Евгений Мармазов, член мониторингового комитета ПАСЕ от Украины, называет сложившуюся сейчас в этой организации ситуацию наиболее угрожающей для Украины за все время ее членства в Совете Европы.
Несмотря на нарекания на предвзятое отношение Совета Европы к Украине, Евгений Мармазов признал, что доклад, предоставленный мониторинговому комитету наблюдателями от ПАСЕ Ханной Северинсен и Тюнне Келамом, был объективен. Комитет тревожит прежде всего усиление давления украинского правительства на прессу и несостоятельность парламента принять 5 законов для обеспечения основополагающих прав и свобод человека. Саму же четырехчасовую процедуру рассмотрения украинского вопроса в комитете по мониторингу очевидцы называют позором, которого не знала ни одна из стран за 49 лет существования Совета Европы. Самым позорным, по мнению украинских депутатов, является демонстративное безразличие исполнительной власти к принципиально важным вещам: от разрешения конкретного вопроса (быть или не быть Украине в Совете Европы) до общей небрежности в формировании международного авторитета Украины. В Париж, где 20 мая комитет по мониторингу слушал «наш» вопрос, не приехали ни представители украинского правительства, ни даже постоянный представитель Украины в Совете Европы Александр Купчишин.
Не приехал почему-то и член комитета Василий Костицкий. А посему отстаивать интересы всей Украины пришлось коммунисту Евгению Мармазову. И как следствие — проблемы Украины поняли только двое из 40 членов мониторингового комитета. Анатолия Раханского, которому пришлось работать в комитете за В.Костицкого, весь этот позор натолкнул на мысль, что в приостановке полномочий украинской делегации в ПАСЕ, а следовательно и в «свертывании» демократии, заинтересован кто- то из высокопоставленных лиц в Украине. Депутат уверен, что показателем безразличия исполнительной власти к имиджу страны в мире является и пренебрежение элементарной дипломатической вежливостью по отношению к докладчикам ПАСЕ, которые время от времени бывают в Украине. «Что можно подумать хорошего о правах простого человека в стране, где министр юстиции не находит времени, чтобы встретиться с докладчиками Совета Европы, а исполняющий обязанности Генерального прокурора полтора часа держит их в своей приемной?»
До 22 июня, когда должна начаться сессия ПАСЕ, осталось не так уж и много времени, но представители украинской делегации надеются, что Верховная Рада успеет принять, по крайней мере, 3 из 5 необходимых законов. Это, по данным украинских депутатов, должно было бы удовлетворить Совет Европы. Впрочем Е.Мармазов говорит, что усилия парламента могут свестись на нет каким-то неординарным решением правительства или предвыборным заявлением действующего Президента. «Это абсолютно возможно. Например, Президент заявит, что он — за исполнение смертного приговора Анатолию Оноприенко. Если такое заявление появится, то, несмотря ни на что — даже на 5 принятых парламентом законов — Украину исключат из Совета Европы. Автоматически!»
Леонид Кучма не заставил долго ждать. В прошлую субботу во время посещения родины Тараса Шевченко, Президент заявил, что у него не поднимется рука подписать просьбу о помиловании серийного убийцы А.Оноприенко. Такое заявление Л.Кучмы означает намерение нарушить мораторий на смертную казнь, введенный им же более года назад. Вообще, создается впечатление, что власть морально готова к «изгнанию» Украины из СЕ и даже надеется получить на этом политические дивиденды, ведь, скорее всего, причиной исключения Украины, очевидно, будет названо «немодное» требование отмены смертной казни и дело Оноприенко на этом фоне может быть очень удачно использовано.
А еще в селе Шевченково Президент сказал, что СЕ не имеет вопросов к исполнительной власти («у нее больше вопросов к парламенту», который «должен понять, что в мире с этим не шутят»), а он, в свою очередь, не имеет никаких сомнений в способности украинской парламентской делегации убедить ПАСЕ в том, что Украина прогрессирует в выполнении своих обязательств.
Однако, похоже, что после заявления Л.Кучмы относительно Оноприенко Совет Европы уже не захочет слушать никаких объяснений.
КОММЕНТАРИЙ
Александр КУПЧИШИН, Постоянный представитель Украины при Совете Европы:
— На всех уровнях в Совете Европы существует понимание, что у Украины, которая постоянно не выполняет своих обязательств перед СЕ, отставание идет на уровне межпарламентского сотрудничества. Работу украинских местных органов в этой организации оценивают положительно. Парламентская же делегация сознательно выбрала себе линию конфронтации. Делегация, которая является миниотражением обстановки в Верховной Раде, — то есть, большинство ее членов являются коммунистами, говорит: мы не будем выполнять взятые обязательства, пока НАТО не прекратит военные действия в Югославии. Такие заявления для Совета Европы, как красная тряпка для быка. Так или иначе, но сейчас от приостановки полномочий украинской делегации может спасти выполнение до 20 июня, по крайней мере, одного из требований. Во-первых, это принятие Хартии региональных языков и языков национальных меньшинств. Во-вторых, принятие Уголовного, Уголовно-процессуального, Гражданского, Гражданско-процессуального кодексов. В-третьих, принятие закона о политических партиях. В-четвертых, законодательное обеспечение моратория на смертные приговоры. Что касается последнего, то здесь достаточно решения Конституционного суда о неконституционности смертных приговоров.
Подготовила Наталья ВИКУЛИНА, «День»