14 июня состоялось четвертое заседание Консультативного совета по вопросам иностранных инвестиций в Украине. Оно стало наиболее представительским по составу участников, и имеет все предпосылки стать этапным в процессе проведения инвестиционной политики.
На консультативном заседании выступил Президент Украины Л. Кучма с обзорной речью, в которой охарактеризовал нынешнюю экономическую ситуацию в Украине и обратил особое внимание на развитие высокотехнологических производств, отметив, в частности, принятый закон о деятельности технопарков в Киеве и Харькове, на базе ИЭС им. Патона, института монокристаллов и технопарка «Полупроводниковые технологии и материалы, оптоэлектроника и сенсорная техника». Президент сказал о больших возможностях Украины в аграрном секторе, продукция которого экспортируется в 80 стран мира.
Важное значение приобретает Украина и как транзитное государство. Л. Кучма в своем докладе сказал об «активизации работы над созданием в 2000—2004 г. национальной сети международных транспортных коридоров, ее интеграции в транспортные системы стран Европы и Азии, Балтийского и Черноморского регионов». «Это же, — продолжил он — касается и усовершенствования национальной сети связи на базе новых технологий ее вхождения в глобальную информационную структуру». Президент пообещал, что до конца года будут приняты новые Налоговый, Земельный, Гражданский и Таможенный кодексы.
Участники Консультативного совета были удовлетворены улучшением ситуации в Украине, желанием законодательной власти поддержать инициативы Президента. Впервые на таком совете присутствовал Председатель Верховной Рады Украины Иван Плющ, что стало своего рода знаковым событием.
Зарубежные участники совета отметили усилия, предпринимаемые Президентом, его желание вникнуть в проблемы инвесторов и учесть их пожелания, и ту атмосферу, которая начала складываться в стране.
Однако эту благоприятную атмосферу очень легко можно утратить. Так, один из зарубежных участников совещания высказал пожелание, чтобы реформы осуществлялись не во имя реформ, а ради их практического применения.
Особенно показателен пример, приведенный господином Дж. Темерти, президентом «Нортланд Пауер» (Канада). Они разработали инвестиционный проект для Дарницкой ТЭЦ (г. Киев), собрали все мыслимые и немыслимые разрешения и планировали его открытие в декабре 1999 г. Но событие не состоялось — инвесторы до сих пор ждут, чем же закончатся разбирательства в Кабмине в области энергорынка.
В эпоху столь быстрых развитий технологий шестимесячный срок ожидания — это не только прямой убыток для инвестора и страны, это еще и опасность, что современный проект может к моменту запуска оказаться устаревшим. Необходимо понять, что на дворе не каменный век, и нельзя проводить дискуссии месяцами.
Инвесторы понимают наши трудности и готовы терпеть, но они не могут терпеть бесконечно. Только от нас, от изменения нашей психологии, как удачно выразился секретарь Консультативного совета Сергей Левочкин, зависит приход инвестиций.
Какие же трудности стоят на этом пути? Помимо желания улучшения инвестиционного климата, дерегуляции и налоговых реформ зарубежные инвесторы отмечали и такое существенное препятствие, как крайне низкая покупательская способность населения. Даже «Кока-кола» в Украине работает в убыток. А что говорить о тех компаниях, которые специализируются на высокотехнологической и дорогостоящей продукции?
Что же намечает сделать правительство в этом отношении? В основных макропоказателях экономического и социального развития Украины на 2001 год Кабмином планируется среднегодовая зарплата, без учета работников сельского хозяйства, аж в 279,39 грн. при среднем курсе 6,7 грн. за $1, т.е. $41,7. В то же время совместная правительственно-депутатская комиссия определила прожиточный минимум на 2000 год в пределах 215-263 грн. Очевидно, что в 2001 году он будет больше. Но даже если его минимум не превысит 263 грн., что останется на всех инвесторов страны, внутренних и зарубежных? Целых 16 гривен! Это если не учитывать пенсионеров и работников сельского хозяйства, которые вообще находятся за пределами прожиточного минимума. Может ли пойти здравомыслящий инвестор в страну, где население получает среднюю зарплату, которой не хватает на удовлетворение физиологических нужд? Инвестиции начнут окупаться при средних зарплатах в $250—300 в месяц. А инвестиционный бум будет при средних зарплатах более $1000. Вот почему Украина за 9 лет получила всего лишь $3257 млн. инвестиций, а в Польшу при меньшей численности населения уже в 1998 г. было воложено более $20 млрд.
То, что мы сейчас называем в Украине инвестициями, представляет всего лишь «прощупывание» рынка в ожидании перемен.
Президент Л. Кучма чуть ли не на всех совещаниях обращает внимание на необходимость роста покупательской способности населения, что подразумевает проведение другой идеологии и стратегии реформ, но Кабмин упорно не замечает этих призывов. Решение данной проблемы — главная стратегическая задача страны. Крупномасштабные внешние инвестиции могут пойти только вслед за внутренними инвестициями.
Благодаря активному давлению внешних инвесторов, отношение к бизнесу в стране явно стало улучшаться, но темпы этих улучшений крайне медленные. Зарубежным инвесторам проще. Они находятся под защитой своих государств и могут ждать. У них многолетний опыт работы на рынках развивающихся стран. А может ли ждать Украина? И кто будет защищать внутреннего инвестора?
Как отметил один из зарубежных членов совета, общая капитализация компаний, представленных зарубежными членами Консультационного совета, соответствует 15 экономикам Украины. Поэтому у страны имеется альтернатива. Или не заниматься частными инвестиционными проектами и продать всю страну «гамузом», пусть инвесторы сами думают, что с нами делать, или наконец-то разработать внятную стратегию реформ, призванную опережать события и обеспечить динамичное развитие внутреннего рынка, ускоренный рост платежеспособности населения, создание условий для внутреннего инвестирования и двузначные цифры роста ВВП. Возможно, тогда и не нужно будет уговаривать зарубежных инвесторов, а, наоборот, создадутся условия, когда сама Украина будет выбирать партнеров, которые наиболее подходят для решения ее стратегических целей.