Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Новые правила игры. Уже послезавтра

Арсений ЯЦЕНЮК: Состав Верховной Рады определяется... указом Администрации Президента
31 октября, 2011 - 20:39

Как-то Виктор Янукович заявил, что принятие нового закона о выборах народных депутатов станет тестом на зрелость украинского парламентаризма. Насколько наш парламент зрелый, узнаем уже совсем скоро, буквально через пару дней. К слову, это уже стало традицией: все важные решения в украинском парламенте, как правило, рассматриваются в четверг на вечернем пленарном заседании. Не надо быть большим провидцем, чтобы спрогнозировать: 3 ноября по взмаху руки одного из регионалов большинство дружно проголосует за провластный законопроект в первом чтении. Да и в Администрации Президента прямо говорят, что новый закон о выборах будет принят парламентом «в течение ближайших месяцев, до конца года так точно».

Напомним, что Верховная Рада 21 октября включила в повестку дня четыре законопроекта о выборах народных депутатов (№ 9265, № 9265-1, № 9265-2, № 9265-3). Один из них (№ 9265-1) подан депутатами большинства. Этот документ почти полностью повторяет проект, который разрабатывала рабочая группа во главе с министром юстиции Александром Лавриновичем, однако содержит ряд норм, которые Венецианская комиссия не рассматривала. В частности, это пункт о том, что участковая комиссия может снять с регистрации кандидата в депутаты после двух предупреждений.

В оппозиции считают, что это позволит снимать с выборов кого угодно. Лидер «Фронту Змін» Арсений Яценюк даже пошутил, что весь закон можно было бы переписать одним абзацем: «Состав Верховной Рады определяется указом Администрации Президента». Он убежден, что власть решила действовать «по самому худшему сценарию». Эксперты также единодушны во мнении, что команда Януковича планирует получить ручной парламент.

«День» уже много раз писал про новый закон о выборах, тем не менее, изложим еще раз основные тезисы.

Во-первых, следующие выборы в Верховную Раду Украины будут проходить по смешанной системе. Это значит, что цена депутатского кресла в ВР возрастет: 225 парламентариев будут избираться в округах и 225 — по партспискам. Примечательно, что до недавнего времени многие регионалы открыто высказывались против мажоритарки. Например, Леонид Кожара в интервью «Дню» назвал это «шагом назад». Мол, мажоритарная система в украинских условиях — это система для богатых.

Не в восторге от этого пункта и в Венецианской комиссии. «В общем, не нашей комиссии решать, какой именно быть избирательной системе, в странах Европы действует много разных систем. Однако мы не можем не напомнить нашим партнерам в Киеве о негативном опыте, который страна имела со смешанной системой, к которой планируют вернуться», — отмечает секретарь комиссии Томас Маркерт. Но, судя по всему, дискуссия на эту тему в команде Януковича уже закончилась. Есть мнение, что падение рейтинга Партии регионов власть компенсирует применением админресурса в мажоритарной части кампании.

Во-вторых, в избирательном процессе не будут участвовать блоки, а только отдельные партии. А это значит, что оппозиции будет сложнее объединиться. Хотя основные политические игроки уже приняли это правило игры еще на местных выборах.

И, в-третьих, проходной барьер, судя по всему, будет повышен до 5%. С резкой критикой таких новшеств, а в особенности факта повышения проходного барьера, выступили и младшие партнеры Партии регионов — коммунисты. «Мы сегодня должны присоединиться к дискуссии вокруг данного законопроекта. Ограничение воли избирателей в виде денежного залога или повышение проходного барьера создает угрозу для проведения демократических выборов. Расширен круг оснований, по которым могут снять с регистрации кандидата в депутаты. Капитал хочет задействовать любые технологии, чтобы это были не выборы для народа Украины, а выборы между олигархами и для олигархов», — заявил на днях главный коммунист Петр Симоненко.

А вот Владимир Литвин подозрительно спокоен, не сделал пока ни одного резкого заявления. Хотя рейтинг его партии колеблется на уровне одного процента. Видимо, по примеру Тигипко Владимир Михайлович также готовится влиться в ряды Партии регионов. Или бросить своих «народников» на произвол судьбы, а самому пойти по мажоритарке. Что ж, для спикера — это тоже вариант...

Как бы там ни было, политическим игрокам придется принять новые правила игры. И тут возможно только два варианта: объединиться и создать альтернативу мощному провластному кулаку или... уйти на маргинес.

КОММЕНТАРИИ

Виктор НЕБОЖЕНКО, политолог, директор социологической службы «Украинский барометр»:

— Сегодняшний парламент возобновил страшную практику непрофессионализма, когда с голоса меняется тот или иной законопроект. Это опасно для всех проектов законов: промышленных, избирательных, экологических... Это означает, что нет публичности, экспертной оценки, внимания общественности.

Сегодня сложно сказать, какой из законопроектов победит. Я думаю, что в процессе голосования будут изменения такого кардинального уровня, что мы получим какой-то третий, неизвестный для нас закон, к которому должны будем приспосабливаться. Даже тот законопроект, который зарегистрирован депутатами от правящего большинства, будет подвергаться изменениям в разных вариантах в процессе голосования. Будет много конфликтных точек, а это означает, что одна норма будет элегантной, а другая будет ей противоречить. Так происходит с любым законом, который не обсуждается и не выводится в гармонию с общим законодательством.

Смешанное избирательное законодательство останется. Конечно же, оставят самую шикарную норму — это когда человек может идти одновременно и по партийным спискам, и по мажоритарным округам. Это достаточно циничная, но удобная, прежде всего для бизнеса, норма. То есть если у вас в округе плохие отношения с властью, то вы говорите, что вы независимый кандидат, а если хорошие, то говорите, что вы идете от Партии регионов. Пятипроцентный барьер, думаю, опустят до 4-х процентов. По той простой причине, что пятипроцентный барьер не снимает угрозы прохода оппозиционных сил в Верховную Раду.

Если нет реформ, если страна не ощущает каких-то успехов, то, конечно, стоит вопрос — как доказать, что население все-таки поддерживает такой стиль и направление развития государства. Поэтому главная задача этой избирательной кампании — не просто оттиснуть оппозицию, а доказать, что все идет по плану и люди согласны с тем, что происходит в стране.

Мне часто говорят о пропорциональной системе — это правильно, но в силу того, что мы имеем дело со стареющими партиями: БЮТ постарела вместе с Тимошенко, НУ — с Ющенко, ПР — с Януковичем. Им всем уже более чем по десять лет. Это очень много для молодого государства. Поэтому, конечно, было бы неплохо, если бы источником новой политической силы стали все-таки мажоритарщики, которые хоть чем-то отличались бы от нынешних политиков. Партии на Западе тоже имеет длительную историю, но там и государства имеют по двести-триста лет собственной истории.

Владимир ЛУПАЦИЙ, политолог, директор Центра социальных исследований «София»:

— Я думаю, ситуация с избирательными законопроектами показывает, что не все так одномерно в структуре власти. Очевидно, есть разные инициативы, но какая из них будет принята — вопрос открытый. Однозначно можно сказать, что в контексте диалога «Украина — ЕС» и тех проблем, которые возникли в части подписания соглашения об ассоциации и о зоне свободной торговли, закон о выборах в перспективе имеет прямое отношение. Вряд ли они будут заинтересованы обострять еще и в этом вопросе конфликт с Венецианской комиссией.

Однозначно, смешанная система расширяет возможности для маневра. Угроза со стороны мажоритарки — это, прежде всего, формирование феодальных вотчин. Вместо тезиса о развитии единого экономического и гуманитарного пространства можем получить консервацию провинциализма и местечковости.

По поводу пропорциональной системы. Акцентирование внимания на проходном барьере — это слабость, а не сила. Думаю, добиваться сохранения парламентского большинства можно какими-то другими методами. Вопрос барьера — это вопрос того, насколько в парламенте будут присутствовать политические новации, то есть силы, которые могут обладать некоторыми инновациями и определенным интеллектуальным лидерством. И власть, и оппозиция — это достаточно консервативные элиты, которые нуждаются в новых идеях и их носителях.

Алена ЯХНО, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ