Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Начало политического айкидо

27 апреля, 2000 - 00:00

Леонид Кучма обратился с письмами к председателю ВР Ивану Плющу и премьер-министру Виктору Ющенко по поводу имплементации решений референдума относительно формирования двухпалатного парламента и уменьшения численности ВР. В письмах отмечается, что для выполнения этих решений необходимо внести существенные изменения в Конституцию и избирательное законодательство. Для подготовки соответствующих правовых актов создается Комиссия по вопросам подготовки законопроектов, в состав которой должны войти представители Президента, ВР, КМУ, местных органов исполнительной власти и самоуправления, политических партий и общественных организаций.

В то же время, как сообщил первый вице-спикер Виктор Медведчук, во вторник в парламент поступил президентский законопроект о внесении изменений в Конституцию. На основании результатов референдума Л.Кучма предлагает одобрить следующие изменения. В части 1 статьи 76 предлагается заменить слова «четыреста пятьдесят» на «триста», определив тем самым сокращение депутатского корпуса. Из статьи 80 изъять часть 3, которая определяет, что «народные депутаты не могут быть привлечены к уголовной ответственности, задержаны или арестованы» без согласия ВР Украины. Статью 90 предлагается дополнить новой частью 3, в соответствии с которой глава государства может досрочно прекратить полномочия ВР, если она в течение 1 месяца не смогла сформировать постоянно действующее парламентское большинство, или в случае неутверждения парламентом в течение 3 месяцев подготовленного КМ проекта бюджета. Пункт 8 статьи 106 предлагается дополнить словами: «И в других случаях, предусмотренных Конституцией Украины».

По словам Медведчука, как передает Интерфакс-Украина, Кучма в обращении к депутатам просит одобрить предусмотренные законопроектом изменения Конституции на 5-й сессии и окончательно одобрить закон на 6-й сессии 3- го созыва в сентябре 2000 года. Если парламент не примет этот законопроект в установленный срок, то, как указывается в обращении, Президент как гарант соблюдения Конституции и прав граждан «вынужден будет применить соответствующие меры для обеспечения реализаций решений, принятых на всеукраинском референдуме».

Конечно, не согласиться с результатами референдума Верховная Рада не может. Весь вопрос в том — КАК она с ними согласится. Экс-депутат парламента Юрий Оробец предложил для определения процесса имплементации очень удачный термин — политическое айкидо. В айкидо применяется исключительно оборонное поведение, и базируется оно на использовании энергии нападающего для его же обезвреживания. Похожую тактику, кажется, намеревается применять оппозиция, и не только она.

По словам экс-министра юстиции Василия Онопенко, имплементация результатов референдума требует коренного перелопачивания существующего законодательного поля, внесения изменений в сотни законодательных актов, изменения трети Конституции.

Рассмотрение поправок и изменений в Конституцию не только грозит стать долговременным политическим марафоном. Политолог Михаил Погребинский говорит, что страна вошла в процесс конституционной реформы, которая, по его осторожным прогнозам, должна происходить настолько медленно, насколько медленно это будет восприниматься обществом. А общество наше нельзя заподозрить в быстрой адаптации к новому.

Начнем с того, что, кроме Президента, поправки и изменения в Конституцию может вносить любой народный депутат. Как говорит представитель Президента в Верховной Раде Роман Бессмертный, Л.Кучма допускает, что депутатами будут инициированы другие законопроекты. Для этого необходимо заручиться поддержкой 150 коллег. Это не сложно, даже если ориентироваться только на численность оппозиции в парламенте. Это еще проще, если поверить, что далеко не все группы, составляющие парламентское большинство, в самом деле поддерживают некоторые референдумные последствия.

И процесс уже пошел. К примеру, тот же Василий Онопенко, никогда не отличавшийся особой революционностью в своем политическом поведении, за рекордно короткий срок — в течение трех дней после проведения референдума — разработал свой вариант конституционных изменений. На этом примере наглядно видно, как можно применить приемы захватывающего политического айкидо и называть это сбалансированием властных полномочий. Например, Президенту в предложенной депутатом новой части 90 ст. Конституции, в соответствии с пожеланием народа, предоставляется право досрочно прекращать полномочия ВР, если в течение трех месяцев она не утвердит бюджет. Но ниже, в предлагаемой новой части ст. 96, добавляется, что в случае неутверждения бюджета, поданного Кабмином, парламент утверждает альтернативный бюджет, разработанный его бюджетным комитетом. Простенько и со вкусом — надо же дать парламенту право и возможность реванша.

Догадаться, какой бюджет — правительственный или альтернативный — в такой ситуации будет принимать ВР, где в таком случае будут находиться настоящие бюджетные кутюрье, не сложно.

А казалось бы, просто хотели дать в президентские руки рычаги влияния…

Отмена неприкосновенности депутатов также может воплощаться различными путями. Президент предложил в своем законопроекте просто изъять часть третью статьи 80 Конституции, согласно которой народные депутаты не могут быть привлечены к уголовной ответственности, задержаны и арестованы. Но ведь вопрос можно решить и более радикально, по европейскому сценарию Головатого. То есть ввести в действие 29 статью Конституции, по которой любой гражданин не может быть арестован без решения суда. А чтобы нейтрализовать механизмы возможных политических расправ, к которым может прибегнуть относительно политически «неблагонадежных» коллег собственно парламент, у него нужно вообще забрать право давать разрешение на арест. И передать это право суду, например Верховному, учитывая статус народных избранников. А Василий Онопенко предлагает снять неприкосновенность только в случае, если народный депутат пойман на месте преступления. Следовательно, у нардепов будет широкий выбор, каким образом сделать себя более прикосновенными.

Или как, к примеру, поведут себя депутаты, если вместе с имплементацией референдума им попутно предложат и такие поправки, по которым они получают давно желанное право давать согласие не только на назначение, но и на освобождение премьер-министра и Генерального прокурора?

Сергей Головатый также разработал концепцию конституционной реформы, по которой действительно все решения референдума, как и хотел наш политически одаренный народ, претворяются в жизнь. Только получается в результате этого не усиление президентской власти, а как раз наоборот. К примеру, модель двухпалатного парламента, по этому проекту, может быть абсолютно европейской: одна палата из 300 депутатов, избранных по партийным спискам, другая — 150 депутатов — по мажоритарным земельным округам. При этом в нее не могут избираться действующие руководители государственных органов власти. То есть ставится барьер перед губернаторами, которых рассматривают и как потенциальных возбудителей центробежных тенденций, и как апологетов президентской мысли, в силу назначения их главой государства.

Только на первый взгляд поправки такого содержания представляются фантастическими и непроходными, а кто может поручиться, что знает реальную цель конституционной реформы? По словам Василия Онопенко, «многие из фракций попросили мой проект и уже над ним работают». Что и символизирует готовность к политическому айкидо. О нем вслух сегодня говорит только оппозиция. Но это не значит, что готовится к нему только она.

Первый вице-спикер парламента Виктор Медведчук накануне предоставления в парламент поправок Президента допустил, что в процессе разработки изменений законодательства «могут возникнуть вопросы, связанные с необходимостью формирования парламентским большинством правительства Украины». Безобидная фраза, но в унисон с ней вдруг прозвучал тезис из «противоположного берега» С.Головатого: конечно, необходимо, чтобы в парламенте было большинство, потому что если это большинство назначит правительство, а потом не сможет утвердить им поданный бюджет, то логично — парламент нужно распускать.

Но назначение парламентским большинством правительства — это классический признак парламентской республики. Как и политический статус министров, к которому уже сегодня готовятся некоторые министерства, проводя реформы, после которых профильные заместители министра-политика будут «страховать» шефа-политика в профессиональных делах. О такой стратегии реформирования МВД заявил позавчера на пресс-конференции министр внутренних дел Юрий Кравченко. Кстати, сегодня мы наблюдаем последствия того, что правительство только освящено большинством парламента. Будет ли стремиться большинство отыграться за свои «поруганные надежды и упущенные возможности»? Воспользуется ли оно тем, что только от парламента зависит и внесение изменений в Конституцию, и содержание этих изменений. Пойдет ли большинство на торг с исполнительной властью, и какой будет ставка в этом торге? Пресловутый кадровый состав правительства или более масштабная интрига по поводу изменения политического уклада?

Реальные интересы финансово-политических групп влияния в парламенте могут заключаться как в создании президентской республики, так и наоборот — в усилении парламентаризма. Если выбор еще не сделан, то, не исключено, что он делается сейчас. Кто знает, как поступит большинство, не готовит ли оно один из приемов айкидо в ответ на то, что события последнего времени относительно себя оно может расценивать как «кидо».

Ирина ЧЕМЕРИС, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ