреть на этот вопрос. Сейчас, например, такой партией является Коммунистическая партия Украины. На базе той формы, которую сейчас имеет политическая сцена, это дает нам повод об этом говорить. Другое дело — договорятся ли эти партии между собой, будет ли у них какая-то общая европейская программа, доверяют ли они друг другу. Но сигнал от людей однозначен.
— Тем более сам Грищенко отметил, что результаты голосования позволяют с уверенностью утверждать: основные принципы внутренней и внешней политики Украины будут оставаться неизменными.
— Это значит, что здесь мы можем согласиться с министром. У нас похожие точки зрения.
— По словам одного украинского члена правительства, ЕС сейчас просит Украину помочь выйти из тупика, в который загнал себя Брюссель, требуя освобождения Тимошенко и Луценко. Что вы скажете об этом?
— Я думаю, что четкий жест по отношению к Тимошенко и Луценко после выборов означал бы, что мы можем открыть наши отношения и начать с чистого листа. Порой нужно сказать друг другу, что следует что-то начать по-новому. И именно это дело требует такого нового начала.
— Освобождение Тимошенко и Луценко?
— Именно так.
Мировая пресса — о выборах в Украине
The Washington Post, США (www.inosmi.ru):
«Объявленные в понедельник результаты украинских парламентских выборов указывают на стремление правящей Партии регионов и Президента Виктора Януковича идти по тому же пути авторитарного правления, что и соседние Россия и Беларусь. По итогам голосования, резко раскритикованного международными наблюдателями и названного оппозицией вопиющим мошенничеством, партия, по-видимому, укрепила свои позиции во власти. Налоговые расследования, отказы предоставлять телеэфир и запугивание противников были характерными приметами этой избирательной кампании вплоть до самых выборов, которые прошли в воскресенье. Данные по конкретным избирательным участкам не раскрываются. Противники Януковича, пусть и расколотые, и сведенные до роли парламентского меньшинства, все равно будут серьезной силой. Не понятно, смогут ли они этого добиться, даже если найдут способ объединиться».
Атис КЛИМОВИЧ, Diena, Латвия (www.inosmi.ru):
«Слишком рано оценивать результаты парламентских выборов в Украине, пока они еще окончательно не объявлены, но некоторые выводы можно сделать уже теперь. Главный из них с точки зрения Латвии и всего Европейского Союза — это то, что на прошедшем голосовании в большом государстве между Россией и ЕС поражение потерпела так называемая восточная политика Брюсселя. Возможно, полученных оппозицией голосов вовсе немало (если только Партии регионов и коммунистам не удастся образовать конституционное большинство), но сдержанность украинского избирателя в голосовании за продекларированный оппозицией европейский вектор только подтверждает, что нам не удалось создать достаточно привлекательное впечатление о союзе 27 государств. Скорее всего, вину надо искать в довольно туманных представлениях руководителей некоторых европейских стран о том, что может дать интегрированная Украина как экономически, так и с точки зрения безопасности континента. Теперь мы видим, что, держа в руках как главную карту требование об освобождении экс-премьера Юлии Тимошенко, далеко не уйти. Это категоричное требование, разумеется, надо поддерживать в силе, но одновременно надо, наконец, предпринять реальные шаги в направлении подписания ассоциационного договора с Киевом».
Аркадий МОШЕС, Газета.ру, Россия (www.gazeta.ru):
«Выборы в Верховную Раду ничего кардинально не изменили. Власть будет контролировать парламент, который и так контролировала, но превратить его в место не для дискуссий не сможет. Оппозиция выстояла, но научится ли она выдвигать внятные требования к власти, не ясно. Партия регионов не получила таких результатов, которые могли бы выдать строительство «Украины Януковича» по модели России Путина за выбор, легитимный в глазах граждан. Трети голосов, отданных за регионалов (и это в условиях, когда оппозиция делала только первые — и не всегда удачные — шаги по преодолению раздробленности, а ее признанный и харизматичный лидер Юлия Тимошенко находилась в заключении), явно недостаточно для создания полноценного режима личной власти. В ближайшее время Януковичу придется вести борьбу как минимум на трех фронтах. И не похоже, чтобы хотя бы на одном из них его ожидал легкий триумф, в то время как поражения будет и далее подрывать легитимность его второго и тем более повторного первого срока. ...У оппозиции, несмотря ни на что, все-таки хватило средств на избирательную кампанию, и, стало быть, все яйца в президентскую корзину крупный бизнес складывать не спешит».