Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Николай Азаров хочет больше эфирного времени

Зато медиа-эксперты констатируют чрезмерное присутствие Партии регионов в теленовостях. Чтобы минимизировать количество заказных материалов, нужны реакция Нацсовета, сплоченность журналистских коллективов и запрос от общества
25 октября, 2012 - 11:43

Партия регионов ощутимо преобладает своим присутствием в эфире общенациональных каналов над другими политическими силами. Об этом свидетельствуют результаты мониторинга «Открытые новости ради честных выборов», который был проведен в сентябре-октябре 2012 года. Об этом сообщает Радио Свобода.

Самый низкий уровень соблюдения журналистских стандартов демонстрирует Первый Национальный. Согласно исследованию, вещатель является лидером по несбалансированности новостей — именно такие новости в первую неделю октября лидировали стопроцентно — и пиаре действующей власти, которой в информационных выпусках Первого Национального уделялось около 50 процентов всего внимания. Информация «Нового канала», ICTV, СТБ, ТРК «Украины», «Интера» и «5 канала» тоже более чем на 75 процентов односторонняя.

Зато премьер-министр Украины считает, что Партия регионов имеет меньший доступ к избирателям, чем оппозиция. Как сообщает «Українська правда», на открытии заседания Кабмина Николай Азаров заявил, что «на общенациональных телеканалах в период с 24 сентября по 14 октября объем эфирного времени, посвященного освещению действий и точек зрения оппозиции, был на 62% больше, чем объем времени, который использовали представители власти».

Об усиленном присутствии партии власти в эфире свидетельствуют также и результаты недельного мониторинга СМИ, который проводится ассоциацией «Общее пространство» и Комитетом «Равенство возможностей», который обнародовал интернет-издание «Телекритика». Согласно этому мониторингу, на протяжении 8—14 октября активнее на общенациональном телевидении была представлена Партия Регионов — 43,3% от общего количества политической информации.

По мнению политтехнолога, директора Агентства моделирования ситуаций Виталия Бала, усиленное присутствие Партии регионов в эфире может стимулировать тех избирателей, которые не определилась с поддержкой конкретной политической силы, проголосовать за партию власти.

«Любое такое присутствие в эфире — это способ напомнить о своем существовании, а через профессионально созданные сюжеты можно призывать поддерживать ту или иную политическую силу. Арифметически вычислить преимущество ПР сложно, такие подсчеты могут оказаться не совсем корректными. На окончательный выбор тех людей, которые определились с тем, кого будут поддерживать на выборах, заказные сюжеты на ТВ никак не повлияют, а вот на тех, которые не определились, они могут повлиять. Но в любом случае те преференции, которые существуют, безусловно, говорят о том, что наиболее благоприятные условия созданы именно для Партии Регионов, — отметил эксперт в комментарии «Дню». — Хотя опять же, учитывая то, что список ПР возглавляет премьер-министр, даже показ сюжетов о деятельности Кабмина имеет отношение к присутствию этой политической силы в эфире. Если эти сюжеты были зачтены во время мониторинга в интересах ПР, то его результаты не совсем корректны».

По мнению главного редактора интернет-издания «Телекритика» Наталии Лигачевой, постоянные мониторинги новостей общенациональных телеканалов сдерживают последних от увеличения количества заказных материалов. В комментарии Радио Свобода медиа-эксперт отметила, что результаты предыдущих мониторингов заставили «5 канал», ТРК «Украина», «Интер» и ICTV все же пересмотреть редакционную политику, а это свидетельствует, что телеканалы готовы работать профессионально, однако лишь при тех условиях, когда на это есть согласие собственника или когда это согласие не противоречит провластному давлению на него, или же это не мешает добровольному союзу между собственником и властью.

Можно ли каким-то образом минимизировать давление на каналы, «День» поинтересовался у руководителя правовых проектов Института массовой информации Романа Головенко.

— Если бы Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания лучше выполнял свои функции, такого дисбаланса в новостях и вообще на информационно-публицистических каналах не было бы, — убежден эксперт. — Потому что реакции на некачественный контент со стороны телеканалов практически не видно. Можно многим объяснять ее отсутствие, но нынешняя ситуация переходит всевозможные пределы. Мы наблюдаем и засилье скрытой рекламы, но реакции Нацсовета практически нет. Это юридический момент. С другой стороны, есть много практических моментов, которые могли бы улучшить ситуацию. Во-первых, это сплоченность и профессиональная подготовка самих журналистов, которые должны быть готовы в редакционных советах своих телеканалов отстаивать соблюдение журналистских стандартов, чтобы их не заставляли работать подставками для микрофонов. Во-вторых, нужен запрос от общества на более качественные, полные, сбалансированные новости. К сожалению, пока еще этот запрос невысок, потому что и аудитория, которая не находит на телевидении необходимый информационный продукт, просто идет в Интернет. Если бы у нас было общественное телевидение, то мы бы могли говорить, что есть один канал, который подает сбалансированную точку зрения, и это заставляло бы другие коммерческие каналы подтягиваться к этой планке.

Напомним, в конце сентября ведущие украинские телеканалы подписали специальный меморандум, согласно которому обязались учитывать результаты мониторингов «Открытые новости ради честных выборов». Контроль за соблюдением его положений проводят эксперты общественных мониторинговых организаций: Института массовой информации, Академии украинской прессы, ассоциации «Общее пространство», комитета «Равенство возможностей», интернет-издания «Телекритика.

Виктория СКУБА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ