Из-за событий последних дней — впервые за 9 лет — пришлось бросить текущие дела и (это ужас:) возобновить смотрение не просто телевизора, но и ток-шоу... Правда, у вашего автора киевские события вызвали рефлексию не на европейские, а на партийные темы. Попытаемся сформулировать это в виде нескольких «ноябрьских тезисов».
Тезис 1. Кризис жанра всех украинских партий, похоже, закономерно подходит к высшей точке. Людей, которых за большие и очень большие деньги их консультируют, вместе с партийными отделами политпропаганды, видимо, надо просто гнать в шею за неадекватность. Дебильный — уж извините — партийный арсенал типа «с флагом постоять» так и не обновился за прошедшие с 2004 года 9 лет, хотя уже вызывает раздражение у широких масс обычных граждан.
И когда ушедшие из политики или не пришедшие в нее, но не переставшие быть интеллектуальными, любимые украинские народные артисты говорят на всю страну о ненависти к партийным флагам — это уже приговор всем партийным технологам.
Тезис 2. Похоже, что наметился кризис знаменитой вертикали власти — в ситуации, когда не было озвученной позиции Президента Украины, его однопартийцы растерялись и пошли кто в лес, кто по дрова. Одни — проводят антиевропейские митинги, вторые — осторожно-проевропейские, третьи — изобретают эпидемии гриппа, четвертые — новогодние елки, пятые — запрещают посадку самолетов, шестые — толкают милицию на демонстрантов с дубинками, седьмые — говорят, что люди имеют право.
То есть пропагандистский аппарат самой организационно сильной (это правда) партии в Украине ведет себя, извините, как ребенок, затормозившийся в развитии в 2004. И это при том, что ПР реально сделала для евроинтеграции многократно больше, чем их «папередники» (надо это честно признать, как бы кому ни резало слух).
Тезис 3. Наблюдается непонятная тактика МВД. Где-то неоправданная жесткость, где-то — совершенно вменяемая сдержанность, чем в общем-то славится украинская милиция в кризисных ситуациях. Похоже, что руководство разных подразделений в разных областях и даже в разных регионах Киева получает команды из разных центров.
Тезис 4. Президент Украины был в 3-х днях от гарантированного на 300% своего 2-го президентства в 2015 — без всяких манипуляций, да еще и с историческим брендом человека, который привел Украину в Европу. Этому уже почти помешали его советники и часть однопартийцев. Именно они уже на 99% отдали лавры тем, которые в свое время чуть не про... валили ВТО, Евро-2012 и многое другое. Его правительство эту работу сделало (как бы это кому-то ни казалось парадоксальным), а получилась, как сказал один умный человек — талантливо проигранная партия.
Тезис 5. Имеет место явная тенденция к радикализации общества (что четко уловил Олег Тягнибок) — ибо с Майдана-2004 прошло 9 лет, в активную жизнь вступило поколение тех, кто тогда были детьми. А дело-то в том, что у молодежи сегодня нет перспектив в своем малом бизнесе. Это не 1990-е, когда можно было занять 1000 долларов и начать такой бизнес. Сегодня у них один путь — бесправный наемный работник. Это почти египетский сценарий. Тех, кто этого не видит, надо откомандировывать из политики и политконсалтинга — например, на вещевой рынок: постоять пару недель за прилавком, что сильно вправляет мозги.
Знаменательно, что киевские майданы (и большинство украинцев тоже) восприняли и приняли за свое, естественное — историческое приветствие ОУН-УПА: «Слава Україні — Героям слава», а также «Україна понад усе» и т.п. Еще пару лет назад так говорили преимущественно на Правобережной Украине.
Автор спокойно относится к этим речевкам, ибо — зная трагедию своей семьи — отдает себе отчет в реальной природе длительной борьбы против Советской власти на Правобережной Украине. Но факт распространения этого дискурса на Киев весьма интересен и красноречив.
Тезис 6. (сейчас меня будут ругать оппозиционеры). У нас в стране — надо это трезво признать — есть только одна партия, похожая на партию: это Партия регионов. У нее есть несколько основополагающих признаков: а) организационная структура, доходящая до каждого села, б) центральный и местный аппарат, в) членская база, г) партийная дисциплина, д) в целом весьма приличная программа, в которой, кстати, записана евроинтеграция, г) кадры и принципы кадровой политики.
Все остальные украинские партии митингово-лидерского типа — полный, извините, «постмодернизм». Настолько полный, что они, придя к власти, не умеют даже стадион построить:)).
Поэтому — ох как же меня сейчас будут ругать — успех развития Украины, и ее евроинтеграции в том числе, определяется тем, сумеет ли Партия регионов стать современной партией, избавившись от худших рецидивов КПСС и приобретя лучший опыт партийного строительства европейских парламентских партий. Логика требует сказать: «Сознательные украинцы, вступайте в Партию регионов:))»
Тезис 7. Большая проблема для Президента Украины — автор, кстати, всегда принципиально пишет это слово с большой буквы, независимо от фамилий, — начнется не с майданов и не со студентов, не с гипотетического дефолта, не с того, что наши русские братья — или, как сейчас принято говорить, партнеры — однозначно будут продолжать свои неоимпериалистические упражнения... Проблема начнется, когда десятки профессионалов высокого класса: а) европереговорщиков из ближайшего окружения; б) дипломатов, потративших не просто годы труда, а годы своего ЛИЧНОГО авторитета на переговоры с ЕС; в) переговорщиков минэкономики, минагро и т. п. подадут в отставку.
Автор лично знает многих из них. И гордится ими. Ибо они не просто профи, но и приличные люди, патриоты страны. Им будет сильно обидно и за державу, и за то, что им плюнули в душу как профессионалам. Эти люди, работающие сейчас на страну и авторитет Президента, уйдут из-за профессионального оскорбления. Это надо стране?
Тезис 8. (Сейчас меня опять будут ругать.) Как экономический эксперт я допускаю, что Президент и правительство имели основания для пресловутой европаузы. Судя по тому, о чем НЕ сообщают центральные информагентства, — Восточная Украина стала. В смысле заводов.
Можно рассуждать типа: что ж владельцы-олигархи заранее не думали? — Ну, не думали. Потому что олигархи постсоветского разлива.
А что бы вы, друзья, делали в роли не олигарха и не оратора на митинге, а главы обладминистрации или мэра города, когда у вас здесь и сейчас — огромные заводы останавливаются? Когда — следствие — налоги с зарплаты (основа местных бюджетов) перестают в эти бюджеты поступать. Когда тысячи нормальных, трудолюбивых украинских работяг — с умными глазами и умными руками — остаются на хлебе и воде. Восточная Украина — это, в том числе, настоящий рабочий класс. Это классные люди — знаю по рабочим-наладчикам 6 разряда с Южмаша. Нам надо, чтоб их вывели на улицу?
Как когда-то работавший в цеху «технарь», автор не сразу нашел бы, что сказать в такой ситуации людям в промасленной робе, у которых руки пахнут металлом. Логично сказать так: вы на время потеряете работу, но мы будем платить вам зарплату. Поняли мою мысль?
Тезис 9. У всех украинских партий наблюдается общая болезнь, кстати, та, которой не было даже в КПСС последних, горбачевских, лет ее перестроечной жизни. Боязнь выйти к людям — по-простому, без пафоса, без охраны, в толпу, во двор, в цех, в подъезд жилого дома.
Нынешним партийным функционерам (это касается и оппозиции, и партии власти) надо снимать «Бриони», смывать косметику и — в сапогах или дешевых кроссовках — каждый день идти на базары, в магазины, на фермы, на стройку, в шахту, в метро, в маршрутку и т. п. Нюхать реальную жизнь. Без драгоценностей, айподов, айфонов и прочего. Без телекамер и пресс-секретарей. Пить с рабочими людьми чай и есть с ними бутерброды с вареной колбасой — тормозок называется. Курить с ними на перекурах. И матом ругаться, когда надо. То есть осознанно идти к людям, без понтов, за идеями и настроениями.
Кстати, очень хорошо представляю в такой ситуации, например, того же Виктора Януковича: директор автопредприятия — это серьезная школа. И не представляю абсолютного большинства гламурных политиков — что из власти, что из оппозиции. Вывод уже не просто в том, что любая партия обязана идти к людям, как ни банально... Идти надо без гламура. Вообще отказ от гламура в кризисные времена — это хороший глобальный тренд. В том числе в партийной деятельности.
Тезис 10. Если украинские партии хотят выжить, а времени им на это осталось немного, если они не захотят меняться — им нужна перезагрузка.
В идеале они должны перейти к финансированию через членские взносы. Для этого надо иметь живые первичные организации. То есть людей, которые раз в месяц проводят собрания, принимают решения, обсуждают, спорят, действуют — не по указке, а как решили. И уплачивают свои 10 гривен в месяц в партийную кассу. Если партия финансируется со стороны, это не партия. И тот же, например, знаменитый и любимый всеми Виталий Кличко при этом — незаметно для себя — станет заложником негодяев... Не говоря уже о других.
И, кстати, это (одновременно простое и сложное) решение уберет с политической сцены такое позорное и унизительное явление украинской партийной жизни, как участники митингов за деньги...
* * *
Не уверен, что эти мысли будут восприняты гламурной украинской партийной элитой. Хотя если об этом не говорить, то тогда уж точно не будет воспринято.
И еще об одном. Трудно рассуждать и делать окончательные выводы о процессах, связанных с Вильнюсом, не имея полной информации, но догадываясь, что до настоящего времени идут серьезные закрытые консультации и на Востоке, и на Западе. Но что надо было сделать сейчас — так это положить на чашу весов и международной, и партийной политики реальное европейское настроение большинства общества. Вместе с реалистичными прогнозами — что будет, если...