Украина внедрила к выполнению Стратегический оборонный бюллетень (СОБ), как один из основных документов, в котором прописана четкая программа развития сектора обороны и безопасности страны. Принятие этого документа ознаменовано рядом моментов. В понедельник появился соответствующий Указ Президента о решении Совета национальной безопасности и обороны Украины от 20 мая 2016 года «О Стратегическом оборонном бюллетене Украины».
Первое — на носу саммит НАТО в Варшаве, перед которым Украина получила четкие месседжи к тесному сотрудничеству с НАТО и более активной работе относительно членства. Напомним, что еще в 2008 году Германия и Франция сорвали продвижение Украины к ПДЧ.
Второй аспект — в Украине продолжается война, в которой наша страна столкнулась с агрессией соседнего и мощного в милитаристском плане государства. И несмотря на то, что РФ привлекло широкий арсенал дерзких, циничных методов «гибридной войны», Украина уверенно держит оборону. А это говорит о том, что и самому НАТО есть чему поучиться у нас.
Третье — в Украине остается достаточно широкий слой кадровых военных, для которых реформирование означает перелом «позвоночника». Постоянные коррупционные схемы, клонирование «генералов», бюрократия, старые окостенелые советские подходы к обороне и тому подобное — это тот букет болезней, который до сих пор поражает систему обороны и безопасности страны. И стоит сказать, что НАТО уже достаточно явно требует от украинской власти и военной верхушки конкретных шагов. Грубо говоря — нас тянут за уши к стандартам НАТО.
Альянс, в свою очередь, заинтересован в своем присутствии на восточных территориях Европы. Представитель Государственного департамента США Джошуа Бейкер недавно сказал, что «Украина — партнер, и в каком-то смысле, даже член НАТО». Безусловно, фраза преувеличена, но выдает осознание Западом необходимости построения на территории восточной Европы мощного щита. Можно сказать, что эти земли стали тем самым краем перед пропастью, за которой остается угроза большой войны. Украина является буфером между агрессивными планами Кремля и очень перепугана спектром угроз Европы — от мигрантов до терактов. Поэтому НАТО нужна сильная в оборонном смысле Украина и при этом с ясным курсом. К сожалению, нам придется не только внедрять в жизнь четкие пункты упомянутых документов, но и бороться с внутренним саботажем, который и приводит к размытым позициям и путаным заявлениям.
«ВЫПОЛНЯТЬ СОБ ДОЛЖНО НЕ ТОЛЬКО ОДНО МИНОБОРОНЫ, РЕЧЬ ИДЕТ ОБ ИЗМЕНЕНИИ И РАЗВИТИИ ВСЕЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ»
Игорь КАБАНЕНКО, адмирал, эксперт по вопросам обороны и безопасности:
— Стратегический оборонный бюллетень является крайне важным документом. Исходя из стратегии национальной безопасности, Военной доктрины Украины — СОБ является следующим документом стратегически исполнительного уровня, который непосредственно расставляет по полкам основные стратегические вещи относительно того, что нужно конкретно делать. За ним необходима государственная программа реформирования и развития ВСУ, государственная программа развития вооружения и другие более детализированные документы.
В СОБ определено достаточно четко и расписано пять стратегических целей. В нем нет общих фраз и лозунгов. Это огромный плюс. Кроме того, определены конкретные сроки — 2020 год. Теперь для того, чтобы выполнить данный документ, нужно очень серьезно и напряженно поработать. Объем заданий достаточно амбициозный. Все это привязано к имплементации стандартов НАТО, изменениям в системе управления по образцу Альянса, изменениям в системе логистики, переходу на новые подходы относительно оперативных возможностей. В приоритетах — вопросы построения системы управления, чтобы не было дубляжа ветвей управления, а были четко распределены полномочия.
После осуществления этой серьезной перестройки практически уже не будет ничего советского. Ведь в настоящее время в существующей системе обороны остается много советских подходов. Это будет совсем другой способ существования Вооруженных Сил, другой способ выполнения задач, другая система коммуникаций, в том числе и то, что касается кадрового резерва. Это должна быть системная перестройка, которую еще нужно будет осуществить. Документ все же содержит основную архитектуру, которую необходимо воплощать.
Кроме того, настоящий документ крайне важен относительно тех мессиджей, которые прозвучат на саммите НАТО в Варшаве. Это была серьезная работа с двух сторон. Над документом работало большое количество людей, в том числе экспертов, советников. Он существенно изменил свою суть в сравнении с предыдущими редакциями. Эта редакция важна в плане продвижения нашей армии и сил национальной безопасности и обороны в сотрудничестве с Альянсом. Также в плане использования лучших оборонных моделей, существующих на Западе.
Обычно имеет место и риск того, что старые люди и старые принципы будут тормозить выполнение этого документа. Все будет зависеть от того, как будет работать система на рабочем уровне. Если конкретный исполнитель не будет разделять мировоззренческие позиции относительно развития ВСУ, то система будет либо тормозить, либо даже делать все наоборот. И это безусловно, повторяю, один из рисков относительно реализации программы. Нужно обстоятельно работать над изменением структуры исполнителей и их ментальности. Необходимо выделять людей прогрессивных, с западным образованием, с соответствующим миропониманием. Они должны быть лидерами в этих процессах интеграции в НАТО. Нужно не только менять внешний облик на основе формальных заявлений и отчетов, но и изменить внутреннее содержание. Многие люди просто не понимают, что такое стандарты НАТО. Для многих это лишь популярное высказывание, но нет понимания, что за ним стоит. Старая ментальность будет стоять на пути позитивных изменений. И что важно — выполнять Стратегический оборонный бюллетень должно не только одно Министерство обороны. Речь идет о привлечении всей государственной системы, изменении и развитии ее внутренней сущности.
«ЕСЛИ БЫ НЕ САММИТ НАТО, ТО МЫ ЕЩЕ ЖДАЛИ БЫ ПРИНЯТИЯ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ОБОРОННОГО БЮЛЛЕТЕНЯ»
Валентин БАДРАК, директор Центра исследований армии, конверсии и разоружения:
— Украинская власть, по нашим оценкам, сделала приблизительно половину того, что могла бы сделать в сфере реформирования в секторе обороны и безопасности. Первая часть — это всегда документальная часть, то есть общее виденье того, как нужно строить армию и вообще сектор безопасности. И на этом этапе у нас есть серьезное продвижение вперед, связанное с тем, что основные документы общего формата утверждены — это Военная доктрина, Стратегия национальной безопасности и наконец Стратегический оборонный бюллетень. Теперь очень важно, чтобы на основании настоящих документов были разработаны реалистичные программы. Речь идет о трех огромных программах, невыполнение которых не позволит двигаться к созданию нового типа украинского войска, к созданию системы обеспечения войска новым вооружением. Первая программа — это программа строительства и развития ВСУ до определенного периода. Вторая — государственная целевая программа развития вооружений. Третья — государственная целевая программа развития оборонно-промышленного комплекса. И здесь важно, чтобы все эти программы были реалистичными.
Если бы наша власть была настойчивой и работала над данными документами с первого дня, то мы уже имели бы все эти программы. Из-за того, что мы не имеем детальных программ, не можем говорить более конкретно и решительно как, когда и каким способом мы получим профессиональную армию. Второй момент: до сих пор власть не дотянулась до реформирования оборонной промышленности. Уже на слуху обсуждение создания специального агентства по вопросам ОПК и космоса, или по вопросам ОПК и военно-технического сотрудничества. Даже в пятницу, когда был утвержден на СНБО Стратегический оборонный бюллетень, должен был рассматриваться и этот вопрос. Все этого ожидали, но почему-то эта тема так и не была затронута. Существует определенная нерешительность в результате определенных кадровых вопросов. Кто будет руководить оборонной промышленностью? Здесь возникли определенные проблемы. Хотя я знаю из достаточно серьезных источников, что первый вице-премьер министр Кубив готов такое агентство присоединить к структуре исполнительной власти и сделать все, чтобы оно работало.
Безусловно, принятие СОБ связано с саммитом НАТО, который состоится в июле. Этот саммит является одной из определяющих вех в отношениях Украины с Западом на современном этапе. Месседжи были достаточно четкими — если не будет шагов в реформировании, в том числе в оборонном секторе, то отношение к Украине может измениться в сторону охлаждения. А это означает, что мы рискуем вернуться на уровень 2008 года, когда Запад продолжал привлекать Украину к реформам, но разочаровался в нас.
Есть ряд позитивных шагов, которые мы должны назвать. Это прежде всего создание Сил специальных операций и начало работы над возможностями Украины относительно задания асимметричного удара. Второй момент — немного измененная ситуация в системе государственных закупок и принятия Закона, который мы называем «Прозорро». Это усовершенствует систему государственных закупок и снизит уровень коррупции. Достигнута договоренность о помощи НАТО в развитии Военно-морских сил Украины и модернизации Государственной пограничной службы. Но то, что у нас до сих пор не определен четкий курс на создание профессиональной армии и то, что у нас нет реформы оборонной промышленности, — все это делит пополам те достижения, о которых хочется говорить. Более того, хочу сказать — если бы не этот саммит НАТО, то мы еще ожидали определенное время относительно принятия Стратегического оборонного бюллетеня и создания Сил специальных операций. Западные партнеры фактически стимулировали нас к более активным шагам.