Местное самоуправление — это извечная борьба между местной властью, общинами и органами государственной власти. Так считает вице-президент Ассоциации городов Украины Мирослав Питцык, один из ветеранов Ассоциации городов Украины, которой на днях исполнилось 20 лет.
О роли этой Ассоциации в украинском обществе свидетельствует то, что с юбилеем ее приехал поздравить Президент Украины Виктор Янукович. Его выступление было посвящено тому, как активизировать общественную жизнь в городах, сделать общины самодостаточными. «Чем больше свободы для местного самоуправления в хозяйственной сфере, — уверен глава государства, — тем больший собственный финансовый ресурс должны получать общины для своего развития». Президент прогнозирует, что государство в дальнейшем будет постепенно отказываться от общего дотирования и переходить на увеличение целевых субвенций. Так, по его словам, около 3,5 миллиарда гривен из государственного бюджета планируется выделить на реализацию конкретных проектов общин. Кроме того, Янукович рассчитывает на то, что налог на недвижимое имущество граждан, который вводится с 2013 года, позволит увеличить местные бюджеты на 2—2,5 миллиарда гривен. Всего же, как сообщил Президент, в бюджете 2013 года предусмотрено увеличить ресурс финансирования местных общин на 16 миллиардов гривен, что на 20% больше, чем в этом году.
Поверят ли в эти обещания руководители общин — мэры городов? Так, бывший городской голова столицы и экс-президент Ассоциации, народный депутат Александр Омельченко сомневается даже в успешности проведения административно-территориальной реформы, которую власть запланировала уже на 2013 год. «Я убежден, — говорит экс-мэр столицы, — что административно-территориальная реформа в условиях социальной и экономической депрессии, жесткой централизации власти, давления на оппозицию, коррупции, миллиардных дыр в бюджете, целенаправленного уничтожения сельского хозяйства, сельских жителей как класса и т.д. это — блеф».
Впрочем, далеко не все опрошенные «Днем» руководители общин настолько критично настроены к действиям власти и сотрудничающей с ней Ассоциации.
Александр ЛУКЬЯНЧЕНКО, мэр Донецка:
— Ассоциация добилась главного — диалога с высшими государственными институтами: министерствами и ведомствами, Кабмином и Верховной Радой. Нас слушают. Слышат ли? Слушают! Мы ведем диалог и обнажаем проблемы местного самоуправления, проблемы общин. Они образовались отнюдь не за один год, а практически за весь период независимости нашей страны. Нас беспокоят подходы к формированию бюджета, вопросы развития территориальных общин, потому что жизнь человека, со всеми ее сложностями, проходит в территориальной общине, где живет простой наш гражданин. Поэтому высшим институтам власти необходимо прислушиваться к лидерам местного самоуправления. Любое изменение в экономике, в политическом аспекте очень быстро отражается на качестве жизни людей. Власти необходимо выбирать такой коридор, который бы обеспечивал паритет интересов, учитывал интересы простого человека.
Александр ГВЕЛЕСИАНИ, мэр города Казатин, Винницкая область:
— Я наблюдаю за развитием событий в сфере местного самоуправления с начала 90-х годов прошлого века. Наши общины взрослеют, а с ними и Ассоциация. Сегодня она выделяется из всех подобных организаций, которые нередко становятся корытом, из которого кормятся чиновники. Ассоциация городов лоббирует наши интересы на всех уровнях. Не могу сказать, что все получается, как мы бы того хотели. Но у нас теперь больше авторитета, да и работать стало интереснее. Были годы, когда в городе даже не было конкурса при избрании депутатов горсовета. Сейчас совсем другое дело, и это свидетельствует о том, что мы не зря просиживаем штаны. Мы ждем административно-территориальной реформы и надеемся, что с нашей помощью этот процесс будет протекать и активнее, и результативнее. Сегодня у каждой семьи в Казатине автономное отопление. Централизованно обогреваются только учреждения: школы, детские садики, больницы. Чтобы сэкономить средства, мы уже перешли на альтернативное топливо — торф. Под напором громады решаем именно те проблемы, которые мешают жить людям. Но содержание жилья, высокие тарифы ЖКХ очень всех волнуют. Мы ожидаем, что государство все-таки возьмет на себя контроль над тарифной политикой. Почему в одном городе тарифы, скажем, на воду могут быть втрое ниже, чем в другом? Это — неправильно! Нужен какой-то единый подход.
Иван ЛЕБЕДЬ, исполнительный директор Черкасского регионального отделения Ассоциации:
— Я возглавляю секцию по вопросам бюджета в проекте «Диалог», осуществляемом в нашей Ассоциации. Вчера была очень острая дискуссия. Сейчас бюджетные организации не только Черкасщины, но и всей Украины 2—2,5 месяца без зарплаты. А еще большие проблемы возникают из-за того, что государство не спешит ликвидировать свои долги перед городским электротранспортом за перевозки льготных категорий пассажиров. Поэтому, например, в Черкассах с утра по субботам и воскресеньям троллейбусы не ходят. А еще у нас на левом берегу Днепра расположено 20 тысяч дачных участков. Практически полгорода с них питается. И дизель туда должен бы ходить двойной. Но этого нет. Всего пять вагончиков ходят лишь три раза в день. А нужно, как минимум, 10 вагонов, да и тогда там не протолкнешься. А почему так? Проблема все та же — государство не финансирует льготные перевозки.
Василий РАВЛИК, мэр города Сокиряны, Черновицкая область:
— В Сокирянах изменения происходят едва ли не каждый день. Город строится. Недавно мы ввели в эксплуатацию, как я считаю, одну из лучших в стране больниц. Сейчас сооружается большой Дворец культуры. Понятно, что исполнительные органы государственной власти помогали нам находить средства на эти проекты. А что касается местного самоуправления, горсовета, то мы тоже недавно перешли в новое помещение. Когда город строится, это означает, что он прогрессирует, получает развитие. У нас активно строятся и объекты частной собственности. В городе всего 9 тысяч населения, а за последние годы у нас ежегодно появляется не менее 200 новых рабочих мест. Город стоит на границе с Молдовой, и у нас тоже сейчас массово развивается отрасль садоводства. В районе уже 4 тысячи гектаров садов. Именно здесь генерируются новые рабочие места. Мы хотим наладить в городе переработку фруктов и овощей, будут созданы новые предприятия и, соответственно, рабочие места.
Антонина МЕЛЬНИК, Волосковский сельский голова, Дорожнянский район Хмельницкой области:
— И проблем у нас даже больше, чем у мэров городов. Правда, в последние годы улучшилось финансирование социальной сферы. Например, для нашего села сейчас проектируется большой Дом культуры. На проектирование выделено 534 тысячи гривен. Полмиллиона пойдет на дороги, хотя денег мы еще не получили — ждем. Работаем и над энергосбережением. В школе меняем все окна. Это объект ПРООН, но и бюджетные средства на него выделяются. Отремонтировали также наш фельдшерский пункт. Здесь теперь очень чисто и опрятно. Купили для него много оборудования. Так что в последние годы финансирование у нас наладилось. Я не могу говорить обо всех. Но уверена, что здесь многое зависит еще и от того, кто возглавляет общины. Но нелегко и непросто чего-то добиться. Нужно еще и конкурсы выиграть, доказать, что средства будут использованы, чтобы получить право на участие в тех программах, о которых я говорила. Все дело в том, насколько зрелым является самоуправление и инициативны люди, которые его возглавляют. Но, конечно, средств нам не хватает. Я сторонница того, чтобы больше средств оставалось на местах и не нужно было их выпрашивать. Пока дело обстоит далеко не так. Мы просим у власти едва ли не подаяния. Так быть не должно. Средства должны оставаться в общинах. И чтобы именно они распоряжались этими деньгами.