Нравится нам это или не нравится, но мы — в кризисе. То, что в более чем значительной степени виноваты в создавшейся ситуации мировые финансовые воротилы по причине своей жадности, неуемного стяжательства — вне всяких сомнений. Но пусть это остается на их совести.
Речь об Украине. Привнесенные кризисом в Украину извне проблемы достаточно серьезные. Урон украинская экономика понесла ощутимый. И, тем не менее, это было бы еще полбеды для «пересічного» украинца.
К сожалению, не обошлось.
Возросшие докризисные денежные потоки в Украине, конечно же, не способствовали повышению эффективности государственного менеджмента. Ведь менталитет украинца вообще и нашего руководства в частности функционирует так, что поступление денег сверх минимально необходимого количества провоцирует релаксацию. Так были в основном проедены вместо того, чтобы пойти на модернизацию экономики, взятые под государственные гарантии иностранные кредиты в недалеком прошлом, в 90-е годы.
Итак, расслабились, обрадовались и запустили популистский маховик социальных выплат.
А тут — бац — кризис.
Положение нашего правительства сегодня напоминает, прошу прощения за сравнение, положение инженера Щукина из бессмертных «Двенадцати стульев» Ильфа и Петрова, когда ему по причине внезапного отсутствия воды в кране пришлось пропадать на площадке перед захлопнувшейся дверью с высшим образованием в голом виде и с намыленной головой.
Вдобавок ситуация в Украине осложнена еще и грядущими президентскими выборами. Поэтому очень маловероятно, что Юлия Владимировна позволит отличиться в преодолении кризисных явлений кому-либо из известных политических деятелей или условно «ничейному» техническому антикризисному правительству.
Так что спасение утопающих дело рук самих «пересічних» украинцев.
В частности, остановлюсь на взаимодействии правительства с наукой.
Как известно, организация науки в Украине не претерпела существенных качественных изменений со времен приснопамятного СССР, кроме сокращений штатов институтов и урезания бюджетного финансирования.
На сегодняшний день отечественная Национальная Академия Наук — это самая бюрократическая, авторитарная организация закрытого типа, хронически недофинансированная.
Но поскольку НАН Украины в таком виде для общества все-таки лучше, чем ничего, то я, упаси Бог, не призываю ни к реорганизациям, ни к кардинальным изменениям. Ломать — не строить.
Куда разумнее, на мой взгляд, повысить эффективность использования имеющихся ресурсов.
Поскольку традициям воспитания украинских детей присуща нацеленность на воспитание не личной предприимчивости ребенка, а на достижение успеха через повышение личностного статуса, то основным трамплином к такому повышению рассматривается получение высшего образования. Как результат, подавляющая часть молодежи пополняет армию студентов и аспирантов.
Система же высшего образования в Украине по- прежнему носит за редким исключением абстрактный, общий характер.
Следовательно, та часть студентов и аспирантов, которая не определилась с личным предпочтением более узкой, прикладной темы научной работы, выбирают ее по доступности информационных ресурсов, по степени разработанности, просто потому что нужно выбрать какую-нибудь тему и из подобных соображений.
Наше правительство для поощрения более успешных молодых людей, грызущих гранит науки в институтах, академиях, университетах, выплачивает им стипендии из государственного бюджета. Что в целом для украинского общества позитивно.
Но в таком случае было бы куда более рационально использовать потенциал молодой энергичной научной мысли для решений прикладных проблем, которые, несомненно, возникают в работе правительства. Особенно в условиях кризиса. Тем более за те же деньги. Хотя бы для начала в сфере экономических, социальных, политических наук.
Широчайшие возможности для этого предоставляет уже созданная информационная система органов государственной власти, частью которой является и правительственный портал.
Нужно сделать только еще один шаг. Нужно вдобавок к абстрактному призыву к диалогу с правительством «вывешивать» сформулированные в виде задач проблемы в работе правительства, требующие разрешения.
Думаю, приняв такой подход как руководство к действию, государственный чиновник в развитие идеи может уже самостоятельно выходить на уровень информационных ресурсов министерств и ведомств, где можно «вывешивать» также и технические, и технологические задачи.
Вопрос только в том, заинтересовано ли правительство начинать учиться складывать и умножать ресурсы страны. Или по-прежнему в лучших своих традициях будет продолжать решать проблемы только по принципу «отнять и поделить». Правда, надо отдать должное, отнимают под кризис так, что дух захватывает.