В современном мире все более ощутимым становится кризис традиционной лево-правой политики, и это, бесспорно, касается и Украины. Причина в качественных преобразованиях мира вследствие глобализационных процессов, размывающих обычные основы классовых воззрений. Эпоха глобализации изменяет представление о государстве вообще и об эффективных механизмах социальной политики государства в частности. Итак, переформулированию подлежит фактически краеугольный вопрос политических и идеологических разногласий между левыми и правыми.
Прежде всего, мы должны согласиться, что традиционные национальные механизмы социального благополучия в условиях глобализации рынков труда и капиталов не работают. Так, например, плательщики больших налогов, ощущая чрезмерность налогового давления поглощенного социальными заботами государства, изъявляют естественное желание вывести свои капиталы и производства за границу, в зону большего экономического содействия. Распределительная идеология социальной политики содействует оттоку из страны квалифицированных кадров, которые на глобальном рынке труда способны найти себе более высокий и справедливый заработок, ведь он сравнивается не с национальными «нормами» оплаты труда, а с международными стандартами.
Отсюда вывод: распределительная социальная политика в рамках национального государства при настоящих условиях неуместна. Любая попытка придерживаться ее принципов подрывает основы конкурентоспособности страны, неминуемо приводит к общему уменьшению «бюджетного пирога» и, соответственно, части затрат на социальные потребности. То есть достигается результат, противоположный поставленной цели.
Конкурентоспособность сегодня становится всеобщим приоритетом, а национальная модель вхождения в глобализацию и достижение конкурентоспособности должны стать базой для определения всех политик государства — экономической, культурной, социальной, образовательной и т. д.
Новые условия диктуют необходимость воплощения инвестиционно-стимулирующих принципов социальной политики. Задача состоит в том, чтобы придать социальным затратам характер инвестиций, а не безвозвратных затрат, то есть трансформировать социальную сферу из традиционно убыточной, дотационной в рентабельный, самоокупающийся в средне- и долгосрочной перспективе экономический сектор. Сегодня это является непременным условием повышения уровня национальной конкурентоспособности.
Осознание и переосмысление этих реалий и отличает новых центристов от приверженцев традиционных левых и левоцентристских идеологий, которые до сих пор оперируют устаревшими категориями национального государства и политики распределения. Если они отличаются друг от друга мерой участия государства в решении социальных проблем общества, то нас от них отличает мера качества. Причем в основе нашей новоцентристской позиции лежат не абстрактные намерения достичь всеобщего социального блага, а прагматическая реакция на вызовы новой эпохи. Эпохи, которая не позволяет рассчитывать на высокий социальный результат «в отдельно взятой стране».
Оптимистичное социальное самочувствие высококонкурентных наций снимает необходимость перенесения логики конкуренции на внутринациональные межклассовые отношения. И наоборот, классово окрашенные подходы могут привести лишь к перераспределению и даже к уменьшению национального богатства, но отнюдь не к его увеличению.
Сегодня политикой перераспределения весомых результатов не достичь, нужные новые стимулы и для увеличения производства, и для расширения потребления. Например, целесообразно отказаться от прогрессивной шкалы налогообложения — классического инструмента перераспределения доходов, который в нынешних условиях оказался и препятствием для повышения уровня доходов, и фактором, снижающим заинтересованность в профессиональном и карьерном росте, в уровне индивидуальной трудовой отдачи и т.п..
Мы, новые центристы, предлагаем переориентировать социальную поддержку с материально- компенсационного подхода на адаптивно-компенсационный. Государство должно обеспечить такие условия беспрерывного обучения и повышения квалификации, которые позволят гражданину уверенно рассчитывать в первую очередь на успех на рынке труда, а не на высокую ставку социальных возмещений за безработицу. Это в полной мере отвечает современным тенденциям; новая экономика, экономика эпохи глобализации — это экономика знаний. Поэтому так резко возрастает потребность в системе качественного образования, поскольку без квалифицированного интеллекта сегодня невозможно достичь конкурентоспособности государства. Квинтэссенцией экономики знаний можно считать формулу «инновации — образование — благосостояние».
Итак, назрела необходимость коренным образом пересмотреть традиционные представления и радикально переструктурировать политическую систему в Украине. Лево-правое деление теряет свое значение — и те, и те сегодня, в сущности, являются украинскими консерваторами, поскольку оказались перед острой нехваткой инновационных идей. К тому же, актуальные мировоззренческие размежевания отошли от классового антагонизма и нынче проходят по новым линиям, таким, как консерватизм — реформизм, инновационность; глобализм — изоляционизм; уникультурализм — мультикультурализм и т. д.
Новый центризм — это система взглядов, которая в отличие от малосодержательной и традиционной центристской позиции предлагает национальный ответ Украины на вызовы внешних глобальных трансформаций и внутренних общественных преобразований. Вместе с тем, мы сознаем, что, поскольку внимание этой политической философии нового времени сосредоточено на социальной проблематике, то мы становимся чуть ли не главными политическими конкурентами левых. Однако эта конкуренция носит скорее исторический, чем идеологический характер. Прошлое — антитеза, а не альтернатива будущему.