Ведь едва ли не каждый бюрократ независимо от уровня (начиная от самых известных столичных, заканчивая сельскими советами) при любом удобном случае надувая щеки и пытаясь сделать «умное лицо» рассказывает о том, как нужно помогать отечественным предприятиям. Не исключено, что на первом этапе этого широко разрекламированного «дела всех и каждого» предприниматели надеялись на чудо и, быть может, даже верили, что впоследствии ситуация исправится. Но уже не первый год продолжается эта пустая (как оказалось) болтовня, а воз «защиты» и ныне известно где.
В первую очередь это касается крупных заводов и фабрик, которые даже если и умудряться как-то выкручиваться в ситуации перманентного кризиса и находить рынки сбыта, то при удобном случае быстро «прыгают в бартер», а если посчастливится больше, то и «затеняют» часть прибыли. Исключением могут считаться разве что предприятия перерабатывающей и пищевой отрасли, которые кое-где даже научились наращивать производство. Причина может заключаться в извечной тяге наших соотечественников к потреблению пищи, а насытившись в первые годы независимости Украины заграничным хламом, претендовавшим на звание еды, наши люди все больше и больше начали доверять отечественным продтоварам.
Одним из таких примеров может считаться львовская кондитерская фабрика «Світоч», продукция которой не только держит марку первоклассных сладостей, но и постепенно начала завоевывать даже заграничные рынки. Спрос на конфеты, шоколад, печенье из Львова стабилен — соответственно работники предприятия обеспечены работой, бюджет вовремя получает деньги. Идиллия да и только.
Но, по-видимому, в Украине не бывает все так просто. Уже более года назад по Львову поползли слухи о стремлении всемирно известного концерна Nestle купить «Світоч». Говорилось, что швейцарцы хотели бы выкупить весь завод «на корню», ставить на сладостях, произведенных во Львове свою «лейбу» и т.д. На протяжении всего этого времени президент АО «Світоч» Андрей Тавпаш как мог, так развенчивал эти страхи: мол, нормально мы работаем и никому продаваться не собираемся. Как работников фабрики, так и рядовых львовян эти заявления господина Тавпаша немного успокаивали, но тревога оставалась. Наконец случилось.
...Когда на сессии Львовского областного совета впервые открытым текстом было сказано, что одним из совладельцев «Світоча» станет Nestle, то на Андрея Тавпаша просто больно было смотреть. Голос этого уважаемого человека дрожал. На мгновение в сессионном зале воцарилась тишина — в конце концов, наиболее осведомленные депутаты и работники облгосадминистрации по-видимому все-таки знали об этом, но само по себе такое сообщение произвело гнетущее впечатление.
Как оказалось, после длительного «сватания» швейцарского концерна к львовским кондитерам, сакраментальное «да» этому сладкому «марьяжу» было сказано на общем собрании акционеров «Світоча». Приданным Nestle станут инвестиции: на первом этапе $20 млн., всего обещано — $40 млн. Уже на первом году сотрудничества должна быть использована основная часть инвестиции, которую планируется использовать для модернизации производства (что оценено, как минимум, в $17 млн.). Часть денег также будет выделена для закупки передовых технологий, рекламы, обучения персонала и маркетинговых исследований. Взамен швейцарцы получили 32% акций «Світоча», оставив ему право сохранить отдельную торговую марку и пообещав не сократить ни одного работника предприятия, увеличив по такому случаю персоналу оплату.
Это — официальные данные. Есть еще и другой момент, так сказать, эмоциональный. Рядовые львовяне во все разговоры о неотвратимости сотрудничества «Світоча» с Nestle верить никак не хотели. В конечном итоге и не удивительно: на общем фоне агонии местных предприятий, торговая марка которых еще несколько лет назад высоко ценилась не только в Союзе, «Світоч» мог однозначно считаться предметом гордости города и целой области. Одним из последних. Кроме роста объемов производства, создания новых рабочих мест у украинцев постепенно возрождалась гордость за собственного товаропроизводителя. Посему разжигались мечты, что и другие наши предприятия смогут-таки нормально работать: в данном случае «Світоч» выполнял столь необходимую роль «позитивного примера» — мол, делайте как мы.
Определенное время свиточевцы связывали свои будущие успехи с кредитами международных финансовых организаций. В апреле 97-го состоялось официальное подписание соглашения между АО «Світоч» и Европейским банком реконструкции и развития. Тогда ЕБРР впервые в Украине предоставил кредит негосударственной структуре — $10 млн. На эти средства были закуплены технологические линии для выпуска новых сортов шоколада, который, следует отметить, практически сразу понравился сладкоежкам. Тогда удовлетворение читалось не только на лицах руководителей «Світоча». Представители львовской мэрии в мыслях, наверно, уже подсчитывали, сколько дополнительных средств поступит от кондитерской фирмы до городской казны. Ведь в 97-м каждая десятая гривня в бюджет города, поступала со «Світоча». За весь прошлый год в общем это предприятие оплатило всяких налогов на сумму 60 миллионов гривен.
Тогда, год назад, ни о каком разделении пакета акций с иностранными партнерами никто и думать не хотел. Времена, очевидно, меняются. Сегодня президент фирмы Андрей Тавпаш ситуацию, которая возникла объясняет целесообразностью развития предприятия не только за счет кредитов, а, собственно, инвестиций, чтобы не откатиться на вторые позиции на рынке. В связи с этим приводит пример польских кондитерских фирм, которые без денежных вливаний потеряли потребителей. Посему хочется верить, что «Світоч» своих не потеряет никогда и украинцы будут прилучаться к сладкой жизни, смакуя исключительно отечественные конфеты, шоколад, печенье. Пусть и со швейцарским привкусом.