Вечером в полуосвещенных коридорах Львовского национального университета имени Ивана Франко атмосфера особая. Несколько свечей горят у стенда памяти Небесной Сотни. Именно здесь «День» встретился с 21-летним студентом факультета политологии, который получает диплом магистра. В стенах университета его сейчас увидеть можно не часто — индивидуальный график обучения. Практически все свое время студент проводит в 15 километрах от Львова — в родном селе Давыдове, за которое несет непосредственную ответственность. Виталий ДЯКИВ — самый молодой сельский голова Украины. На последних местных выборах парень с преимуществом в 26 голосов победил экс-главу Давыдова Игоря Хруня, который пробыл на этом посту целых девять лет.
Руководить селом с семью тысячами населения — серьезная ответственность. Однако 21-летний сельский голова подошел к этому вызову спокойно и взвешенно, ведь он сам этого хотел. Похоже, недаром на его рабочем столе в кабинете красуется фигурка Наполеона Бонапарта. «Он сделал себя сам, не будучи королевского рода. Бонапарт пришел к власти в самые тяжелые времена постреволюционной Франции, которую полностью проела коррупция. При его правлении это государство стало самым могущественным в Европе. Фактически до сих пор современная система самоуправления Франции основывается на том, что внедрил Наполеон», — отмечает Виталий, добавляя, что прекрасно помнит, чем закончилась история французского императора, который переоценил свои возможности. Амбиции и планы самого молодого украинского сельского головы? «Если удастся изменить Давыдов, тогда можно планировать что-то дальше».
Виталий Дякив целиком и полностью сфокусирован на развитии родного села. 5 марта — 100 дней, как он приступил к своим новым обязанностям. Пришло время для первого отчета.
«РАБОТАЛИ НАД РЕШЕНИЕМ ТЕХ ПРОБЛЕМ, О КОТОРЫХ В ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ В ДАВЫДОВЕ УМАЛЧИВАЛИ»
— Каким был этот отрезок времени в кресле сельского головы? Что из запланированного удалось сделать, а что — нет?
— Были ошибки. В основном технические, связанные с организацией работы. Однако большинство из того, что планировали, мы сделали. Прошли через слушания сессии разрешения на изготовление проектно-сметной документации на те же дороги, освещение, канализацию и так далее. Речь идет об обязательных подготовительных вещах, без которых непосредственная работа в селе не начнется. Изготовлению проектно-сметной документации предшествует длительный процесс: утверждение сессией, дальше тендеры и так далее. Этим мы в основном и занимались на протяжении этого периода.
Кроме того, работали над решением тех проблем, о которых в последние годы в Давыдове умалчивали. В наследство оставили проблему вывоза мусора. Мусор вывозили не централизовано, а кто куда. Это стало причиной засоренности окружающих урочищ. Кроме мусора, есть проблема дышавшего на ладан коммунального предприятия. Отсутствие элементарных лопат или рукавиц не позволяло КП ничем существенным заниматься. Отдельно следует отметить хаос в документах. Особенно стоит обратить внимание на проблемы с землей. Вопрос того, кому, как и где раздавали землю в Давыдове, является самым больным для населения.
Также следует отметить прогресс в вопросе публичности работы сельского совета. Свою деятельность пока что освещаем в «Фейсбуке», поскольку это удобно и не требует денежных затрат. Да, у Давыдова не было веб-сайта, однако сейчас над его созданием уже работают на волонтерских началах несколько наших односельчан. А с фондом «Восточная Европа» был подписан договор о сотрудничестве в вопросе введения электронных петиций в сельский совет.
— Во время предвыборной кампании вы заметили, что заоблачные цели в программе не ставили. Каким представляете Давыдов в конце своей каденции?
— В конце каденции? Это, вероятно, будет через два года — не рассчитываю на пять, поскольку на 2017-й запланировано объединение громад, что фактически будет означать перевыборы. Через два года старые очертания останутся, однако хочется увидеть Давыдов новым в культурно-образовательном плане. Здесь сыграет роль большое количество культурных мероприятий, проведенных в селе. Также максимальное привлечение инвестиций и грантовых средств, которые позволят развить инфраструктуру села. Должно быть установлено освещение уже практически во всем селе. Кроме того, отремонтированными будут две наиболее проблемные дороги, на которых делал ударение в программе.
«ВООБЩЕ ЖЕ САМЫЙ БОЛЬШОЙ РИСК ДЕЦЕНТРАЛИЗАЦИИ В ТОМ, ЧТО РУКОВОДИТЬ БУДЕТ ЧЕМ, НО НЕ БУДЕТ ЗА ЧТО»
— Каково ваше отношение к децентрализации в том виде, который предлагает АП в конституционных изменениях?
— Децентрализация сейчас будет проходить «добровольно-принудительно». В качестве примера берем иностранный опыт — польские гмины (прим.: самоуправляющиеся громады жителей определенной территории), французские коммуны. Да, там хорошее местное самоуправление, исполнительное и взвешенно построенное. Будет ли оно действенным в Украине? Возможно, однако не настолько быстро — за 2-3 года в корне все не изменить. Многие люди сопротивляются этому процессу. Речь идет о жителях соседних сел, которые не хотят объединяться с кем-то другим, поскольку не горят желанием терять власть, рабочие места и так далее. В маленьких слабых селах сельский совет — это своеобразный центр села. У многих есть представление: мол, нет сельского совета — нет и села. Власти стараются сделать все как можно скорее, поскольку на них давят МВФ и Европейский Союз. Однако проводить децентрализацию настолько быстрыми темпами — неправильно.
Преимущество децентрализации в первую очередь в экономической выгоде, поскольку громада получает больше прибылей. Те же акцизы на местах остаются. Но это хорошо для Давыдова, для Сокольников — то есть для сел около Львова. Однако что делать условным Гаям, то есть более отдаленным селам? От этого акциза у них будут оставаться копейки — грубо говоря, 2—3 тысячи гривен. Этим громадам денег хватать не будет. Объединить слабые громады в одну кучку и прибавить к ним одну сильную громаду, которая бы их софинансировала, — идея, мягко говоря, не самая лучшая. Вообще же наибольший риск децентрализации в том, что руководить будет чем, но не будет за что.
«СО СТАРОЙ СИСТЕМОЙ БОРОТЬСЯ ТРУДНО, ПОСКОЛЬКУ У МНОГИХ ЛЮДЕЙ ОСТАЕТСЯ СТАРЫЙ ОБРАЗ МЫШЛЕНИЯ»
— Как старая система восприняла 21-летнего студента, занявшего должность сельского головы?
— После первых поездок в район, область, сразу бросалось в глаза удивление. У одних оно было приятным, у других — не сказать, что негативным, но мысль, мол, «что ты здесь можешь сделать?» была. Со старой системой бороться тяжело, поскольку у многих людей остается старый образ мышления. Они работают так, как и раньше. Заставить человека работать и думать иначе — дело не из легких. Это касается и депутатских корпусов. Те, кто работал при старой власти, не хотят делать дело по-новому.
— За окном — постмайданная Украина, где мало что меняется из-за политиков из прошлого. По силам ли молодым политикам сломать старую систему?
— Старую систему нужно не ломать, а менять. Сломать систему — это как будто стоять против катка, который тебя укатает — и на этом конец. Это сверхсложно. Возможно, стоит попробовать ее изменить. Хотя этот процесс занимает куда больше времени, ведь здесь дело не ограничивается лишь тем, что мы просто разрубили что-то, и все. Менять систему необходимо шаг за шагом, начав с наименьшего — того же села, той когорты рутины, которая есть на местах. Отбросив старое, необходимо по-новому подходить к работе с людьми. Однако большинство депутатов высшего уровня, районного и областного, не заинтересованы в том, чтобы система менялась. Они стремятся сохранить существующие позиции — никто же не будет пилить ножку стула, на котором сидит.
«МОЛОДЫЕ ЛЮДИ, ВЫШЕДШИЕ С МАЙДАНА, ДОЛЖНЫ БЫЛИ БЫ СОЗДАТЬ СВОЮ ПОЛИТИЧЕСКУЮ СИЛУ»
— Каково ваше отношение к тому, что молодые политики, бывшие активисты Майдана, разбрелись по старым политическим проектам?
— Без сомнения, негативное отношение. Молодые политики со свежими идеями, попадая в старую, необновленную среду, подвергаются влиянию. Их новыми коллегами стали те же политики прошлого. Хотят они этого или нет — влияния на себя молодежи не избежать. На мой взгляд, молодые люди, вышедшие с Майдана, должны были бы создать свою политическую силу. Понимаю, что это трудно, ведь необходимо огромное финансирование. Однако можно попробовать обойтись без этого. На состоявшихся местных выборах была же прекрасная возможность консолидировать свои силы. Так можно было бы попытаться изменить систему в масштабе целой Украины, а не только на уровне маленьких городков.
— В завершение: какими будут советы от самого молодого сельского головы Украины для молодых политиков, стремящихся изменить страну?
— Не бояться. Не бояться менять. Не бояться пробовать. Здесь в первую очередь нужно преодолеть не систему, а преодолеть самого себя. Давление? Да, оно будет. Система будет давить на тебя, на твое окружение, чтобы не дать возможности что-либо сделать, блокируя любые инициативы. Раз не удалось? Необходимо пробовать дальше. Пусть с четвертой попытки, но все получится.