Парламент провалил изменения в избирательное законодательство. За минувшую неделю дважды Рада подходила к законам, которые должны были бы качественно изменить условия отбора в новый парламент, и дважды безуспешно. Ни один из зарегистрированных законопроектов так и не был включен в повестку дня.
Общественность не довольна, хотя, как говорят активисты, которые вчера пришли под стены ВРУ, чего-то другого от нынешнего состава парламента нечего было ждать. Партии защищают те правила, по которыми они гарантированно сохранят за собой пригретые места. Сохранить действующие, или еще лучше усложнить для независимых политических сил правила прохождения в ВРУ — это их интерес. Но он не отвечает интересам страны, убеждены активисты. Без обновления властной вертикали другими людьми, которые исповедуют другие подходы и действуют по другим правилам, страна, сегодня воюющая на три фронта (за территорию с кремлевскими наемниками на Востоке, за мозги людей с путинскими пропагандистами в информпространстве и за ресурсы со своими клептоманами-коррупционерами) в конце концов обессилевшая проигрывает. Поэтому активисты делают все возможное, чтобы заставить парламентских резидентов подумать о будущем страны, а не только о своем.
На днях «День» встретился с одним из инициаторов создания гражданской политической партии «Сила Людей» Русланом РОХОВЫМ, чтобы обсудить план действий по обновлению власти в стране... Тем более, что представители этой новой политической силы собираются идти на предстоящие парламентские выборы.
— То, что избирательное законодательство не изменяют в лучшую сторону, свидетельствует, что в ВРУ не намерены пускать независимые силы. А разговоры об увеличении в 10 раз платы за регистрацию кандидатов-мажоритарщиков и списков парламентских партий являются тому подтверждением. По старой избирательной системе, в условиях сокращенной до 45 дней избирательной кампании при большом регистрационном взносе молодые политические силы просто не будут иметь возможности пройти в парламент как независимые структуры. Старые элиты организуют имитацию обновления ВРУ, включив в списки новых молодых лидеров: кого купив, а кому пообещав возможность что-нибудь реализовать.
— Какие инструменты имеют молодые политические силы, чтобы разрушить планы старых элит?
— Есть два варианта. Первый — когда контрэлиты объединятся, сформируют совместную гражданскую политическую платформу и обратятся к обществу за поддержкой — финансовой, волонтерской и генерацией идей. Таким образом, строится инклюзивная политика, когда общество получает открытую для граждан политическую структуру, которая формирует свою политику, опираясь на мнение граждан, а не на олигархов или внешних партнеров: ЕС, США, РФ и т. п.
С другой стороны — общество, понимая, что в настоящее время действующие элиты не отображают его интересы, могло бы начать давить на молодежь, чтобы та объединилась и дала содержательную и конкретную повестку дня решения текущих проблем.
— Не повторится ли на парламентских выборах то же, что произошло во время выборов к Киевраде, — начнутся расхождения между молодыми политическими силами, они пойдут на выборы, не объединившись, и проиграют?
— В среде «Силы людей» мы решили приложить все усилия, чтобы объединить всех, кто выступает за реформы и изменение правил политики.
Это сотрудничество может закрепиться в формате блока. Если законодательство не изменится, можем применить практику формирования коалиции вроде той, которую на предыдущих парламентских выборах создала «Батьківщина». Они рекламировали себя как «объединенная оппозиция», но на выборы пошли как партия. Все, кто был в списке «Батьківщини» на выборах, вышли из своих партий и баллотировались как внепартийные. Возможен формат коллективной поддержки мажоритарщиков, которые победят на внутренних «праймериз».
— С какими политическими группами «Сила людей» в настоящее время проводит переговоры об объединении?
— Близкие по взглядам нам политические силы — это «Демократичний Альянс», партия «Воля», «Демократи», «Самопоміч», «Нове життя» и им подобные. Принципы, которые они декларируют в публичном пространстве, резонируют с нашими взглядами.
— Насколько готово общество принимать участие в массовых акциях общественного давления на власть, чтобы заставить принимать необходимые законы?
— На последней акции во вторник количество людей под ВР было небольшим. Основная масса — это активисты, которые принимают участие не только в акциях относительно избирательного законодательства. Но в этот четверг их было уже вдвое больше. Однако и этого пока слишком мало. Можно говорить о реальном влиянии общества, когда на улицы выйдут хотя бы 10 тысяч.
— Неужели для вас это непосильное количество? Для того чтобы победить на парламентских выборах, вам необходимо еще больше голосов собрать.
— Проблема молодых политических сил в том, что они оторваны от доступа к СМИ. Нужен доступ к телеплощадкам, к которым приковано большое внимание избирателей. Через медиа необходимо объяснять, почему нужны изменения избирательной системы, кто претендует стать альтернативой старым политическим элитам, что это за люди, как они мыслят, что предлагают.
Нужно осознавать, когда мы победим в войне, начнут возвращаться бойцы, которые принимали участие в АТО, и если они не увидят изменений в стране, то могут развернуть свое оружие в другую сторону. Они будут говорить, что их руками загребали жар, а сами продолжали красть. И будут правы.
«ЧТОБЫ ИЗМЕНиТЬ СТРАНУ, НЕ НУЖНО БОРОТЬСЯ С ВЛАСТЬЮ — ЕЕ НУЖНО БРАТЬ И МЕНЯТЬ»
— Выходит, что старая элита сознательно идет на обострение и подталкивает общество к экстремальному сценарию в Украине. 3-й Майдан — это выбор-самоубийство. Что нужно делать, чтобы этого не допустить? Как давить на старые элиты?
— Влияния на старые элиты общество имеет ровно 0%. Им плевать на позицию и интересы людей. У них другие «спонсоры». Они обременены обязательствами не перед гражданами. Поэтому у граждан влияния на них практически нет.
Единственная возможность что-то изменить по демократическому сценарию в стране — это выборы. Наша линия фронта — это парламентская кампания 2014 года: либо граждане выиграют эту войну и получат обновленную страну и возможность завершить боевые действия на Востоке, либо проигрываем, предоставив возможность старым элитам снова зацепиться за власть. Чем закончится сценарий, когда они останутся у власти — можно только догадываться. Я думаю, что Майдан-3 не будет в формате танцев и призывов — он будет иметь совсем другое лицо. Довести граждан до того, что они придут не с пустыми руками наводить порядок на печерских холмах — это открыть «ящик Пандоры». И это будет выгодно только одной персоне — Путину. Ему даже не нужно захватывать Украину — подойдет зона нестабильности, на примере которой можно показывать своим гражданам, «к чему приводит демократия».
«ЕСЛИ ПОРОШЕНКО БУДЕТ ОПИРАТЬСЯ НА КОМАНДУ КУЧМЫ И САМОГО КУЧМУ, ЭТО БУДЕТ ОЗНАЧАТЬ, ЧТО ЕГО ПОСТАВИЛИ ОЛИГАРХИ, И ОН КРЕПКО СИДИТ У НИХ НА КРЮЧКЕ»
— Как молодым политическим силам попасть в СМИ сегодня?
— Если владельцы СМИ, редакторы или журналисты осознают свою гражданскую ответственность и понимают, что сегодня для изменений нужны новые, качественно высшей рівня политики, то они будут искать таких, анализировать поле, и давать им возможность публично высказываться. То, что много лет делает газета «День». За что я лично искренне благодарен вам.
Движение снизу, это когда политические силы, кроме того, что они будут иметь качественно новые политические содержания, будут осознавать правила медиарынка: нужно быть ярким, иметь картинку и быть способным поразить. Если такие акции делать постоянно и много, медиа не будут иметь возможностей не говорить об этом. Активность должна быть таких масштабов, что замалчивать ее будет невозможно. Для этого необходим огромный человеческий ресурс.
— Кто будет командой Президента в новом парламенте? Известно ли тебе что-то в подтверждение того, что Порошенко уже подбирает людей в ВРУ? Кто эти люди?
— Все зависит от того, какую цель перед собой ставит президент. Отдельные его кадровые решения откровенно демонстрируют завязку на старые политические элиты. Из последних — назначение Горбулина. «День» очень точно описал это в материале «Не говорите, что вас не предупреждали». Но вместе с тем Порошенко в публичных выступлениях делает акцент на реформы. И приглашение Дмитрия Шимкива отвечать за это направление работы — хороший сигнал. Сказать что-то в ответ на ваш вопрос очень трудно. Более или менее что-то проясниться только после того, когда будут сформированы списки, как будут распределяться округа.
Если Порошенко ставит себе цель стать реальным лидером нации, оправдать тот вотум доверия, который он получил на президентских выборах и попробовать реформировать страну, то он, очевидно, должен опираться на тех лидеров, которые за это, и занимают последовательную позицию в этом вопросе, более того, делают что-то для этого.
Но если Порошенко будет ориентироваться на команду Кучмы и самого Кучму, то это будет означать, что его поставили олигархи, и он крепко сидит у них на крючке, и не собирается с него слезать.
Я лично не знаком с Петром Алексеевичем. И у «Силы Людей» пока что не было переговоров относительно будущих выборов ни с Петром Алексеевичем, ни с кем-то из его команды.
— Олигархи сегодня пробуют купить новые политические силы?
— Категория «новые» очень относительная. Какая разница между старыми негодяями и новыми? В «Силе Людей» мы не хотим новых людей, мы хотим других. Тех, которые будут действовать по другим правилам, по другим принципам. Чтобы их политика строилась вокруг интересов людей, а не олигархов. Понимая то, что это невозможно без участия граждан, мы начали длинный и действительно затратный процесс, но без этого никак. Не может быть демократии без демократов, без людей, которые принимают участие в процессе принятия решения. Весь прошлый год мы ездили по стране с предложением создания гражданской партии. После революции Достоинства провели съезд, на котором определили, что создаем эту партию. То, что сегодня будут голосовать в ВРУ для всех, мы для себя давно приняли как норму. У нас это будет работать: будет закон или нет, потому что мы — за новые правила...
— Тогда назовите источники финансирования вашей предвыборной кампании и партии?
— Пожертвования. Мы осознаем, что нужно разделять финансирование партии как организационной структуры и финансирования избирательной кампании. Последняя для нас — это часть нашей проектной работы. Условно говоря, мы осуществляем адвокаси кампании, проводим обучение для членов партии, инициируем парламентские слушания по какому-то вопросу — все это проекты, которые реализовывает партия. И выборы — это тоже проект. Есть цель — выиграть выборы. Есть время на ее реализацию. Есть задание — донести месседжи партии до своего избирателя. Для этого нужны конкретные организационные действия. Они стоят n-количество денег. Все, что касается проектов, это — вопрос фандрейзинга.
Вполне очевидно, что идти за деньгами нужно к тем, чьи проблемы собираешься решать. «Сила Людей» является эффективным инструментом решения проблем людей, потому за деньгами на предвыборную кампанию мы идем именно к людям.
Источниками финансирования нашей партии являются пожертвования от физических лиц. Но мы понимаем, что граждане финансово не в состоянии покрывать такие бюджеты. Без привлечения бизнеса не обойтись. Вопрос в происхождении его средств. Мы идем к бизнесу, который реально занимается предпринимательством, зарабатывает средства на том, что предоставляет реальные услуги, реальные товары, а не на том, что снимает маржу на сделках с НДС, или на том, что пилит государственные средства на тендерах. Наш спонсор — малый и средний бизнес из разных уголков Украины.
— Что вы ему обещаете?
— Относительно каждой отрасли у нас есть свое виденье политики. Понимая проблемы отрасли, мы предлагаем несколько вариантов решения проблем, проводим консультации в этих кругах, они определяют комфортные правила. Среди того, что они предлагают, мы говорим, какой вариант мы поддерживаем. И в программу партии вписываем соответствующий пункт. То есть деньги даются не под лоббирование решения чьих-то частных интересов, а под решение проблем отрасли. Общение происходит не персонифицировано, а с группой лиц.
«Я НЕ ВИЖУ В НАШЕМ ЭЛЕКТОРАЛЬНОМ ПОЛЕ ПАТЕРНАЛИСТОВ И ЛЮДЕЙ, КОТОРЫЕ ГОЛОСУЮТ ИНЕРЦИОННО»
— Какое количество голосов рассчитываете собрать на парламентских выборах?
— Прямо пропорциональное затраченным ресурсам на округах. Каждый голос — это осознанная позиция избирателя. Я не вижу в нашем электоральном поле патерналистов и людей, которые голосуют инерционно.
Мое личное убеждение, что работа над нашими голосами это не только наша обязанность. Приведу пример из корпоративного сектора. Условно закрытое акционерное общество с 36 акционерами. Двое из них точно знают, что четыре из пяти кандидатов в Совет директоров этого ЗАО — негодяи. Конечно, они могут остаться при своей позиции, никому ничего не доказывать, просто прийти и честно проголосовать за своего «пятого» кандидата. Но на голосовании будет так — два голоса за «пятого», а четыре негодяя получают остальные голоса, и спокойно проходят в Совет директоров. Реализовали ли свои интересы те двое людей? Нет. Не является ли персональным интересом каждого из них сделать над собой усилие, дойти до каждого из остальных 34-х и привести аргументы в интересах своей позиции? Если каждый избиратель, который принял решение голосовать за новые команды, сделает над собой усилие и кроме того, что проголосует за них в день выборов, профинансирует в какой-то части предвыборную кампанию, еще и возьмет телефон и прозвонит друзей, родственников, знакомых и расскажет, что есть такая альтернатив, попросит их сделать то же... Тогда мы получим эффект геометрической прогрессии.
Это то, что было во время Евромайдана. Люди друг другу передавали информацию и призывали приходить на те или иные акции. Если такой метод общество использует во время этих выборов, то можем рассчитывать на достаточное количество голосов у альтернативы.