Сегодня, возможно, состоится закрытое заседание парламента, работа которого блокировалась всю предыдущую пленарную неделю. За закрытыми дверями депутатам предлагается, по выражению спикера Владимира Литвина, «прозрачно и открыто, глядя друг другу в глаза» обсудить как резонансные события в Донецке в частности, так и перспективы отечественного парламентаризма в целом. A в воскресенье «нашеукраинцам» вновь устроили «теплую» встречу — на этот раз в Сумах. Сценарий похож: снова блоку не предоставили помещения для проведения форума демсил, поэтому мероприятие прошло на площади Независимости. В наличии оказались и молодые люди, которые взрывали петарды, бросали в представителей «Нашей Украины» яйцами, били стекла автобусов, распространяли листовки и т.п. «Нашеукраинцев» удивила, пожалуй, лишь позиция сумских коммунистов, которые, по свидетельствам очевидцев и милиционеров, в состоянии алкогольного опьянения изготовляли в партийном штабе плакаты антиющенковского содержания... Впрочем, подобные «неприятности», очевидно, не портят добрых отношений лидера «НУ» и отдельных ярких представителей когорты донецких политиков. Во всяком случае, Виктор Ющенко и в шахтерскую столицу летал поздравить Ефима Звягильского с юбилеем, и в парламенте всегда демонстрирует коллеге свою симпатию...
События прошлой пятницы в Донецке в основном оцениваются с точки зрения борьбы донецкой группы против «Нашей Украины». Действительно, методы, примененные в Донецке, трудно назвать парламентскими. И результат пьяного дебоша в центре шахтерской столицы никак нельзя счесть результатом реализации какой-то осмысленной технологии — она ударила и по Ющенко, и по Януковичу, и по всей Украине (о чем организаторы, конечно же, не думали).
Однако стоит посмотреть на ситуацию с другой точки зрения — того, как действовала «Наша Украина» и В. Ющенко. Когда автор узнал о событиях в Донецке, первой мыслью было: «Надо же было договориться с Ахметовым!» Действительно, ну что стоило Ющенко предварительно договориться с силой, которая считает себя (к слову — небезосновательно) «хозяином региона»?
Совершенно не исключено, что в этом случае съезд прошел бы без эксцессов. Нет, конечно, здание пикетировали бы представители «Славянской партии» и КПУ (с традиционными требования прекращения «геноцида великорусского народа»). Но — не более того. Вряд ли бы это помешало провести съезд.
Тем не менее, Ющенко ни к кому не обратился. Можно, конечно, сказать, что это — неправильно, недемократично. Действительно, с какой это стати лидер общенационального политического объединения, реальный претендент на пост президента будет просить у бизнесмена (пусть и самого богатого в стране) разрешения посетить один из регионов этой страны?
Но проблема заключается в том, что «нашеукраинцы» не могли не понимать, что приезд «без согласования» будет воспринят местной элитой как провокация. И ничего не сделали для того, чтобы этот приезд был воспринят по-другому. У американцев есть пословица: если животное выглядит как собака, лает как собака и кусается как собака, то это и есть собака.
Обида сторонников Ющенко на «неправильные» действия местных властей выглядит странно и с другой точки зрения. Еще совсем недавно В. Ющенко во Львове в ответ на жалобы лидера местных эсдеков И. Шурмы по поводу того, что ему не дают говорить, ответил в том плане, что люди ему не подчиняются. Однако, попав в ситуацию, очень похожую на ту, что пережил Шурма, он свою точку зрения радикально изменил. В выходках демонстрантов оказались виноваты губернатор Близнюк и его аппарат. Почему?
Не хотелось бы, чтобы слова автора были восприняты как защита инициаторов антиющенковских акций в Донецке. Но трудно не заметить, что там «Наша Украина» столкнулась с методами, ею же обкатанными в Киеве и Львове. Почему мы должны полагать, что дебош в центре Донецка чем-то лучше или хуже дебоша в центре Львова? Что сорвать коммунистическую демонстрацию во Львове — хорошо, а сорвать «нашеукраинский» съезд в Донецке — плохо? Что захват дворца «Юность» чем-то радикально отличается от захвата здания Администрации Президента или студии Национального телевидения?
Кстати, о захватах и блокированиях. Вспомнив, как депутаты ломились во дворец «Юность» и здание ОГА, возникает вопрос, а почему, собственно, в Донецке должны были верить, что спокойно проведя съезд, «нашеукраинцы» не начнут штурмовать ОГА или требовать немедленного прямого эфира на ТРК «Украина»? Впрочем, вспомним, чем занялись депутаты, вернувшись из Донецка в Киев? Вот именно: начали блокировать заседание Верховной Рады. Такая вот логика: блокировать ВР нам можно, а им блокировать наш съезд — нет! Так зачем же после этого говорить, что только власть раскалывает страну? Оппозиция тут от власти отнюдь не отстает…
Виктора Януковича уже осудили за его публичное выступление. Правда, похоже, проблема в том, что он четко дал понять: события в Донецке — местная инициатива, а вовсе не злых социал- демократов из АП. Так или иначе, но он высказал здравую мысль — а температуру померили?
Все знают, что такое Донецкая область. Это та область, где блок В. Ющенко «Наша Украина» получил на последних выборах 3% голосов. Это тот регион, где социологические исследования регулярно показывают высокий уровень желания возродить хоть какой-нибудь Союз, предоставить русскому языку статус государственного и вообще — фронду к украинскому государству. Это регион, где государство не любят не без оснований, поскольку оно ничего не дало области, кроме бандитизма и безработицы. Можно, конечно, сказать, что во всем этом виноват правящий антинародный режим. Однако, когда его (режим) в этом обвиняют, возникает вопрос — а где, собственно, была в это время оппозиция?
Если все это помним мы, то почему этого не помнили организаторы съезда «Нашей Украины»? Да, демонстрантов надо было сорвать с мест учебы и работы, всучить им транспаранты и лозунги, напоить дармовой водкой. Но вот те вещи, которые они говорили в эфире ТРК «Украина» — это не от власти, это — от души. Хотим мы того или нет, но это реальное отношение части населения Донбасса (и думается — немалой части) к Ющенко и к «Нашей Украине». Лидеры блока не могли не понимать, что такое отношение будет. И что даже при условии спокойного проведения съезда к каждому делегату не мешало бы приставить охранника. И опять — возвращаемся к нашему неопознанному животному…
Итак, подведем итоги. Факт остается фактом: организаторы съезда сознательно шли на конфликт. Скорее всего, конфликта можно было избежать, но для этого было сделано, скажем прямо, маловато. Видно и то, для чего это было сделано:
— «Наша Украина» вынудила говорить о себе (не важно, ЧТО о тебе говорят, важно, что О ТЕБЕ говорят);
— Ющенко увидел, что в Украине есть не только те избиратели, которые готовы целовать ему руки;
— удалось показать, как «Наша Украина» героически противостоит «антинародному режиму»;
— иностранным дипломатам было наглядно показано состояние дел с демократией в Украине;
— был нанесен определенный ущерб имиджу В. Януковича как претенденту на пост президента (правда, это, скорее всего, не планировалось).
Все это, конечно, хорошо, но стоит ли ради этих целей обострять и без того неприятный межрегиональный (а отчасти — и межнациональный) конфликт? Откровенно скажу — у меня нет ответа на этот вопрос. Зато точно знаю, если Ющенко скажет «да», то это будет означать, как минимум, «холодный» конфликт между регионами.