Недавно Виктор Ющенко посетил Москву, где, в частности лидером УНР Юрием Костенко, у него был анонсирован ряд встреч на высшем уровне. На самом деле, если принимать во внимание открытые источники, сравнительно «высокая» встреча была всего лишь одна — с лидерами Союза правых сил Борисом Немцовым и Ириной Хакамадой. Наверняка, главным мотивом визита в Первопрестольную у Ющенко было желание наладить отношения с российскими коллегами, так как сотрудничество с Россией, а перед этим — «смотрины» в Москве традиционно являются важным мероприятием для любого украинского претендента на власть. А у лидера «НУ», как известно, на северном направлении серьезные проблемы. Как бы ни относиться к фобиям московского политикума, там блок Ющенко считается антироссийским. Кстати, накануне отъезда в Москву Ющенко заявил, что основной его целью будет уничтожение национально-шовинистической репутации блока «НУ» в глазах Кремля.
В то же время, многие считают Ющенко прозападным политиком. Наверное, не последней характеристикой «прозападности» (как, впрочем, и «национализма») является способность отстаивать национальные интересы и сохранять достоинство в Москве. А главным критерием дееспособности политика является логика, последовательность и прогнозируемость.
И вот после визита Ющенко в Москву возникла ситуация, которая весьма показательна в плане логики, последовательности, достоинства и способности внятно сформулировать свою позицию. Оказалось, что лидер политической силы обсуждал с представителем другого государства план урегулирования политического кризиса в Украине. Как заявила в интервью московскому «Интерфаксу» вице-спикер Госдумы от СПС И. Хакамада, на встрече с лидером «НУ» был обсужден и одобрен план урегулирования политического кризиса, предложенный самим В. Ющенко. И. Хакамада отметила, что «суть этого плана состоит в том, что Президент Украины Леонид Кучма остается на своем посту до конца срока полномочий, истекающего осенью 2004 года, но при условии, что он сформирует коалиционное правительство парламентского большинства, в которое входит и блок «Наша Украина». Сам Ющенко, по информации агентства Интерфакс-Украина, которое, в свою очередь, подает сообщение московского Интерфакса, по окончании встречи заявил журналистам, что между лидерами СПС и ним было достигнуто понимание того, что Л. Кучма должен доработать до конца президентских полномочий. Лидер «НУ» также отметил, что основные политические институты должны подписать документ, в котором была бы найдена формула стабильности. «Это означало бы начало того, что Украина справилась с той проблемой, которая называется политический кризис», — подчеркнул Ющенко.
Далее события развивались следующим образом. В интервью «Немецкой волне» Ющенко называет сообщение о его обсуждении с российскими политиками темы отставки Кучмы «провокацией». Он сказал, что этот вопрос «является исключительно украинской компетенцией, и было бы унизительно, поэтому эту тему даже не обсуждали в России». Вот и мы говорим — унизительно. Пресс-секретарь лидера блока «Наша Украина» Ирина Геращенко назвала «некорректным» сообщение о том, что в Москве между лидерами СПС и В. Ющенко была достигнута договоренность о том, что украинская оппозиция не будет требовать досрочного ухода в отставку Президента Украины. Комментируя результаты встречи, Геращенко сообщила, что «стороны обменялись взглядами на политическую ситуацию в Украине, но никто никому не давал никаких рекомендаций».
Здесь возникает ряд вопросов. Либо Ющенко или Хакамада — кто-то один — высказывается, как минимум, некорректно, либо московские журналисты кого-то из них не так поняли. «День» связался с московским агентством, и заместитель директора главного выпуска «Интерфакса» Александр Жудро сообщил, что он ручается за точность цитирования слов Хакамады, и добавил, что «если политики говорят разные вещи, то, наверное, они должны разобраться между собой». Не доверять российским коллегам оснований нет, а, учитывая стиль высказываний Ющенко, предположить, что самого Виктора Андреевича (не Немцова и Хакамаду) московские журналисты немного «не так поняли», в принципе можно. Только это не уменьшает проблемы. Очень похоже на то, что Ющенко либо в очередной раз продемонстрировал неспособность к четкой формулировке позиции, либо неспособность к различению внешне- и внутриполитических проблем. Похоже, что речь о сроках пребывания у власти Леонида Кучмы на московской встрече все- таки шла. Можно спорить о том, в каких формулировках, велся разговор, но тут весьма показателен другой факт — поведение на переговорах, небрежность в информировании о своей позиции привела к тому, что визит привел к конфузу.