Во вторник состоялась встреча министров иностранных дел стран участников «нормандского формата» (Украина, Германия, Франция, Россия). Перед этим Ирина Геращенко обнародовала селфи с самолета с министром иностранных дел Климкиным и сообщила, что будет «настаивать на нашем варианте «дорожной карты»: безопасность — гуманитарный блок (освобождение ВСЕХ заложников) — и только потом политический». Однако особых надежд эксперты и политики на результативность очередного минского раунда не возлагали. Например, представитель Украины в политической подгруппе Трехсторонней контактной группы Ольга Айвазовская сообщила СМИ, что на встрече глав МИД «нормандской четверки» вряд ли согласуют единый проект дорожной карты в отношении Донбасса. «Скорее, это будет заседание, чтобы «сверить часы», — уточнила Айвазовская.
Накануне из уст экс-президента и представителя Украины в Трехсторонней контактной группе Леонида Кучмы прозвучала фраза о необходимости привлечения к переговорам США. Напомним, что именно Великобритания и США, с одной стороны, и РФ с другой, были гарантами безопасности согласно Будапештскому меморандуму. Именно поэтому встречи в Минске регулярно заставляют задуматься — почему одни упомянутые страны оказались в стороне от переговоров, а «гарант-агрессор» навязывает свою повестку дня? Возникает вопрос и относительно Кучмы — разве не он подписал Минские договоренности (пусть и с отмашки президента)? И как вообще Кучма оказался в этом процессе, представляя интересы государства? Возможно, в частности, из-за того, что в Минске были прописаны гарантии неприкосновенности второму президенту (о «деле Гонгадзе — Подольского» знает весь мир)? Показательно и то, что, с одной стороны, Кучма пытается демонстрировать бурную деятельность в переговорах, а с другой — совершает вояжи в Екатеринбург на открытие центра Ельцина, как это произошло год назад. Тем более, в условиях якобы закрытого воздушного пространства. Не потому ли позиции Украины в этом переговорном процессе такие же «дырявые», как и небо?
ФОТО REUTERS
В условиях тупика, которым с самого начала были Минские договоренности, украинской стороне приходится по миллиметру искать конструктив, в частности, в вопросе прекращения огня и обмена пленными. Но в стратегической перспективе Минск все равно не решает проблему оккупированных территорий. Как выходить из сложной ситуации? Насколько реально привлечение представителей США к переговорному процессу и вообще новый формат?
«НИЧЕГО НЕ МЕШАЕТ ПОСТАВИТЬ РЕБРОМ ВОПРОС ПЕРЕД США И ВЕЛИКОБРИТАНИЕЙ ПО ПОВОДУ БУДАПЕШТСКИХ ГАРАНТИЙ»
Андрей СЕНЧЕНКО, народный депутат V, VI, VII созывов:
— Гарантии Будапештского меморандума никуда не делись. Нужно просто перестать врать. Когда все было построено на лжи, начиная с предвыборной кампании, а дальше уже два с половиной года президентства нам рассказывают, что мир наступит уже завтра, то из такой ситуации обычно сложно выходить. Но у страны нет другой точки опоры кроме Будапештского меморандума. Именно поэтому нужно возвращаться к этому формату, и чем скорее, тем лучше.
Ничего не мешает поставить ребром вопрос перед США и Великобританией по поводу выполнения гарантий. Для этого нужно созывать саммит, и там должны вырабатываться механизмы урегулирования. Это напрямую пока не касается Минска. Просто не нужно скрещивать ужа и ежа. В Минске каждый решает свои политические задачи, а в Будапештском формате нужно обсуждать выполнение гарантий, которые были предоставлены Украине. Нужно собираться тремя сторонами. Конечно, РФ за этот стол переговоров не сядет, поэтому нужно приобщаться всем и прилагать совместные усилия вех стран-гарантов по принуждению РФ. И повестку дня там должна формировать не РФ, а Украина.
Конечно, в Европе у каждого своя рубашка ближе к телу, и они думают, какие действия совершать в связи с выборами в Германии и Франции. С другой стороны, новые реалии после выборов в США заставляют их задуматься, что игры с РФ, в которые игрались Олланд и Штайнмайер, могут привести их к ситуации, когда они все окажутся на коленях.
«РОССИЯ ИМЕЕТ РЯД СЦЕНАРИЕВ ПО ДИСКРЕДИТАЦИИ УКРАИНСКОГО ГОСУДАРСТВА»
Оксана СЫРОИД, заместитель председателя Верховной Рады Украины:
— С самого начала было ошибкой не решать вопрос нарушения территориальной целостности Украины вместе с участниками Будапештского меморандума. И США, и Великобритания должны были быть участниками переговорного процесса. Это бы существенно усилило, прежде всего, ясность той реальности, которую РФ отрицала и продолжает отрицать, при этом навязывая уже свою позицию. Главная проблема Минских договоренностей заключается в том, что РФ является не стороной конфликта, а якобы «миротворцем». При таких обстоятельствах решить конфликт, то есть закончить войну, невозможно. Наоборот, любое приближение к решению этого вопроса будет всякий раз приводить к дальнейшей эскалации. Это значит, что необходим поиск нового формата переговоров, а это возможно лишь при участии США, Великобритании, и я убеждена, что необходимо привлечь также Польшу или Швецию, то есть те государства, которые имеют свой опыт общения с Россией и собственный взгляд на то, что происходит.
Ловушка, которую нам готовят, была очевидна еще в 2013 году. Те идеи, которые заложены в Минске, озвучивались еще до войны и российским МИД, и Медведчуком. Еще в Минск-2 эта формула была заложена в законе об особенностях местного самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Это значило, что принципы Минска-2 наша сторона внедряла на опережение. Еще не было тех условий, которые были якобы стимулом для подписания второго Минска, а мы уже их выполняли. Россия использовала различные рычаги для того, чтобы эту модель в Украине внедрить. Если бы не усилия нескольких людей в парламенте, то эту модель в итоге удалось бы реализовать. Но сегодня РФ не ограничивается исключительно этой моделью, ведь там понимают, что блицкриг с выборами на оккупированных территориях не удался.
Сейчас активизируется сценарий внедрения темы дружбы с РФ, мол, забудем о войне, мы же, якобы, «братья». Это им, в частности, необходимо для того, чтобы Украина фактически содержала оккупированные территории, где при этом будет сохраняться абсолютное российское влияние. Второй сценарий — это разговоры, что нынешняя власть еще хуже предыдущей. Для этого нам показывают Януковича, слова которого просто нет смысла обсуждать, но нельзя не спросить себя, как украинское правосудие могло допустить этот спектакль. Еще один сценарий — это продвижение за рубежом мнения о том, что украинцы не способны к созданию государства. Но мы должны формировать свою повестку дня и продвигать ее.