Последнее Всеукраинское собрание представителей средств массовой информации, состоявшееся в прошлый четверг, показало, что накануне важных событий журналисты иногда все же умеют находить общий язык. «Украинская журналистика в год президентских выборов: экономические, политические и этические аспекты», именно такое название было темой собрания. В президиуме собрались Председатель НСЖУ Игорь Лубченко, глава Госкоминформа Иван Чиж, Генеральный секретарь Международной федерации журналистов Эйден Уайт (чтобы морально поддержать украинских коллег) и другие представители СМИ.
От имени журналистских коллективов собрание выразило депутатам Верховной Рады Украины глубокую обеспокоенность принятыми законами, которые существенно вредят деятельности СМИ и принципам свободы слова. В частности, в принятом парламентом Госбюджете на 2004 год приостанавливается действие нулевой ставки НДС со средств, полученных редакциями газет и журналов от подписки и продажи печатных СМИ. В результате этого редакциям придется сразу после начала года объявлять новую подписку по значительно более высоким ценам. Прозвучало мнение, что такое решение может привести к повторению ситуации 1992 года, когда после такой дополнительной подписки тиражи газет уменьшились в 8 — 14 раз и больше не вернулись к предыдущему уровню.
Собрание настаивает, чтобы Верховная Рада внесла поправку в Закон о Госбюджете на 2004 год, которая продлила бы действие нулевой ставки НДС со средств, полученных редакциями газет и журналов от подписки и продажи печатных СМИ.
Кроме этого, с нового года начинает действовать Гражданский кодекс Украины. Его 227 статья гласит: «негативная информация, распространенная о человеке, является недостоверной». Такое толкование перечеркивает любые попытки журналистов сказать слово правды о политиках, чиновниках и т.д. Собрание представителей СМИ призвало парламент исключить эту статью.
Большое внимание присутствующие уделили вопросу внесения изменений в Закон Украины «О рекламе». В статье 9 п. 3 определено, что «информационный, авторский или редакционный материал, в котором привлекается внимание к конкретному лицу или товару и который формирует или поддерживает осведомленность и интерес зрителей (слушателей, читателей) к этому лицу или товару, является рекламой и должен быть помещен под рубрикой «Реклама» или «На правах рекламы». Таким образом, любая позитивная информация подпадает под действие этого документа. Журналисты требуют от ВР внести изменения и в этот закон.
Накануне президентских выборов, чтобы избежать давления на СМИ и журналистов, участники Всеукраинского собрания журналистов также призывали объявить мораторий на любые проверки СМИ в 2004 году.