После всех треволнений революции на Майдане, после первых радостей и восторгов, после пленительного чувства «наша взяла» наконец-то появилось время остановиться, оглядеться и подумать: а кому мы, собственно, власть отдали?
Ведь один раз мы эту самую компанию уже пропихнули в Верховную Раду, в тяжелейших условиях прежнего режима обеспечили им там большинство, а они дешево и бездарно все «профукали». Вследствие чего имеем ныне «оранжевого Литвина» и «розового Мороза» с их совместной политреформой... Один из них по-прежнему грезит если не президентством, то премьерством с президентскими полномочиями, а другой в кресле лидера аграрно-народной партии превратил ее в «спасательную станцию» для обанкротившихся кучмистов. А недавно вместе с двумя другими лидерами нации клялся именем Кобзаря в вечной дружбе и союзе. Интересно, кто из этой триады окажется «иудой»?.. Или на этот раз их будет двое?
Увы, 100 дней, не 100 дней, но уже первые шаги наших новых власть имущих заставляют вспомнить, что, строго говоря, среди них почти нет внесистемных людей. Среди них нет ни одного Леха Валенсы, который пришел из революции. Но зато очень много «ярузельских» — вчерашних столпов власти. Помню, как один сельский дядька объяснял мне, что такое номенклатура. У него это выходило доходчивее, чем у признанного классика в этом вопросе профессора Восленского. «Дивись, — говорил он мне. — Ось макітра, у ній вареники. Один вареник — нижче, інший — вище. Можемо потрусити цю макітру, вареники поміняються місцями. Але всі вони — в одній і тій же самій сметані». Нынешние наши вожди — они все из кучмовской «макитры». Они усвоили очень многое из той жизни, тех привычек и правил. Эти люди занимали при Кучме далеко не последние должности. Они были премьерами, вице- премьерами, министрами, губернаторами, депутатами. Они так или иначе были вынуждены сосуществовать с режимом, ладить с ним, мимикрировать, набираться от него ума-разума. Не случайно они пытались «спасти» и встроить в свой аппарат и Василия Кременя, и Николая Азарова, и некоторых других знакомых фигур режима Кучмы. Это для нас вышеназванные деятели — люди прежней власти, а для них — «свои ребята», с которыми «решались вопросы», «зондировались возможности», с которыми договаривались и шли на компромиссы. Они все в одной и той же «сметане». Им часто легче понять друг друга, чем тех простых людей, которые мерзли за них на Майдане. Люди, конечно, мерзли за идею, но ведь воплощать идею доверили им…
Нынешняя власть несет на себе родимое пятно кучмизма, от которого не излечишься оранжевыми стягами. Можно огласить короткий перечень черт, унаследованных командой Ющенко, Тимошенко, Литвина, Порошенко, Зинченко, Кинаха от их предшественников. Во-первых, естественное, как дыхание, лицемерие: наобещали на Майдане, что навсегда отделят бизнес от власти. Что-то не видать. К примеру, господин Зварич, которому лично покровительствует Президент, никак не может отделить Министерство юстиции от нефтеторгующих фирм, к которым имеет отношение его супруга. Хотелось бы также, чтобы такие структуры, как КРУ, СБУ, налоговая инспекция и независимый аудит доложили мне, гражданину, налогоплательщику и ветерану Майдана, как именно отделился от своего бизнеса секретарь СНБОУ Петр Порошенко, министр транспорта и связи Евгений Червоненко, министр по чрезвычайным ситуациям Давид Жвания.
Во-вторых, наивно-туземное представление о том, что той же Европе можно «запудрить мозги» правильными фразами (которые и у Леонида Кучмы получались очень даже неплохо), двигаясь в совершенно ином направлении. Мы, мол, за европейскую и евроатлантическую интеграцию — а в то же время подписываются такие документы по ЕЭП, которые даже Кучма с Януковичем подписывать не отваживались. И все это в истинно византийском стиле, «тишком-нишком», молчком, в традициях тайной дипломатии. Ходят слухи, что план совместных действий Украина — НАТО очень грамотно, умело и эффективно саботируется на уровне СНБОУ, что не мешает его секретарю на людях говорить о «стремлении Украины в Европу». Однако с ЕЭПом у Петра Порошенко явно выходит лучше, чем с НАТО и Европейским Союзом. Не зря же он вступил в жесткую борьбу с премьером за монополизацию контроля над «российским направлением» украинской политики. Можно лишь посочувствовать не столько Европе (сколько всем нам), которая ныне видит в Киеве все те же сюжеты: пламенные заявления «о жажде приобщиться» к европейским структурам и все тот же дрейф в сторону Москвы. Она видит Кинаха, который в Москве извиняется за то, что российские нефтетрейдеры взяли Украину за горло...
Лично я в ближайшее время жду от новой власти заявлений в стиле Леонида Кучмы: мол, Европа нас не хочет, хотя мы, типа, из кожи лезем, чтобы ей угодить.
Ни для кого из экспертов не секрет, что в этом году вступление Украины в ВТО (Всемирную торговую организацию) сорвано. Возникает вопрос: это кто у нас дирижирует такими процессами в окружении Виктора Андреевича? Уж не те ли, чья кондитерская продукция продается не в Европе, а на других просторах?
Министр обороны Анатолий Гриценко активно избавляет Верховного главнокомандующего от головной боли от армии — вместе с ...самой армией. Темпы разоружения Украины поражают. Из четырех институтов Сухопутных войск оставляют только один: это означает, что и Вооруженные силы будут сокращены в четыре раза. Эдакие останутся «потешные полки»... А не дай Бог, какой-нибудь российский батальон десантируется в Конче-Заспе — и ему не окажут даже символического сопротивления по причине абсолютной сокращенности!.. Тогда, если Божьим промыслом держава наша устоит, начнут ведь искать крайнего, и ведь найдут! А вдруг снова какая-нибудь Тузла случится? Как воспылают все фракции парламента любовью к родимой армии и гневом к ее «сократителям», и прозвучит под стеклянным куполом нечто вполне УНСОвское: «Слава нації! Смерть ворогам!» А такой великий гнев законодателей требует персональных решений, и отставкой тут не отделаешься.
Кстати, наши, как выражается В. А. Ющенко, «вечные стратегические партнеры» уже поняли, с кем они имеют дело, и начинают о новую украинскую власть «вытирать ноги» с тем же удовольствием, как и о старую. Вот, например, уже много лет Российская Федерация, вопреки соглашению 1997 года, где стоит и ее подпись, отказывается передать Украине маяки и другие навигационные объекты на побережье Крыма. Согласно международному праву, ответственность за безопасность судоходства в этом регионе Черного моря несет Украина, а средства обеспечения этой безопасности противоправно находятся в руках России. В случае, если какой-нибудь шведский сухогруз сядет на мель под Евпаторией или разобьется о скалы под Форосом, то претензии и многомиллионные иски в судах будут предъявлены Украине. За то, что не обеспечила навигационную безопасность в своих водах. Раньше Россия просто игнорировала решения судебных органов о передаче маяков Украине и не вступала ни в какие дискуссии по этому поводу. Теперь представители Черноморского флота РФ заявляют, что Украине как минимум на десять лет следует забыть о маяках на собственной территории. Министр иностранных дел Борис Тарасюк собирается обращаться в Международный суд. Что ж, это был бы очень сильный ход. И шансы выиграть дело большие. Да только позволят ли наши «стражи безопасности»? Или уж лучше освободят Черное море от присутствия украинского флота?
Чем дальше, тем больше проявляется в политике нынешней власти то, от чего собирались отказаться. А кое в чем наметилась деградация даже по сравнению с прежним режимом. Почему же «Кучма» в Украине так живуч?