Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

«Наша Украина»: начало пути или консервация взрывоопасных амбиций?

23 января, 2002 - 00:00

Межпартийный съезд блока экс-премьера Виктора Ющенко «Наша Украина» (НУ) устами лидера и многих выступающих однозначно объявил день форума «днем рождения политической силы, которая сделает Украину украинской». Однако эти амбициозные планы могут и не сбыться по чисто внутренним причинам, которые четко проявились на этом съезде.

В работе мероприятия можно четко выделить две прямо противоположные тенденции, отражающие существенную разницу между прекрасной идеей объединения всех демократически и патриотически настроенных сил и конкретными носителями и исполнителями задуманного.

С одной стороны, самым главным словом на съезде НУ вновь было слово «консолидация». Его на разные лады повторяли и к консолидации призывали практически все ораторы. И такое межпартийное слияние действительно имеет место в среде участников блока. Об объединении в единую структуру говорят две руховские партии Геннадия Удовенко и Юрия Костенко. К созданию на базе НУ сначала единой фракции в парламенте, потом и единой демократической партии призывает партия «Реформы и порядок» (ПРП). На самом съезде, подтверждая готовность к слиянию, лидер фундатора блока Молодежной партии Украины (МПУ) Юрий Павленко демонстративно передал Ющенко «в оперативное управление» устав и программу своей партии.

Съезд определился и с неплохой теоретической базой для объединения. Принятая съездом предвыборная программа блока — это довольно органическое сочетание социал-демократических, национал-патриотических, либеральных и христианско-демократических идей, которые провозглашают главным приоритетом деятельности блока интересы простого человека. Удовлетворению их призваны, согласно программе, экономика страны, ее внутренняя и внешняя политика, сами принципы построения государства и взаимоотношений между властью и народом. И главным принципом составления избирательного списка блока, по словам Ющенко, стало включение в его проходную часть (по оценкам многих, это максимум 25—30 человек) именно носителей четырех главных идеологических «китов», обозначенных выше.

Однако, с другой стороны, именно ситуация с составлением и утверждением на съезде избирательного списка воочию показала, кто конкретно будет исполнять и претворять в жизнь поставленные «высокие задачи». В упомянутый список попали практически все, кто этого желал из известных в этом политическом лагере деятелей, но вот его проходную часть фактически составили либо лидеры партий и партийные функционеры, либо близкие к Ющенко и партбоссам лица, либо «нужные люди» из числа спонсоров. Только в первой тридцатке блока последних набралось 7—8 человек. Зато в ней не нашлось места даже лидерам тех 10 партий, которые официально создали блок. Не говоря уже о лидерах или даже представителях тех партий и общественных организаций, которые подписали соглашения с блоком о поддержке на выборах и которым Ющенко, по его словам, «благодарен за такую формальную поддержку». А лидер Республиканской христианской партии (РХП), один из основателей в 1988 году еще «канонического» Руха и, по определению Ющенко, носитель христианско- демократических ценностей Николай Поровский вообще оказался в конце первой сотни списка.

Список, видимо, составлялся так сложно и хаотично, что в первом его варианте вообще были откровенные недоразумения: первый Главнокомандующий ВМС Украины, депутат парламента Борис Кожин стоял одновременно под номерами 81 и 108. А многие другие деятели обнаружили свои фамилии не под теми номерами, договоренность о которых была достигнута накануне. Даже в первой десятке уже на съезде произошли серьезные и символические изменения. «Номер 11», экс-министр экологии и зампредседателя Украинского Народного Руха (УНР) Иван Заец, который был особенно заметен в публичных восхвалениях лично «последней надежды украинской демократии», резко пошел вверх и сменил на восьмом месте 80-летнюю Славу Стецько, лидера партии Конгресс украинских националистов (КУН). Отметился Ющенко и «братской любовью». По примеру главы президентской администрации Владимира Литвина или олигарха Игоря Бакая, помогающих родным братьям занять теплые места либо в структурах исполнительной власти, либо в будущем парламенте, лидер НУ под номером 45 поставил в список брата Петра Ющенко.

Другими словами, процесс составления списка де-факто подтвердил опасения критиков, которые утверждали, что блок НУ станет «общей братской могилой» для всех, кто объединится под знаменами Ющенко. Однозначно «пролетая» практически по всем мажоритарным округам, лишенные админресурса лидеры проющенковских партий и их региональные лидеры однозначно не попадают в парламент. А их партии, следовательно, лишаются возможности создать собственные фракции в парламенте, которые являются не только высшей формой партийного представительства в органах власти, но и таковыми провозглашены в партийных уставах. У этих партий не остается ничего другого, как и в парламенте «ютиться» под крышей НУ даже в случае отхода ее лидера от задекларированных принципов.

Это обстоятельство, а также неравномерность в распределении мест в списке, нервозность, хаотичность и непоследовательность при его составлении таят в себе еще один «подводный риф» на пути «Нашей Украины» к вершинам власти. Это игра нереализованных амбиций не только региональных партначальников, которые могут обвинить вождей в «предательстве идеалов», но и первых «киевских» лидеров партий, которые «уступили» Ющенко. Нечто подобное, например, уже наметилось в Народном Рухе Украины (НРУ). Его лидер Геннадий Удовенко, по словам однопартийцев, еще вчера вечером «по праву Руха» стоял в списке под вторым номером, но Ющенко его «уболтал», и Удовенко уступил свое место лидеру Федерации профсоюзов Украины Александру Стояну.

В итоге съезд блока Ющенко, утвердив список и предвыборную программу, с одной стороны, дал возможность официально участвовать в предвыборной борьбе. Но с другой — законсервировал в неопределенном состоянии амбиции разных политиков. И законсервировал навсегда или на время, покажет только результат выборов.

По общему мнению, чем меньше блок Ющенко наберет голосов, тем сильнее взыграют амбиции партийных вождей. И они вряд ли смогут простить «первому общенациональному лидеру» незначительное число голосов на выборах — собственные партии не позволят им это сделать, несмотря на кажущееся единодушное одобрение «идей консолидации». И в результате таких настроений фракция НУ в будущем парламенте, если таковая все же будет создана, вряд ли станет сплоченной и влиятельной силой.

А откровенные скептики вообще прогнозируют, что многие «обиженные» начнут вымещать обиды уже на этапе предвыборной борьбы. И, не имея стимулов, или (если хватит времени) разбегутся по другим «блочным квартирам», или будут работать на «общую идею» спустя рукава. Если вообще, простимулированные со стороны, не начнут «мстить» и ставить палки в колеса всему блоку и Ющенко лично.

Однако блок Ющенко получил путевку в жизнь. И поскольку любой из положительных или негативных сценариев его судьбы возможен, то это уже его проблемы, как избежать разрушительных тенденций.

Владимир СКАЧКО, 16 января 2002, Украина. Ru (www. Ukraine. ru)
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ