Ну ладно, пусть Пустовойтенко недопонимает, что карта Лазаренко стараниями властей уже давно не козырный туз — у премьера, в принципе, козырей не осталось, один шестерочный балласт. И вообще, это как Гондурас: если беспокоит — спасу нет. Но когда после его речей с трибуны парламента, вечером того же дня Президент как бы острит о «слушном» предложении вернуть деньги Лазаренко народу Украины уже с экрана телевизора — сразу возникает много вопросов. Ну, для начала: может быть, провести эксперимент на уровне региона и начать, например, с Крыма и Франчуков, а также с их недвижимости? Далее. Логично ли сначала молчаливо соучаствовать в том, как нечто с государственного воза падает, а затем запамятовать: что с воза упало — то пропало?
И потом: кто был бы назначен в державе козлом отпущения, если бы не было «Громады» и Павла Лазаренко, выращенных властями до уровня национальных героев, пусть и с приставочкой «анти»? О чем бы говорил тогда Президент с народом, неожиданно, впервые за свое правление, появившись в информационной телестудии? Ну, вроде ехал мимо, заскочил на три минутки, поздравить с телегодовщиной частный канал да заодно поделиться парой-тройкой мыслей на украинском языке с русскоязычной телеаудиторией... О, это отдельная тема.
Последовательность такова. Утром во вторник г-н Зинченко зачитывает в парламенте заявление фракции СДПУ(о), которым как бы отменяется позиция, обозначенная в пятницу, и требуется создать следственную комиссию по деятельности (с уголовным уклоном) Нацбанка. А вечером Президент в телестудии «Интера», детища г-на Зинченко, не нарадуется на объективность канала. А также хвалит Нацбанк за правильные действия во время кризиса. И, кроме того, трогательно делиться мечтой: «Проснуться утром, и чтоб голова не болела о долгах по пенсиям и зарплатам». Последнее, самое разрешимое: если вечером подать в отставку, то утром голова если и будет болеть, то от прощального ужина, а не от долгов. А если аккуратненько, чтоб не смешивать, то не будет болеть ни от чего.
Со всем другим тоже просто. Президент сделал фигурально «козу» соседнему каналу «1+1», который тоже праздновал недавно свою годовщину, но чести демонстративного посещения накоротке не удостоился. Говорит ли это о том, что в расстановке фигур вокруг первого кресла происходят все более заметные изменения?
Что касается Нацбанка, то дешевая игра руководителей государства с привлечением СБУ и прочих аббревиатур приводит к окончательному выводу: Президент и премьер уже «списали» Ющенко, который, очевидно, мешает им включить печатный станок. Но убрать его, по понятным причинам, хотят чужими — парламентскими — руками.
Что же до попыток первых лиц перевести внимание граждан на карман Лазаренко, то они в самом деле остроумны. И уже описаны в классике. Паниковский, помнится, все бегал за гражданином Корейко: «Дай миллион, дай миллион!» Ну, «пилите, Шура, пилите!» «Дяденька, дай 10 копеек!» — «Может, тебе еще и ключ от квартиры, где деньги лежат?!» Ах, милый Бендер, это в самом деле не Рио-де-Жанейро. Это государство «в пять Франций» в центре Европы...