Во время работы шестой сессии Верховной Рады планируется принятие нового Налогового кодекса страны. Уже много говорилось о том, что в связи с этим должна произойти настоящая налоговая революция — ведь именно от системы начисления и сбора налогов зависит наполняемость бюджета государства — то есть, собственно, ее функционирование на всех уровнях, развитие малого, среднего, большого бизнеса, выход экономики из «тени». Иными словами, это касается абсолютно каждого. Новая налоговая система покажет на практике, действительно ли государство собирается поддерживать национального производителя, действительно ли оно заинтересовано в росте конкурентоспособности национальной экономики.
О пределение эффективной структуры налогов, налоговых ставок в условиях переходного периода стало важной задачей государственного регулирования. С одной стороны, она должна обеспечить формирование доходной части бюджета, с другой — стимулировать активность субъектов хозяйственной деятельности, снизить налоговое давление на отечественного производителя.
В условиях переходного периода государство «загнало» себя в угол значительным уровнем бюджетного финансирования, высокими ставками налогообложения, что привело к банкротству многих отраслей производства, углублению экономического кризиса.
Структура поступлений в Сводный бюджет Украины свидетельствует о том, что основная доля доходов получена за счет налога на прибыль предприятий, 25,4% налога на добавленную стоимость, 15,4% налогообложения прибыли физических лиц, 12% сборов в государственные целевые фонды.
Налоги на собственность, лицензии на предпринимательскую деятельность, плата за торговые патенты, налоги на международную торговлю, доходы от операций с капиталом, государственная пошлина не играют значительной роли в финансировании государственного бюджета.
В условиях переходного периода такая структура доходной части сводного бюджета определяется низким уровнем доходов предприятий, а сравнительно низкая часть налога с прибыли физических лиц обусловлена еще и низким уровнем заработной платы большинства населения.
В условиях экономического кризиса налоговая политика не должна ограничиваться нескончаемым количеством изменений форм налогов. Необходимо изменить саму основу налоговой системы в направлении определения главным налогоплательщиком населения путем повышения доли оплаты труда в составе валового национального продукта (с одноразовым уменьшением доли материальных расходов), роста налогов на прибыль предприятий за счет роста базы налогообложения.
С целью реализации экономической программы, провозглашенной в Послании Президента Украины в Верховную Раду «Украина: продвижение в ХХI столетие. Стратегия экономического и социального развития на 2000-2004 годы», разработан проект Налогового кодекса.
В проекте Кодекса предложено существенно снизить ставки основных налогов: налог на прибыль предприятий — с 30 до 20%; налог на добавленную стоимость — с 20 до 17%, из которых 15% — для формирования бюджета и 2% — для формирования бюджета развития; налог на доходы физических лиц с 10— 40% (пять ставок) до 10— 20%; налогообложение дивидендов уменьшить до 15%.
Налог на доходы физических лиц предусматривается облагать налогом в зависимости от валового дохода, под которым понимают общую сумму дохода из всех источников, полученного (начисленного) в течение отчетного периода в денежной, материальной и нематериальной формах как на таможенной территории Украины, так и за ее пределами. Ставка налога дохода до 6480 грн. за год установлена в размере 10%, а более 6480 грн. за год — еще 20% от суммы превышения 6480 грн. за год.
По мнению автора статьи, такой подход обеспечит экономический рост путем применения системы уменьшения налогов с физических лиц с высокими доходами: склонность к увеличению расходов инвестиционного характера у этой части населения больше, чем у средне- и малодоходной.
Базой налога на добавленную стоимость становится договорная (контрактная) стоимость, которая определяется исходя из цен (свободных или регулируемых) товаров, работ, услуг, определенных договорами независимо от форм их заключения, с учетом налогов, которые включаются в цену товаров (работ, услуг), кроме налога на добавленную стоимость. Кодекс также определяет операции, которые подлежат налогообложению с нулевой ставкой. Четкость в формулировке этих терминов позволит избежать многочисленных недоразумений в этих вопросах.
Акцизный налог предлагается начислять на алкогольные напитки, бензин, дизельное горючее, пиво, этиловый спирт, транспортные средства, табачные изделия. Ставки акцизного налога на моторный бензин установлены с учетом сбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Ставки акцизного налога на моторный бензин А-72 — А-98 составят 400 грн./тонн, а на моторный бензин от А-72 до А-98, содержащий тетраэтил, свинец, — 600 грн./т. По мнению автора, желательно установить «льготные» ставки акцизного налога на спирт и биогаз, которые используются в качестве заменителей бензина. Такой подход активизирует усилия общества в направлении поиска нетрадиционных источников энергии с целью достижения энергетической безопасности государства.
Что касается налогообложения владельцев легковых автомобилей, то тут предусматривается уменьшить размер ставок на автомобили с малым и средним объемом цилиндров двигателя и повысить ставки на транспортные средства, объем цилиндров двигателя которых составляет от 2500 и больше куб. сантиметров (которые находятся преимущественно в собственности наиболее обеспеченной категории населения). С социальной точки зрения это справедливо: богатые должны нести более высокое налоговое бремя.
Проектом Кодекса предусмотрены платежи за социальное использование природных ресурсов, рентные платежи, которые будут выплачивать юридические лица, добывающие нефть, природный газ; транзитная рента за транспортировку трубопроводным транспортом минерального сырья и/или продуктов его переработки через территорию Украины; сбор за использование радиочастотного ресурса с целью проведения конверсии и перераспределения радиочастотного ресурса Украины. Плательщиками экологического сбора станут субъекты предпринимательской деятельности всех форм собственности, которые осуществляют выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую природную среду.
Механизм влияния новой налоговой системы на эффективность производства является продолжительным, и позитивные результаты получаем только в перспективе.
Эволюционное реформирование налоговой политики направлено на снижение налогового бремени предприятий; развитие базы налогообложения; оно имеет инвестиционную и социальную направленность, предусматривает совершенствование таможенных тарифов как механизма развития внешнеэкономической деятельности.
Накануне открытия игр XXVII Олимпиады в Сиднее, по мнению автора, необходимо предусмотреть налог на развитие физической культуры и спорта вместо упраздненного коммунального налога.