Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Нереализованные симпатии

Конкуренты Виктора Януковича «сдали» Донбасс «без боя»?
4 октября, 2004 - 19:28
МИКРОФОН — ОРУЖИЕ КАНДИДАТА / ФОТО МИХАИЛА МАРКИВА / «День»

«День» продолжает серию публикаций об особенностях избирательной кампании в регионах. Сегодня своими наблюдениями делится наш корреспондент из Донецка.

По мнению политологов, исследующих ход предвыборной кампании 2004 года, все, что сегодня происходит в этой сфере, можно сравнить с настоящими военными действиями. К счастью, имеются в виду не конкретные боевые стычки, а кропотливая работа над стратегией и тактикой главного — октябрьского — «сражения». Успех решающей «битвы», конечно же, зависит от результатов предшествующих ей поединков, итог которых в свою очередь — от главнокомандующих «армий», то есть штабов кандидатов в президенты. Если рассмотреть конкретную деятельность штабов на территории какой-то одной области, можно выявить ряд интересных и противоречивых закономерностей. Например, очень необычен процесс подготовки к предстоящим выборам в Донецкой области.

Прежде всего, одной из главных особенностей предвыборной кампании на Донетчине является то, что ее как таковой там нет. Точнее, она существует лишь в некоторых своих проявлениях, развиваясь в каком-то одном направлении и буксуя в других. Так, даже сейчас, когда осталось очень мало времени до самих выборов, избиратели Донетчины лишь в очень общих чертах знают, что представляет собой большинство кандидатов. Главная проблема в том, что в регионе ощутима работа только пяти-семи штабов, остальных либо нет, либо их деятельность слишком скромна. Среди действующих можно выделить штабы Виктора Януковича, Виктора Ющенко, Александра Мороза и Петра Симоненко. Заявил о себе также штаб Натальи Витренко, однако его успехи отнюдь не очевидны. По крайней мере, именно этих кандидатов донетчане имели возможность увидеть и услышать не только по телевидению, но и, как говорится, «вживую».

Но и внутри этой «пятерки» можно выделить определенные особенности: по сути, из этих, активных на фоне всех остальных, штабов по-настоящему все же работает только один — штаб Виктора Януковича.

Областной общественно-избирательный штаб Януковича, который возглавляет директор Донецкого областного противоопухолевого центра, Герой Украины Григорий Бондарь, развернул широкую рекламную кампанию, ориентированную на самые разные слои населения. Листовки, плакаты, акции, митинги, в которых принимают участие сотни тысяч жителей области разных возрастов, социальных групп и интересов… Да и сам лидер не забывает родину и старается выкраивать время, чтобы посетить ее и пообщаться с избирателями. Штаб был инициатором благотворительной акции «К Святым горам», в рамках которой сто школьников из Мариуполя ездили на экскурсию в Святогорье; конкурса «Я и Янукович», в котором могут поучаствовать все желающие; всеукраинской акции-концерта «Форум демократических сил «За надежное будущее!», всеукраинского тура «Молодь — проти! Молодь — за!», запомнившийся жителям всех регионов Украины, в том числе и Донецкой области. Кроме того, при штабе работает общественная приемная, в которую только за полтора месяца поступило более 1000 обращений и около 400 телефонных звонков.

То есть налицо реальная работа команды кандидата, направленная на возбуждение интереса у избирателей и, в конце концов, на конечный результат. Но этот штаб одинок в своем рвении, ибо его конкуренты явно уступают его мощи и сдают свои позиции почти без боя. Создается впечатление, что некоторые команды подходят к предвыборной подготовке с ленцой и идут только проторенными дорогами.

Так, например, работа штаба Петра Симоненко ограничивается применением избитых «советских» методов: митингами и собраниями с демонстрацией вылинявших атрибутов ушедшей эпохи. Неизвестно, каким именно образом штаб информирует своих избирателей о визитах лидера украинских коммунистов — во всяком случае, заметная наглядная агитация отсутствует. Впрочем, по словам руководства штаба, они расклеивают свою печатную продукцию с завидной регулярностью, но в течение суток ее якобы срывают. Что же касается встреч, то на них раздаются специальные приглашения, которые вручаются во время походов агитаторов по квартирам и местам массового скопления людей, хотя и эти визиты, похоже, являются редкостью.

С начала предвыборной гонки П.Симоненко дважды наезжал в Донецкую область и провел около 20 митингов под открытым небом в разных городах. Но на любом из них присутствовали самое большее 500 человек, подавляющее большинство которых — пенсионеры. Для остальных социальных и возрастных групп, похоже, этот традиционный вид общения с кандидатом уже просто неинтересен, а оттого и неприемлем.

Что же касается остальных форм работы, то работники штаба, по их собственному признанию, до сих пор еще не решили вопроса сотрудничества со СМИ. То есть несколько региональных телерадиокомпаний и газет пошли им навстречу и публикуют кое- какие материалы, но этого явно недостаточно. С Донецким областным радио и телевидением «штабисты», например, пока не договорились. А единственная (платная) газета партии, максимальный тираж которой составляет 15—20 тысяч экземпляров, безусловно, не может сыграть решающей роли в вопросах агитации.

Не отличается оригинальностью и живостью и работа штаба кандидата в президенты Александра Мороза, который также посещал Донецкую область. В ходе визита кандидат провел одну пресс- конференцию и побывал в нескольких городах, где пообщался с избирателями. Аналогично на встречах присутствовали люди пожилого возраста, которых было еще меньше, чем на митингах Симоненко. Кроме того, многие присутствующие отмечали, что общение с кандидатом проходило весьма вяло. Социалисты тоже ходят по квартирам и агитируют избирателей таким способом. Также где-то на территории Донецка располагается около десятка агитационных столиков, но отыскать их довольно непросто.

И все же, как подчеркнул А.Мороз на своей пресс-конференции, Соцпартия достаточно отработала избирательные технологии и найдет дорогу к своим единомышленникам. Вероятно, это будет происходить без лишнего ажиотажа. Во всяком случае, штаб уверяет, что работа ведется во всем регионе, например, одной только печатной продукции распространено не менее миллиона экземпляров. Но даже невооруженным глазом видно, что для пятимиллионного Донбасса этого слишком мало.

Еще меньше достижений у штаба Натальи Витренко, которая посетила только три города Донецкой области, где на городских площадях провела малочисленные встречи с пенсионерами. Никаких листовок с ее портретом, газет и тем более визитов на дом сотрудников штаба большинству донетчан видеть не доводилось.

Впрочем, эти практически одинаковые методы предвыборной борьбы, которые избрали для себя сразу три штаба достаточно популярных кандидатов, все же востребованы определенной категорией граждан. Да и агитаторы, возможно, тратят свое время и силы только на избранную категорию населения, которая не так уж и велика. Другое дело, что кандидаты таким путем не завоевывают дополнительных сторонников и не представляют интереса для большинства избирателей, но, видимо, в этом и заключается их стратегия: возможно, все эти действия обусловлены элементарным стремлением просто не быть забытыми.

Несколько иначе выглядит ситуация вокруг штаба Виктора Ющенко. Еще до начала предвыборной гонки ожидалось, что ближе к выборам максимально увеличится противостояние штабов Януковича и Ющенко, в связи с чем последний будет бороться буквально за каждый голос, ни на минуту не давая о себе забыть. Но если судить по деятельности штаба Ющенко, в Донбассе это противостояние неочевидно, поскольку работа штаба значительно менее активна, чем ожидалось. Кроме сбора подписей, рекламы на телевидении и не очень бурного распространения печатной продукции, не видно ничего. Штаб имеет несколько агитационных палаток, но их местонахождение определить очень сложно, а если они и находятся в городах, то располагаются, как правило, где-то «на отшибе».

Что же касается массовых мероприятий, то и тут, помимо недавнего съезда Молодежной партии и акции «Разом переможемо», Донецкая область, пожалуй, больше ничем похвастать не может. Самого же В.Ющенко регион не видел со времен памятного съезда 31 октября 2003 года. Лидер «Нашей Украины», видимо, здорово обиделся на Донбасс и просто не желает встречаться со своими донецкими избирателями, ограничиваясь трансляцией собственных выступлений по уличному телевидению.

Впрочем, по словам руководителя штаба Анатолия Семиноги, у команды Ющенко просто нет возможности заявить о себе в связи с существующей «информационной блокадой»: «То, что сегодня происходит в Донецке, даже блокадой назвать трудно — идет тотальное зомбирование населения определенными политическими структурами...». В справедливость этой жалобы можно было бы поверить, если бы не слова заместителя А.Семиноги Евгения Волкова, который в одном из интервью несколько противоречит заявлению своего шефа, признаваясь, что с телевидением штаб не общается, «потому что нет смысла», а с радио они «не договорились». А может, уверения в бессмысленности контактов с телевидением свидетельствуют об определенной незаинтересованности штаба в освещении его работы? Поэтому штаб изначально ищет другие пути и уверяет, что еще успеет пообщаться с избирателями. По словам А.Семиноги, отныне главный акцент будет делаться на встречах народных депутатов с населением, посещениях агитаторами квартир избирателей и других подобных формах работы. Штаб считает, что у него еще достаточно времени для этого, но с учетом того, что до выборов остается всего лишь около месяца, это утверждение весьма спорно.

В разгар «сражения» подобная апатичность большинства штабов выглядит, по меньше мере, странно. Непонятно, почему в таком густонаселенном и очень специфичном регионе, как Донбасс, завоеванием симпатий избирателей озабочен, по сути, один только штаб Януковича. Да, Виктор Янукович — донетчанин, и на пост премьера он ушел именно из Донбасса, но значит ли это, что другим кандидатам здесь делать нечего?

Может создаться впечатление, что Донбасс создает условия только своим землякам. Но если уж на то пошло, земляком для донбассовцев является и Петр Симоненко, который не скрывает факта своего рождения в Донецке, тем не менее активность его штаба на этой территории оставляет желать лучшего.

Более того, как раз Виктора Януковича донетчане знают значительно лучше, чем остальных, они хорошо помнят, что он сделал для региона, то есть в дополнительной рекламе этот кандидат, как говорится, не нуждается. А вот другие кандидаты, какими бы популярными они ни были, нуждаются — хотя бы потому, что не каждый из них может похвастать доверием и поддержкой большого числа донетчан. Выходит, дело не столько в том, что донбассовцы верят только Януковичу, сколько в том, что они просто мало знают обо всех остальных.

Анна ХРИПУНКОВА, Донецк
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ