В Книге притчей Соломоновых написано, что от трех трясется земля, а четырех она уже не может вынести: глупого, когда он досыта ест хлеб; позорную женщину, когда она выходит замуж; служанку, когда она занимает место своей госпожи; и раба, когда он делается царем. Зачастую понятию «рабство» мы приписываем только социально-экономический смысл, забывая о том, что мы и наши правители, которые выходят из нас, порой становимся рабами собственных страстей, от чего и наблюдаем в нашей жизни массу негативных общественно-политических явлений.
Владимиру Мономаху как раз таки удавалось на своей политической высоте это осознавать и наставлять свой народ в соответствующей мудрости. Великий князь киевский, «собиратель русских земель», который пользовался народной любовью и славой победителя-миротворца, умел признавать свои ошибки и при всем своем величии не считать себя «хозяином жизни». Это — именно то, чего катастрофически не хватает сегодняшним украинским политикам. Но и мы, нынешнее украинское общество, тоже далеки от святости, и по заслугам нашим «имеем то, что имеем».
Знакомясь с письменными трудами Мономаха, сразу бросается в глаза его точка отсчета, ядро всех остальных взглядов, иерархия ценностей, которая в современной Украине по-прежнему остается либо размытой, либо перевернутой с ног на голову. Размывается и переворачивается она, очевидно, по двум основным причинам: от нашей жизненной инертности и потому что в этом заинтересованы определенные политические круги. В результате мы в большей мере страдаем не от того, что у нас плохие внешние социально-экономические условия жизни, а из-за того, что мы путаемся, где наше небо, где — земля, к чему подставлять лестницу, и что должно находиться на ступенях этой лестницы.
Ценности можно разделить на идеальные и материальные. Если мы смотрим в корень, то идеальные ценности, разумеется, приоритетней. Центральное место в их структуре занимают духовные ценности, из которых, собственно, и формируются все остальные принципы общественной жизни. Прекрасно это понимал и Мономах, который в своем «Поучении» пишет следующее:
«Прежде всего, Бога ради и души своей, страх имейте Божий в сердце своем и милостыню подавайте нескудную, — это ведь начало всякого добра... «Зачем печалишься, душа моя? Зачем смущаешь меня? Уповай на Бога, ибо верю в Него». «Не соревнуйся с лукавыми, не завидуй творящим беззаконие, ибо лукавые будут истреблены, послушные же Господу будут владеть землей». И еще немного: «И не будет грешника: посмотришь на место его и не найдешь его. Кроткие же унаследуют землю и многим насладятся миром».
Ученый-юрист Владик Нерсесянц пишет, что Мономах советует будущим великим князьям все дела решать совместно с Советом дружины, не допускать в стране «беззакония» и «неправды», правосудие вершить «по правде». «Судебные функции, — отмечает Нерсесянц, — Мономах предлагал осуществлять князю самому, не допуская нарушения законов и проявляя милосердие к наиболее беззащитным слоям населения (бедным смердам, убогим вдовицам, сиротам и т.д.). Отрицание кровной мести вылилось у него в полное неприятие смертной казни. Призыв не «мстить» рассматривается в «Поучении» не только как принцип законодательства, но и как основа межкняжеских отношений».
Глядя на то, как в сегодняшней Украине продолжает работать принцип «вендетты» в отношениях между разными политическими и финансово-промышленными группами, что, в принципе, отражает ситуацию и на обычном общественном уровне, мы снова возвращаемся к вопросу об иерархии ценностей. Разве существует в современном украинском обществе реальный запрос на качественно других правителей? Мы же сами зачастую культивируем то, что сближает нас с животным миром, присоединяя это к различным культам успеха, и порой восхищаемся теми, кто прошел по чужим головам, всех подвинул на своем пути, разобрался с врагами, и всеми правдами и неправдами помогает лишь своей семье и друзьям.
Связывая же политические принципы Мономаха с настоящим и будущим украинской общественно-политической жизни, стоит вернуться к некоторым тезисам, которые были указаны в нашем материале «О перспективах христианской демократии в Украине» (День», № 59, 3 апреля 2013 г.). Нашей стране сегодня не хватает новых молодых сил, лидеры которых искренне и честно стремились бы исправить состояние украинского общества, четко отдавая себе отчет в том, что нужно менять, а что лучше не трогать. Стать такой силой есть все шансы у тех, кто будет стоять на позициях христианского консерватизма или демократии, признающие христианское нравственное устройство в качестве основополагающей ценности. Все — по строгому и честному порядку: Бог, человек, семья, а потом уже — нация, государство, социальные и территориальные группы.
Но если нынешние и потенциальные политические лидеры Украины будут в дальнейшем использовать традиционные христианские ценности, которым действительно в своем время был предан Мономах, просто в качестве идеологической ширмы, то впереди нас будут ждать очередные социальные потрясения. Стремление к экономическим благам и правовой культуре не заменит первоочередную необходимость поиска правильных духовно-нравственных ориентиров. Плоды растут на дереве, а не в воздухе, а этим деревом и выступают именно духовно-нравственные ценности.