В условиях, когда затормозился «самоуправленческий» этап конституционной реформы, система бюджетных отношений остается жестко централизованной, а рассуждения о перераспределении полномочий от центра к регионам ведутся только в период выборов, депутаты объединения «За Харьков!» работают над тем, как законодательно защитить интересы своего регионального избирателя.
Харьков — второй по количеству жителей мегаполис Украины, первая столица, центр науки и студенчества, национальный лидер машиностроения, авиастроения и правовой науки. Традиционно и харьковская элита, и избиратели выступают за то, чтобы закрепить за городом некий особый статус, который гарантировал бы определенный уровень экономической и административной самостоятельности. Вся проблема заключается в отсутствии четких механизмов, способных превратить «региональный патриотизм» в работающие механизмы лоббирования и продвижения местных интересов.
Первым шагом к консолидации политических интересов и амбиций Харькова стало создание депутатского объединения «За Харьков!» в Верховной Раде VI созыва. Его инициатор народный депутат-харьковчанин Александр Фельдман заявил, что подобным шагом харьковские парламентарии пытаются стимулировать процессы «регионализма» в украинской политике. Именно «регионализма», а не «федерализма». «Разница в том, что «регионализм» — это не политическая, а сугубо экономическая и социокультурная идея, не подрывающая, а наоборот, укрепляющая нынешнее конституционно-политическое устройство страны. Логику противостояния регионов и региональных элит можно заменить только логикой различий. Нет ничего плохого в том, чтобы один регион стал «столицей футбола», другой — машиностроения, третий — туризма, четвертый — подготовки управленческих кадров. Это будет нормальное межрегиональное разделение труда, которое позволит Украине стать более конкурентоспособной», — заявил А. Фельдман. Тогда же было заявлено, что депутаты-харьковчане в Верховной Раде нового созыва будут добиваться того, чтобы Харьков получил особый статус, который сможет дать городу не разовые бюджетные преференции, а некую исключительную позицию в глазах инвесторов и экономических партнеров.
Сегодня А. Фельдман выступает с новой «харьковской инициативой». Депутат разработал и организовал общественные обсуждения проекта закона Украины «Об особом статусе города Харьков». Этот законопроект призван закрепить за Харьковом специальный статус «первой столицы», индустриального и научного центра, а также территории приоритетного развития. Кроме «общих идей», данный проект закона содержит целый ряд вполне конкретных инноваций социально-экономической направленности.
Харьков предложено объявить свободной экономической зоной комплексного типа. Планируется расширить права органов местного самоуправления в системе местных налогов и сборов. Руководителям города предложено предоставить право: принимать участие в подготовке законов и программ Президента и Кабмина, которые касаются Харькова; участвовать в заседаниях Кабинета Министров с правом совещательного голоса; вносить проекты нормативно-правовых актов на имя Президента, премьера и спикера ВР в вопросах, которые касаются города.
Кроме того, принципиальный момент данного законопроекта заключается в том, что предоставление государственных социальных гарантий определено как обязанность органов местного самоуправления Харькова. Приоритетом местного бюджета названо финансирование расходов для обеспечения государственных социальных гарантий членам территориальной общины Харькова. Охрана здоровья харьковчан признается приоритетным направлением деятельности органов местного самоуправления.
Закон содержит целый блок статей, посвященных борьбе с бедностью и социальной защите малообеспеченных. Лечение, включая хирургическое вмешательство, предлагается полностью финансировать из городского бюджета и дотаций из госбюджета, т.е. сделать бесплатным для малообеспеченных и детей.
Местные власти обязаны будут сформировать Фонд социального жилья. При этом социальное жилье не сможет поменять своего целевого назначения, не сможет быть приватизировано. Право на социальное жилье получат беспризорные, выпускники детдомов, инвалиды, военнослужащие запаса, люди преклонного возраста, одинокие бедные люди, малообеспеченные семьи. Для выполнения этих мероприятий в городе предлагается установить муниципальный налог на преодоление бедности.
Если подытожить смысл социальных статей законопроекта, то можно сказать, что цель закона — построить так называемое социальное государство в отдельно взятом городе.
Городу предлагается дать статус территории приоритетного развития, на которой действует специальный режим инвестиционной деятельности. В законе есть также новая норма о создании Коммунального банка Харькова. При этом долги банка (сформированные в результате неразумной политики займов) не будут являться долгами общины. Займы городская власть сможет взять только у муниципального банка, а не у коммерческих банков, как сейчас. Предусмотрен механизм коммунального кредита, который позволит городу на собственные средства строить новые предприятия, закладывать новые заводы, ремонтировать коммунальную инфраструктуру. При этом устанавливается максимальная величина выплат по муниципальному долгу, а также ряд «антикоррупционных условий»: во-первых, источником погашения займа не могут быть новые займы; во-вторых, погашение облигаций муниципального займа нельзя будет провести ценными бумагами; в третьих, погашать займы нельзя будет посредством передачи имущества коммунальных предприятий, материально-технической базы, природных ресурсов. Деньги от муниципального займа будут идти только в городской бюджет и расходоваться только на инвестпроекты и покупку оборудования. Запрещено будет использовать средства займов на решение текущих проблем. Для наполнения городского бюджета предусмотрено задействование такого источника средств, как проведение коммунальных лотерей с целью финансирования местных социально-экономических программ. Средства от коммунальной лотереи будут собственностью городской общины и не смогут быть изъяты в бюджет других территориальных общин или в госбюджет. Планируется также ввести практику коммунальных инвестиций. Это инвестиции по решению органов местного самоуправления за средства коммунального кредита или фондов, созданных по решению органов местного самоуправления. Кроме того, в законе прописана позиция о Целевых муниципальных фондах, в том числе и о Целевых муниципальных валютных фондах.
Всего законопроект содержит свыше 200 статей.
По словам А. Фельдмана, принятие закона о специальном статусе Харькова позволит улучшить жизнь харьковчан и сделать работу местных властей более эффективной. Народный депутат при этом прогнозирует, что прохождение данного законопроекта через парламент не будет легким, потому что государственная машина и ментальность многих руководителей не готовы к адресной работе с конкретными проблемами, крупными городами и регионами. Принцип централизации, по мнению Фельдмана, более прост — «никто конкретно не несет персональной ответственности за результат, но зато никто и не высовывается с какими-то особыми запросами». Народный депутат также считает, что пассивности региональных элит перед лицом центральной власти и политическим заигрываниям на тему «северодонецкого федерализма» можно предоставить вполне разумную альтернативу «региональной политики снизу».