Сегодня Бронислав Коморовский будет иметь ряд встреч — как с представителями украинской власти, так и оппозиции. Но, очевидно, пиковый момент его визита будет завтра — под Киевом, в Быковнянском лесу. Президенты Польши и Украины откроют там польский мемориал жертвам Катынской трагедии. Это будет уже четвертый польский мемориал жертвам той трагедии. В то время как украинских жертв Быковни до сих пор почитают только рушники на деревьях.
Информация об открытии мемориала была распространена польскими СМИ ещё в конце прошлого месяца. Частично огласке способствовало ещё одно событие — открытие выставки «Польское военное погребение в Киеве —Быковне» перед самим президентским дворцом (!) в Варшаве. Кстати, открывая эту выставку, Бронислав Коморовский призвал украинцев преодолеть сантименты и незнание относительно коммунистического прошлого и интегрироваться с западным миром на основе исторической правды. Неужели к этому нас должен призывать президент другого государства? А своя голова нам зачем?
Собственно, в этом и проявляется тот путь, который в течение последних двух десятилетий прошла Польша и который не смогла преодолеть Украина.
«Это касается не всей Украины, — считает львовский историк Леонид Зашкильняк. — Слова Коморовского касаются преимущественно восточной и южной её частей, население которых имеет своеобразную ментальность. И в силу обстоятельств, и в силу пропаганды, люди остаются там под влиянием советско-донецкой идеологии. Это произошло потому, что за 20 лет независимости наши руководители и правящая элита всё время пытались проводить «среднюю» линию (между Европой и Россией — Ред.) — и вашим и нашим. Она была нужна для того, чтобы не отбрасывать «прекрасное» прошлое Советского Союза и, в то же время, для приближения европейской перспективы».
Что касается исторической памяти, то, несмотря на ротацию власти, в Польше, в отличие от Украины, в этом вопросе руководители последовательны.
«Это знаковое событие, — комментирует завтрашнее событие представитель Партии регионов Владимир Зубанов. — Оно доказывает, что у нас помнят историю. Если Президент находит время заниматься этим вопросом, это уже говорит о том, что власть конструктивна. Кроме того, это дружественный шаг относительно наших соседей, с которыми мы имеем общую историю».
Однако, по мнению представителя власти, призывать украинский народ к чему-либо — не очень вежливо. «Виктор Янукович тоже мог бы призывать польский народ освободиться от каких-то своих сентиментов, но он этого не делает, — говорит Зубанов. — Это говорит об учтивости. Я не слышал, чтобы украинский Президент кому-то что-то советовал, в то время как нам постоянно российский или польский президенты дают советы. Украина — мощное государство с богатой историей. Мы тоже можем кому-то что-то советовать. Мы лучше знаем свою ситуацию».
«Мы строим демократическое общество, потому различные взгляды имеют право на существование, — продолжает «регионал». — У нас часть населения поддерживает коммунистов, часть националистов. У каждого из них свои герои. Главное, чтобы степень радикализма в государстве не зашкаливала. Как освободиться от разных сентиментов? Со временем история выкристаллизовывает наибольшие события, фигуры, которые остаются в памяти народов. История все расставит на свои места. Пройдет время — и мы освободимся от сентиментов коммунистических, националистических».
Да, у нас уже научились «правильно» интерпретировать и Европейскую хартию языков национальных меньшинств, и понятие «демократического общества, в котором разные взгляды имеют право на существование»... И снова — многовекторность. Репутация власти в Европе оставляет желать лучшего, потому ради сохранения хороших отношений с Польшей, Европейским Союзом, она готова пойти на уступки в некоторых гуманитарных вопросах. Какова на самом деле позиция власти относительно Голодомора, языка, других знаковых дел, мы имели возможность убедиться. Неоднократно. Чего стоит только то, что в Украинском институте национальной памяти нам, например, заявили, что открытие польского мемориала в Быковне — это, оказывается, «продвижение польской политики на Восток». При этом подчеркнули, что это собственная позиция комментатора, а не института (хотя что от этого изменится?). Полностью в духе «холодной войны».
Леонид Зашкильняк зато не видит в словах Б.Коморовского ничего плохого. «Это нормальное явление, поскольку через Польшу в Украину всегда шли европейские идеи, — говорит историк. — Заявления об «опасностях польского влияния» идут от нашего северо-восточного соседа, который стремится сохранить Украину в сфере своего влияния. Поэтому мыслить старыми советскими категориями о том, что Польша хочет усилить влияние в Украине — это дань советскому патриотизму».
Невзирая на то, что в искренность намерений власти немногие верят, важно, что создание польского мемориала профинансировано не только польской, но и украинской стороной. Но дождутся ли украинские жертвы Быковни своего чествования?
«КОММУНИСТЫ ПРИЗЫВАЮТ «ВЕРНУТЬ СТРАНУ НАРОДУ», СТРАНУ, КОТОРАЯ СУЩЕСТВОВАЛА ПРИ НИХ. ТАКОГО НЕ БУДЕТ...»
Станислав КУЛЬЧИЦКИЙ, доктор исторических наук, профессор, заместитель директора по научной работе Института истории Украины:
— В 1991 году коммунистический экономический строй ликвидировался сам по себе. Ведь он исчерпал себя исторически, и у него не было возможностей жить дальше. Вместе с этим проходила горбачевская политическая «перестройка» — Горбачев передал всю власть советам, и КПСС осталась на обочине политического строя. В результате все исчезло, поскольку строй, страна держались на партии. Но человек, из третьего поколения советских людей, остался. За эти три поколения выработались определенные стереотипы, ведь в последнее десятилетие коммунистический строй держался не столько на терроре, на котором держался, когда создавался, сколько на пропаганде.
Самая главная черта бывшего советского человека — это его зависимость от государства. Этот государственный патернализм, который является наиболее яркой чертой коммунистического строя, лишает человека самостоятельности. Во времена коммунизма вырабатывались такие качества зависимости от государства, которые делали его политически недееспособным.
Много свидетельств тому можно найти в Институте социологии Национальной академии наук Украины. В опросах, которые институт проводил за 20 лет, людей спрашивали, являются ли они членами какой-либо общественной организации, партии и т. п. Ответ всегда был приблизительно одинаковым — свыше 80% населения не являются членами какой-либо организации.
Политически гражданского общества у нас нет. Экономический фундамент этого общества, то есть, средний класс, конечно, рождается, но очень медленно. Это обусловлено абсолютно сознательной политикой олигархических кругов, которые подавляют средний класс, не давая ему возможности развиваться. Это собственно то, что остается в головах людей, хотя коммунистического строя уже давно нет. Поскольку у этих политических кругов нет программы реформ, а у нас от этого постоянно ухудшается положение, возникает такой феномен, когда Коммунистическая партия — политический обломок бывшего строя — получает новую силу. Коммунисты призывают «вернуть страну народа», ту же страну, которая существовала при них. Такого не будет, потому что народ это понимает. Впрочем, значительная часть людей все еще никак не может выйти за круг коммунистических представлений.
Заявления со стороны Польши свидетельствуют о том, что Украина имеет большое значение для ее безопасности и успеха. Ей очень важно, чтобы Украина была в Европе.
У нас нет никаких политических противоречий. Проблема восточно-польской границы и соответственно западно-украинской, которая держала в напряжении оба общества с 1918 по 1945 год, исчерпана. Сейчас уже практически нет ностальгии по бывшей Польше в рамках наших современных западных земель. Важно, чтобы Украина и Польша сотрудничали экономически и находились в политическом согласии. А это может произойти тогда, когда Украина будет в Европе.
В настоящий момент очень трудно добиться полноправного членства в Евросоюзе. Существует тот же исторический опыт последнего включения новых стран в ЕС, когда они еще «не созрели» до ситуации, которая существует в основных европейских странах.
Украина со своим коммунистическим наследием также «не созрела» до Европы. Но мы должны продолжать идти в этом направлении. Поляки — наши союзники в этом.
Распространение влияния Польши на Украину заключается в том, что с каждым годом увеличивается количество людей, которые едут работать в Польшу. Существует такая экономическая закономерность: поляки едут работать в процветающие страны Западной Европы, а те места, которые они освобождают, занимают люди из других стран. Некоторые оседают на постоянное проживание в Польше. Это касается, в основном, западных областей Украины. Люди из восточных областей уезжают на заработки в Россию, ведь при нашем несовершенном экономическом строе им постоянно угрожает безработица. Следовательно, влияние — экономическое, общекультурное — есть со стороны как Польши, так и России.
«УВАЖЕНИЕ К МЕСТАМ ЗАХОРОНЕНИЙ ПОЛЬСКИХ ГРАЖДАН ЯВЛЯЕТСЯ НАШИМ НАЦИОНАЛЬНЫМ ДОЛГОМ»
Доктор Славомир КАЛЬБАРЧИК, руководитель отдела научных исследований Института национальной памяти, Варшава:
— Канадские историки утверждают, что на судьбу Канады география имела большее влияние, чем история. С точностью до наоборот это утверждение можно применить к Польше. Польская история была богата событиями. Здесь всегда «происходило многое». Бурная история нашей страны, которой хватало трагических событий, — таких, как раздел страны, или Вторая мировая война, — означает, что на поляках очень отразилась история. Таким образом, историческая память в Польше очень сильна, но — конечно же — не все поляки относятся к истории с одинаковым интересом. О масштабах интереса к прошлому свидетельствуют многие факты. Стоит, например, вспомнить массовый просмотр поляками фильма о Катыни Анджея Вайды.
Сильные эмоции, которые в Польше вызывает история, возникают, например, из-за того, что исторические события влияют на форму нашей сегодняшней реальности. Опять же, самым лучшим примером этого является вопрос о Катынской трагедии; вопрос, который до сих пор не выяснен окончательно. С нетерпением мы ожидаем, какую позицию по этому вопросу займет Европейский суд по правам человека в Страсбурге. 16 апреля этого года Европейский суд по правам человека рассмотрел иск Польши и признал, что в расследовании катынского преступления Россия нарушила Европейскую конвенцию по правам человека. Один из выводов суда: катынское преступление может рассматриваться как военное, на него не распространяются сроки давности. Это противоречит позиции российской власти, которая стремится рассматривать Катынскую трагедию как уголовное преступление, на которое распространяется срок давности. Очевидно, что Катынь является лишь одним примером. Стоит вспомнить также, что еще не выяснены места захоронений многих жертв коммунистического режима в Польше, и до сих пор не закрыт вопрос об уголовной ответственности за преступления коммунистического режима в нашей стране.
Открытие мемориала в Быковне имеет большое значение для Польши. Этим мы показываем, что у нас придается большое значение тому, чтобы отдать должное людям, которые за демонстрацию лояльности к Польше отдали свои жизни. Уважение к местам их захоронений является нашим национальным долгом». Поляки, безусловно, будут посещать место, где найдены очевидные свидетельства убийства наших соотечественников. Не забывайте также, что в Украине и Беларуси мы должны выполнить наш национальный долг: найти и обозначить могилы тех, кого советская политическая полиция замучила в 1940 году в тюрьмах Херсона, Харькова и Минска.
«УЧАСТИЕ В ЦЕРЕМОНИИ ДВУХ ПРЕЗИДЕНТОВ ОЗНАЧАЕТ, ЧТО МЫ ПРЕИСПОЛНЯЕМСЯ ОБЩЕЙ БОЛЬЮ С ПОЛЬСКОЙ НАЦИЕЙ»
Олег БАЖАН, историк, Институт истории Украины НАН Украины:
— Действительно, нужно поучиться у Польши отношению к исторической памяти. И здесь нужно вспомнить, что Институт национальной памяти в Польше в известной степени был образцом для деятельности Украинского института национальной памяти. Что касается мероприятия при участии президентов Польши и Украины и открытия «Польского военного кладбища в Киеве-Быковне», то это показывает, как государство беспокоится о судьбе своих невинно убиенных солдат и офицеров, польского населения. Если говорить о Быковне, то здесь также покоятся представители польской национальности, которые были гражданами Советской Украины и подвергались преследованиям и репрессиям в период Великого террора по так называемой «Польской операции».
Быковня — это кладбище не только польских офицеров и просто граждан, но и украинцев. Если говорить о статистике, то, действительно, на территории Советской Украины после начала польско-советской войны было арестовано около 22 тыс. человек, которые были связаны со структурами Польского государства. А среди них были и украинцы. Следовательно, одна часть нового мемориала посвящена полякам, а другая — украинцам.
Участие в этой церемонии Януковича вместе с Коморовским означает, что мы преисполняемся общей болью с польской нацией. Быковня является Голгофой польских граждан, подвергшихся преследованиям со стороны советского тоталитаризма и во время Второй мировой войны, а также в канун 40-х. Также представители польской национальности в Советском Союзе тоже попадали в категорию врагов народа. В этом смысле нужно показывать, что эти две нации тоже ощутили трагические последствия тоталитаризма на территории Украины.
Что касается Украинского института национальной памяти, то он работает как научно-исследовательское учреждение (кстати, ранее Национально-культурный заповедник «Биківнянські могили» был закреплен за Институтом национальной памяти, а сейчас это отдельная структура). Во времена Виктора Ющенко он все-таки был частью власти и имел пропагандистское значение. Сейчас его деятельность перешла в плоскость научных исследований и понятно, что институт не играет на сегодня такой роли, чтобы способствовать освобождению украинского общества от последствий тоталитаризма.
Что касается преодоления «сантиментов, а иногда — и незнания того, чем был коммунизм в СССР», то, как мне кажется, власть не является последовательной в уничтожении памятников тоталитаризма. Для этого нужно еще формировать общественное мнение, соответственно финансировать те или иные научно-документальные фильмы, которые могли бы пролить свет на правду об этом тоталитарном наследии. Вместе с тем, к счастью, финансово поддерживается реализация программы «Реабилитированная история», предоставляется поддержка для проведения тех или иных круглых столов. Но нужна соответствующая структура при Министерстве культуры или, еще лучше, чтобы Институт национальной памяти, существующий при Кабинете Министров, имел большие полномочия в проведении агитационно-пропагандистской деятельности.
«МЫ ПЕРЕЖИВАЕМ СТРАШНУЮ ТРАГЕДИЮ, ПОТОМУ ЧТО В СВОЕ ВРЕМЯ ТАК И НЕ ЗАПРЕТИЛИ КОММУНИСТИЧЕСКУЮ ПАРТИЮ»
Игорь ЮХНОВСКИЙ, академик НАН Украины, бывший глава Украинского института национальной памяти:
— Когда мы провозглашали независимость Украины в 1991 году, Народная Рада внесла в повестку дня Закон «О провозглашении независимости» и Закон «О запрещении Коммунистической партии». Первый закон приняли, а вот второй — не смогли. Впоследствии, на заседании Президиума Верховной Рады, нам все-таки удалось провести запрещение Коммунистической партии Украины, но позднее они выиграли суд, и КПУ легализовалась.
Если говорить о сегодняшнем дне, то ситуация такова: когда возникают нечестные олигархи, то автоматически появляются и их антиподы — коммунисты. Кстати, это всегда так. Коммунизм и олигархия — взаимно противоположные вещи, но связанные между собой. У нас ситуация хуже, потому что коммунисты в Украине всегда были с антиукраинскими настроениями. И потому мы имеем страшную память о преступлениях коммунизма в Украине. Когда еще нормально функционировал Украинский институт национальной памяти, мы вместе с чехами, поляками, прибалтами и другими ставили себе целью организовать международный трибунал над коммунизмом.
То, что сейчас коммунисты активно провозглашают программу против частной собственности, разгосударствления... все это является прикрытием. Всем известно, что руководители Коммунистической партии в Украине являются фактическими олигархами. Кроме того, что они существуют как фракция, они еще существуют ради того, чтобы иметь определенную выгоду. Мне очень жаль, что люди верят коммунистам. С другой стороны, наши граждане иногда голосуют за коммунистов, потому что не хотят, чтобы была олигархия. Сегодня мы переживаем страшную трагедию, потому что в свое время так и не запретили Коммунистическую партию.
В Украине должна быть организация, которая еще и еще раз будет демонстрировать преступления коммунизма. Наша беда, в том числе Верховной Рады, состоит в том, что там находятся коммунисты. Но будут находиться они там до тех пор, пока будет объективно существовать их антипод — олигархия.
Единственный выход из этой ситуации — создание общества с господствующим средним классом. Это главная задача в строительстве Украины. Полякам это удалось. Нам — пока нет. К тому же Украина сейчас переживает ситуацию с абсолютно бессмысленным, неграмотным языковым законом, который еще больше деморализует украинское общество, действует на разлад административной структуры и является просто преступным.
Подготовили Иван КАПСАМУН, Мыкола СИРУК, Игорь САМОКИШ, «День»