Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Ни туда, ни сюда

В чем политико-психологическая природа тех, кто не видит Украину в ЕС и ТС?
25 сентября, 2013 - 11:57

Демократия — это власть большинства, но демократической эту власть можно считать только в том случае, если она учитывает позицию меньшинства. В современном же политическом дискурсе постепенно оформляется новое понимание демократии как власти меньшинства (особенно это касается тех случаев, когда речь идет об этнических или сексуальных меньшинствах).

В сегодняшней Украине общественные отношения между «большинством» и «меньшинством» наиболее ярко выражаются в геополитическом выборе между Европейским Союзом и Таможенным союзом. Евроинтеграционный тренд доминирует, и те, кто выступает за ТС, должны с этим считаться. В то же время это не дает права евроинтеграторам морально самовозвышаться над той частью украинского общества, которая желает, чтобы Украина вошла в союз с Россией.

Недемократично и делать вид, что в нынешней Украине не существует другого «геополитического меньшинства» — тех, кто выступает за то, чтобы наша страна вообще никуда не вступала. Эти граждане являются «меньшинством» по отношению к совокупному «большинству», кому хочется видеть Украину в том или ином международном союзе. Сегодня в отечественных СМИ о мотивациях и взглядах противников вступления Украины как в Евросоюз, так и в Таможенный союз говорят очень мало. А тема все-таки интересная, и на ней следует остановиться подробнее.

Важно подчеркнуть, что автор этих строк воспользуется демократическим правом не давать в этом тексте ни положительных, ни отрицательных оценок тому или иному геополитическому выбору Украины, в том числе и позиции тех, кто выступает одновременно против и ЕС, и ТС.

1/15 ПАРЛАМЕНТА И ДИСКУССИОННАЯ ТИШИНА

Компания Research & Branding Group отмечает, что вопрос выбора интеграционного вектора Украины в настоящее время остается достаточно спорным и неоднозначным для украинских граждан. Если бы украинцам предстояло сделать однозначный интеграционный выбор в августе текущего года, то соотношение сторонников европейской и евразийской интеграции Украины составило бы 45% на 36% в пользу вступления в ЕС. При этом каждый пятый житель Украины (19%) в настоящее время не готов сделать однозначный выбор в пользу того или иного вектора интеграции страны. Заметим, что вариант «против вступления и в ЕС, и в ТС» отсутствует. А среди 19% тех, кто не готов сделать определенный выбор, конечно же, далеко не все считают, что Украине никуда не нужно вступать.

Поэтому обратимся к результатам другого исследования, которое проводилось фондом «Демократические инициативы» и Центром им. Разумкова в мае этого года. На тот момент 42% граждан выбирали вступление в Евросоюз, 31% — в Таможенный союз, а как раз 13,5% — неприсоединения ни к ЕС, ни к ТС.

13,5% — это цифра серьезная: партия, которая бы получила в Украине такой процент голосов на выборах, заняла бы около 30 мест в Верховной Раде (и это только с учетом многомандатной части выборов). Тем не менее, в украинском интернет-пространстве практически нет никаких серьезных и активных обсуждений по поводу возможности невступления Украины ни в ЕС, ни в ТС. И это странно. 13,5% — это показатель, который все-таки заставляет обращать на себя внимание, учитывать его и пытаться понять его политико-психологическую природу.

ПОЧЕМУ И КТО?

Итак, почему 13,5% украинских граждан не хотят, чтобы Украина вступала куда-либо? Ориентировочно здесь можно выделить несколько ключевых позиций, от которых могли отталкиваться те, кто записал себя в «геополитическое меньшинство» противников присоединения Украины к тому или иному союзу. Эти позиции необходимо разделить на «негативные» и «позитивные».

«Негативные», вероятно, связаны с тем, что этих граждан не устраивает тот политико-экономический формат сотрудничества, который сегодня Россия предлагает Украине. Даже не столько формат сотрудничества, сколько стиль поведения Кремля по отношению к нашему государству. Сюда же могут добавляться и негативные впечатления от изъянов политико-правовой системы РФ, а также двух других стран Таможенного союза — Беларуси и Казахстана.

Европейский выбор может казаться не таким уж и привлекательным, исходя из тех скептических оценок политико-экономического будущего Евросоюза, которые нынче распространены в самой Еврозоне, в частности — в балканских и восточноевропейских странах-членах ЕС. Помимо этого, конечно же, стоит акцентировать внимание и на тех антитрадиционных и антихристианских проявлениях сегодняшней европейской политики (однополые браки, «стандарты сексуального воспитания детей», дискриминация христиан и т.д.), которые могут критически восприниматься многими украинскими гражданами.

«Позитивную» же плоскость того, почему Украине не нужно никуда вступать, часть украинского общества может находить в том, что членство как в ЕС, так и в ТС может не укрепить, а наоборот ослабить нашу государственность, не обезопасить нашу свободу, а усилить зависимость от внешней стороны. Мол, «если я стану меньше зависимым от мамы, но при этом сохраню или даже увеличу зависимость от папы, — это не будет означать, что я повзрослел». Еще одна базовая «позитивная» мотивация может заключаться в том, чтобы не допустить внутригосударственных конфликтов, деконсолидации общества из-за того, что, выбрав пункт «А», мы оборвем все, что связанно с пунктом «B».

Представители каких групп украинского общества могут разделять вышеописанные позиции? Можно предположить, что, скорее всего, речь идет о представителях интеллектуальной прослойки украинского «среднего класса», мирных нонконформистах, национал-демократах. Но также следует отметить, что сама идея «никуда не вступать» может быть близка и многим радикальным националистам, но их мотивации едва ли будут иметь что-то общее с вышеописанными позициями, а, скорее, будут проистекать из не самых лучших проявлений национальных чувств.

КОММЕНТАРИЙ

«ПРАКТИЧЕСКИ НИКУДА НЕ ВСТУПАТЬ УКРАИНА НЕ МОЖЕТ»

Александр КЛЮЖЕВ, политолог, Донецк:

— У людей, которые не видят Украину ни в Евросоюзе, ни в Таможенном союзе, сложно выделить единую мотивацию. Говоря в целом, следует подчеркнуть, что в стране есть проблемы с четкой аргументацией как в пользу интеграции с ЕС, так и движения в сторону ТС и прочих российских внешнеполитических проектов. Даже сегодня, когда власть переориентировалась на евроинтеграцию, она не предоставила гражданам четких и конкретных аргументов. Относительно Таможенного союза, то «братские отношения» — это слабый довод, который говорит о том, что нет реального видения перспектив этой интеграции. Помимо этого, неубедительны и обещания экономических преимуществ от вступления в ТС на фоне агрессивного поведения Кремля в отношении Украины в последнее время.

Все это не способствует тому, чтобы люди определялись, поэтому у определенной группы украинских граждан могут рождаться мысли о «третьем пути». Нельзя исключать и того, что в данном случае могут срабатывать мотивации и патриотического характера, а именно — нежелание того, чтобы функции Украинского государства перераспределялись в пользу наднациональных органов. Еще можно выделить такую мотивацию, как недоверие, которое среди украинцев может переноситься c внутриполитической сферы на внешнеполитическую.

Что касается того, может ли Украина в сегодняшних условиях никуда не вступать, то теоретически это возможно. Но практически, на мой взгляд, нет. Прежде всего, здесь нужно отметить, что у нас нет сильной политической элиты, которая бы могла на долгие годы вперед рассчитывать отношения с крупнейшими внешнеполитическими и внешнеэкономическими игроками. Поэтому? на данный момент, думаю, перспективы «третьего пути» невозможны.

Евгений СЕРЕДА, политолог, журналист, Донецк
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ