Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

Новый нэп для малого бизнеса

31 июля, 2002 - 00:00


27 июля Президент Украины Леонид Кучма подписал по результатам состоявшегося 15 июля Всеукраинского совещания по вопросам развития малого и среднего бизнеса поручение, согласно которому Кабинет Министров Украины должен подготовить и внести на рассмотрение Верховной Рады законопроекты, направленные на усовершенствование регулирования предпринимательской деятельности. В частности, как сообщает управление информации и связей с общественностью Администрации главы государства, до конца года Кабинет Министров должен разработать и утвердить комплексную программу образовательного, информационного и кадрового обеспечения предпринимательской деятельности с целью усиления роли и места общественных организаций предпринимателей, а также принять ряд мер в рамках политики дерегуляции.

«Революция», «прорыв», «новый нэп» — мало кто мог ожидать, что так будут оценены результаты такого, в общем-то, вполне рядового, дежурного мероприятия, как прошедшее 15 июля Всеукраинское совещание по вопросам развития малого и среднего бизнеса. Безусловно, событием совещание стало прежде всего благодаря выступлению Президента Украины, в котором с непривычной остротой были охарактеризованы в целом неутешительные результаты развития малого предпринимательства, намечены реальные пути решения застарелых проблем и выдвинуты принципиально новые и достаточно амбициозные задачи. Говорят, правильно сформулировать проблему — значит, по меньшей мере, наполовину решить ее. Похоже, предприниматели поверили, что высшая государственная власть хорошо разбирается в сути стоящих перед ними проблем и действительно готова активно содействовать их решению.

В стране сформировался, функционирует и воспроизводится мощный бюрократический механизм противодействия малому и среднему бизнесу. Механизм, порожденный не просто неспособностью бюрократов эффективно выполнять свои функции, а прежде всего их экономическими корыстными интересами. Многие чиновники паразитируют на малом и среднем бизнесе, сознательно формируя экономическую среду, благоприятствующую коррупции, лоббируя откровенно коррупционные решения. Это — ключевые выводы, сделанные Президентом, тот «общий знаменатель», к которому сведены основные проблемы малого и среднего предпринимательства в Украине.

Сложные, запутанные и постоянно меняющиеся правила налогообложения, удушающий всякую инициативу налоговый пресс, полное бесправие налогоплательщиков, вакханалия налоговых и неналоговых проверок, непрерывный поток различного рода разрешений, лицензий, искусственные препятствия для нормальной регистрации нового бизнеса и т.п. — за всем этим в большинстве случаев стоит корыстный интерес чиновников. Интерес, который зачастую искусно замаскирован якобы государственными и общественными задачами и приоритетами, защитой прав населения и другими высокими соображениями. Президент ясно дал понять, что он не пойдет на компромисс с теми, кто стремится извратить или же совсем отбросить полностью оправдавшую себя с экономической и социальной точки зрения упрощенную систему налогообложения и отчетности, будет препятствовать попыткам до бесконечности расширять перечень лицензируемых видов деятельности, а также настаивать на упрощении регистрационных процедур и нормализации ситуации с проверками. И в этом он рассчитывает на поддержку объединений предпринимателей, которым считает необходимым передать часть государственных регуляторных функций. Если власть и предпринимательские объединения на деле объединят свои усилия, появятся все основания рассчитывать на то, что улучшение предпринимательского климата в стране из лозунга превратится, наконец, в реальную политику.

Президент четко заявил о своей позиции. Теперь многое зависит от того, адекватно ли предприниматели отреагируют на его инициативу. Не секрет, что их объединения пока маловлиятельны и недостаточно авторитетны даже в самой предпринимательской среде, не говоря уже о реальном политическом влиянии, о готовности и способности активно отстаивать, лоббировать свои интересы в Верховной Раде и в других органах власти, включая региональные и местные.

Многое зависит и от позиции Верховной Рады в целом, и отдельных народных депутатов в частности. Парламент несколько месяцев потратил на решение своих внутренних проблем, на выяснение политических отношений. Народные депутаты ушли на каникулы, фактически так и не приступив к реализации своих предвыборных обещаний, в том числе и в отношении принятия многих законов, без которых нормальное развитие малого и среднего предпринимательства просто невозможно. Характерно, что многие записные парламентские либералы, годами рассуждающие об экономической реформе, дерегулировании и т.п., увлекшись подготовкой к президентским выборам 2004 года, не заметили или не захотели замечать ни речи Президента, ни реакции на нее предпринимателей, и никак не выразили свое отношение к происшедшему. Хочется верить, что в конечном итоге их позиция будет определяться заявленными в ходе предвыборной кампании принципами и программами, а не соображениями сиюминутной политической конъюнктуры, и они не станут непреодолимым препятствием для нормальной законодательной работы парламента.

Очевидно также, что никакой серьезный прогресс в развитии малого предпринимательства невозможен без активных действий правительства и в целом исполнительной власти. Исполнительная власть своей неуемной нормотворческой деятельностью, стремлением регулировать все и вся парализует предпринимательскую инициативу, содействует сохранению прежних и появлению новых «взяткоемких» государственных функций. В лучшем случае, за этим стоит стремление обеспечить максимальные удобства для чиновничьей деятельности, в худшем — циничный расчет.

Именно чиновниками — представителями исполнительной власти, разрабатываются многочисленные законопроекты, загоняющие предпринимательство «в тень». При этом, как в случае с упрощенной системой налогообложения, предпринимаются попытки отбросить даже то, что уже доказало свою эффективность и с точки зрения защиты интересов предпринимателей, и с точки зрения роста бюджетных доходов.

Но, несмотря ни на что, уже сейчас можно констатировать, что совещание с участием главы государства в определенной мере достигло своей цели. Предприниматели и общество в целом получили необходимый и долгожданный сигнал. И в ближайшее время станет ясно, был ли он сигналом к реальным практическим действиям. Выводы можно будет сделать, в частности, наблюдая за выполнением исполнительной властью поручений Президента, данных на совещании. Будет ли, наконец, прекращена чиновничья возня вокруг упрощенной системы налогообложения, учета и отчетности (и понесут ли ответственность инициаторы этой возни, фамилии которых хорошо известны)? Отзовет ли правительство из Верховной Рады законопроекты, не отвечающие подходам, изложенным в речи Президента? Начнется ли очищение государственного аппарата от чиновников, ставящих палки в колеса малому и среднему предпринимательству?

Проблемы малого и среднего бизнеса в Украине рано или поздно будут решены. Без этого невозможно дальнейшее успешное движение ни к рыночной экономике, ни к современному цивилизованному демократическому обществу. Но для страны крайне важно еще и то, когда именно начнется решение этих проблем.

Владимир ПЕТРЕНКО, кандидат экономических наук, предприниматель
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ