1. Какие реформы и в каком направлении, по-вашему, необходимы отечественному журналистскому образованию? Почему наша журналистика отстает одновременно и от западной, и от российской журналистики? Не было ли это заложено в самом образовании? 2. Каким, по-вашему, основным функциям и задачам СМИ в обществе должны учить будущих украинских журналистов? Должны ли они овладевать инструментарием пропаганды, влияния на массовое сознание, манипуляции общественным мнением?
Александр КРИВЕНКО, главный редактор журнала «ПіК»:
1. Сфера журналистского образования — это хороший случай сделать в нашем обществе то, что сделали в других посткоммунистических странах в более широких масштабах. Я имею в виду люстрацию — запрещение на профессию, условно говоря. Мы не можем и нам не нужно выгонять людей с советским опытом в масс- медиа или другом бизнесе. Это было бы неумно. Но из образования их убрать — это было бы логично. Ибо они могут только продуцировать себе подобных. Покойный академик Анатолий Захарович Москаленко неоднократно в моем присутствии подтрунивал над такими людьми, взлелеянными в старой системе, которые сейчас вынуждены заниматься реформированием. Нам нужно, чтобы в журналистское образование пришли новые люди — практики или теоретики, которые сформировались после 90-го года.
2. Давайте разведем эти вещи. Инструментарий пропаганды и манипуляции — это очень ценная вещь, признак хорошей спецализации, но не журналистов, а других специальностей — имиджмейкеров, пиаровцев, идеологов, работников спецслужб, словом, немного других структур. Журналист должен владеть другим инструментарием. У нас нет такого, чтобы отдельно учить журналистов, пиаровцев, главных редакторов. Думаю, что следует учиться всему. И эти знания не помешают журналистам. Другое дело, что это не первоочередное для них. Что с того, что он знает принципы манипуляции общественным сознанием, если он безграмотен? На Западе в штате газеты нет должности литературного редактора — там журналист сам несет ответственность за текст, который он посылает в газету. А у нас — масса ошибок. И этому делу их научить — это бы существенно облегчило трудоустройство многим журналистам.
Евгений ЯКУНОВ, первый заместитель главного редактора «Киевских Ведомостей»:
1. При вроде бы большом выпуске журналистов в Институте журналистики, профессионализм их падает. Такое ощущение, что учат их чему угодно, только не основным принципам журналистики. А главное, их не готовят быть личностями. Такое ощущение, что у нас все идет к усреднению, в молодой журналистике очень мало ярких личностей.
2. В принципе, журналист должен понимать, что любой факт, который он нашел, каким-то образом играет пропагандистскую роль. Не бывает безликих фактов. Из их совокупности журналист выбирает то, что соответствует его видению, идеологии, принципам. В нашем обществе, к сожалению, журналист не может не быть пропагандистом. Он в любом случае обслуживает какие-то силы, тенденции. Но он должен понимать, к чему реально приведут его действия, а не быть слепым орудием пропаганды. Если уж журналист играет в какие-то игры, то, по крайней мере, он должен в них разбираться. Он должен осваивать психологию пропаганды — это стопроцентно.
Если же говорить о главной задаче, то журналистика — это инструмент познания обществом действительности. Журналист служит глазами, ушами, нюхом для читателей, при этом опираясь на свой личный жизненный опыт. И когда журналист начинает уходить в какую-то другую область, допустим, заниматься тем, что должно делать государство: пытаться улучшать нашу жизнь — то в результате получается не журналистика, а что угодно: политика, шоу, пропаганда.
Николай ПРОКОПЕНКО, директор Укртелерадиоинститута:
1. Во-первых, надо расширить перечень заведений журналистского образования. Все они должны соревноваться за своего студента, за своего высококвалифицированного преподавателя, за свою газету или телекомпанию. Кое-что следовало бы реорганизовать в организации самого обучения в вузах, вводить нормы, свойственные обучению в западных университетах: право студента выбирать определенный курс, своего преподавателя, свое направление. Ясное дело, должно быть и право вуза определять, что может студент, выдавать ему диплом или нет.
Далее, обучение должно проводиться в условиях реальных газет, реального теле- или радиопроизводства. Если в учебном заведении нет условий для выпуска газеты, аппаратуры для телесъемки — то у него надо отбирать лицензию на право обучения.
2. Прежде всего, журналист должен усвоить писаные и неписаные правила журналистской этики. И главнейшее из них звучит, как и у врачей: не навреди! Не навреди своими писаниями обществу и человеку. Далее, профессия должна основываться на широком гуманитарном образовании, на практических навыках современного журналистского процесса. И еще, у нас журналист должен быть человеком, ориентированным на национальные, государственные ценности.
Что касается пропаганды и инструментария управления общественным мнением, то это несколько некорректная постановка вопроса. Если под пропагандой понимать этакое невинное распространение полезных знаний, норм, то пожалуйста. Но если иметь в виду именно манипулирование сознанием, то нам такие знания не нужны. Мы уже много десятилетий бьемся за идеалы честной, справедливой журналистики, и нам нужна ответственность за свои действия.
Зиновий КУЛИК, шеф-редактор журнала «ПіК»:
1. Процентов на 90 я поддерживаю уважаемого директора Института журналистики Владимира Ризуна, поскольку он, по моему мнению, излагает абсолютно современную, основывающуюся на реалиях сегодняшних информационных технологий программу подготовки журналистов. Разве что, считаю, количество практики нужно увеличивать, причем практики специализированной. Хотел бы прибавить, что существует несколько точек зрения на журналистику, но можно их разделить на романтическую, которая абсолютизирует свободу слова без учета интересов государства, интересов различных слоев общества, и достаточно прагматическую, которая сегодня фактически является господствующей в демократических обществах. Интересы государства должны учитываться в первую очередь, а все иное — во вторую.
2. Информационную задачу журналистики нельзя абсолютизировать. Информативная ее функция занимает определенное место, процентов сорок, но не более. Иные функции — обучение, повышение культурного, образовательного уровня читателей, слушателей, зрителей. И не последнее место занимает пропагандистская функция. Есть два значения пропаганды: негативное, которое означает «ложь», «распространение целенаправленно подобранной информации для манипулирования обществом», и первичное — распространение, которое является очень важной функцией журналистики. Особенно на переходном этапе развития общества распространения демократических идей — это одна из ее функций.
На массовое сознание влияет все, что есть в нашем эфире. Манипулирование общественным мнением? Прошу прощения, если заменить слово «манипулирование» словом «формирование», то этим занимаются все информационные ведомства всех информационных государств, и не только. Начиная от служб «паблик рилейшнз» небольших фирм и заканчивая пресс-секретарями должностных лиц — все они формируют общественное мнение. И если студент хочет избрать себе такую специальность, он должен прослушать современный курс.
Игорь ЛУБЧЕНКО, председатель Национального союза журналистов Украины:
— Нас глубоко волнуют вопросы подготовки новых кадров работников средств массовой информации.
Ведь сегодня в Украине есть десятки изданий, в редакциях которых нет ни одного профессионального журналиста. Безрадостное положение в большинстве районных и горрайонных газет: из пяти-шести работников редакции, как правило, двое-трое — пенсионного возраста, а замены им нет.
Эти проблемы мы обсуждали на днях на заседании секретариата Национального союза журналистов. Директор Института журналистики Национального университета имени Тараса Шевченко Владимир Ризун, директор Центра журналистики и РR Вячеслав Мойсев, деканы факультетов журналистики Института лингвистики и права Григорий Кривошея и Крымского экологического университета, секретарь НСЖУ Людмила Хорошилова поделились опытом подготовки журналистских кадров. Выкристализовалось главное: журналист ХХI века должен быть высокоэрудированным человеком, чувствовать свою роль в обществе, следовать этическим нормам. Его подготовка должна начинаться на школьной скамье. В следующем учебном году совместно с Институтом журналистики будем возрождать конкурс старшеклассников «Шанс», победителей которого примут в Институт по собеседованию.
Считаем необходимым — и эта идея нашла поддержку у ректора Национального университета академика В.В. Скопенко — организовать летние курсы для старшеклассников, интересующихся журналистикой, группу в университетском лицее.
Средства массовой информации все больше нуждаются в журналистах — знатоках определенных отраслей: политологии, экономики и тому подобное. Поэтому горячо одобряю предложение В.В.Скопенко, чтобы студенты, получившие степень бакалавра на естественных факультетах, диплом магистра (естественно, по желанию) могли получить в Институте журналистики.
Сегодня в Украине есть почти 20 структур, готовящих журналистские кадры. Уровень некоторых из них оставляет желать лучшего. Поэтому мы надеемся — и готовы сотрудничать в этом направлении — на координацию, углубленную специализацию работы.
Союз — и на заседании секретариата это особенно отмечается — выступает за то, чтобы студент еще в вузовских стенах работал, стажировался в конкретных редакциях. Мы за восстановление творческих мастерских, где бы трое-пятеро студентов овладели глубинами профессии под руководством известных мастеров пера и микрофона.
Ольга ТАУКАЧ, генеральный директор ТК «Гравис»:
1. Основная проблема современного журналистского образования, по моему мнению, состоит в низкой общей культуре, в том числе языковой, нынешних студентов. Когда общаешься с практикантами, возникает впечатление, что их не учат обобщать факты, видеть за отдельными деревьями — лес, за конкретным действием — тенденцию. Философия, психология, политология должны стать базовыми предметами, поскольку формируют способность выявлять причинно- следственную связь событий и явлений. Безусловно, требует изменений и так называемая летняя практика. В идеале студент должен стажироваться в том средстве массовой информации, где намеревается работать в будущем. Общая же проблема нашей журналистики и, кстати, не только ее, — это мозахистское удовлетворение культивируемого комплекса второсортности. Наша журналистика не хуже российской или западной, она просто другая, поскольку базируется на другой ментальности, других традициях.
2. Основная функция любого средства массовой информации — давать достоверную информацию. Направленность комментариев, аналитических статей, прогнозов, бесспорно, зависят от тех политических и этических принципов, которые исповедует владелец издания. Поэтому главный «инструментарий пропаганды», которым должны владеть современные студенты — это способность к анализу и умение делать логические выводы, которые, в идеале, не будут мешать читателю составить собственное мнение о тех или иных процессах. Сегодня мы живем в открытом, прежде всего — информационно открытом обществе. Поэтому наивно всерьез думать о возможности манипулировать общественным мнением, опубликовав несколько статей в одном из многочисленных и по-разному ориентированных изданий. Хотя, безусловно, каждый будущий журналист должен уметь прогнозировать, «как наше слово отзовется».
Игорь СТОРОЖУК, первый вице-президент Национальной телекомпании Украины, ведущий программы «7 дней»:
1. Наша журналистика — это журналистика УССР, которая болезненно пытается переформироваться в журналистику независимого государства Украина. Всегда существует баланс того, что запрашивает общество, и того, что оно потребляет. Поэтому я не считаю, что украинская журналистика отстает от российской журналистики. Она соответствует тому, что хочет общество. И когда Наталья Лигачева пишет критические статьи о телевидении, то она подталкивает и само телевидение, и само общество к более сложному восприятию того, что мы делаем. Но этот процесс, как жидкость в сообщающихся сосудах, не может сдвинуться только в одну сторону. Одни из лучших попыток, которые были совершены на телерынке Украины — это создание канала СТБ Н.Княжицким, грамотная работа А.Ткаченко на «Новом». Как только возникает возможность согласовать эти общественные потребности и предложение самих журналистов или канала, то уровень жидкости в двух сосудах поднимается. И тогда машина едет быстрее, и мы уже тогда не так отстаем. Что же касается реформ журналистского образования, то они, по-моему, должны проходить по трем направлениям. Первое и главное — это обучение ремеслу. Независимая точка зрения журналиста должна быть сформирована его профессиональными навыками, которые он должен получить в институте.
Второе — определение социальных задач. Говорят, что журналист обязательно что-то должен «увидеть, осветить и помочь». Это классический подход на уровне жэка времен Советского Союза. А журналист должен влиять на социальную тенденцию в целом по стране. И эта социальная задача должна быть выстроена как образовательный план.
И третье — вузы должны формировать достаточно образованную личность. Я, к сожалению, не вижу среди молодых журналистов людей, читающих книги в таком количестве, как мне бы того хотелось. Зато у них одна, три, пять звезд во лбу: их по телевизору показывают, в трамваях узнают. Но — если они отдают предпочтение комиксам, то они и пишут комиксы. Все-таки должна присутствовать самокритика, тогда ты будешь пытаться исправить ошибки. Когда отсутствует подобный процесс, то общество получает кучу звезд, которых никто не знает. Их не знают — их узнают.
2. Пропаганда и манипуляция общественным мнением — не одно и то же. Любой репортаж, любая публикация, по-моему, так или иначе манипулируют общественным сознанием. Это влияние соответствует степени ответственности человека, который произносит или пишет что-то. А пропаганда — это система мышления, осознанное построение системы ценностей и ее широкое распространение. И если мы хотим, чтобы развивалась Украина, мы должны быть ориентированы на ценности независимой страны. А для того, чтобы это было именно так, мы должны перенять лучшее и эффективное для своего общества из России и Запада.
Сегодня у нас есть много программ информационно-пропагандистского характера: УТН, ТСН, «Вікна», «Подробности». В том смысле пропаганды, что закладывается некая заданность векторов. А НТВ делает информационные выпуски вроде бы совершенно независимые, но на самом деле — там просто тоньше механизм. Значит, уровень подачи материала каналом и запросы его зрителя совпадают в этом. Если мы обучим журналистов ремеслу, то мы можем ждать, что с развитием нашего общества и у нас механизм станет тоньше и степень пропагандистской зависимости будет меньше, а информационного обеспечения — шире. Если же мы будем студентов сразу обучать манипуляции, то мы из них сделаем редакторов с очень большим внутренним цензором, которые просто будут бояться журналистики.