Оружие вытаскивают грешники, натягивают лука своего, чтобы перестрелять нищих, заколоть правых сердцем. Оружие их войдет в сердце их, и луки их сломаются.
Владимир Мономах, великий князь киевский (1113-1125), государственный и политический деятель

О единых правилах и коррупции

Владимир ГРОЙСМАН: Сильное местное самоуправление — шанс Украины
8 декабря, 2010 - 20:10
ФОТО КОНСТАНТИНА ГРИШИНА / «День»

На днях в Украине без особого пафоса и лишнего шума отметили День местного самоуправления. По большому-то счету, «местный» праздник был фактически проигнорирован на центральном уровне. Президент ограничился лишь спецпосланием, в котором среди прочего отмечается: «Действенное и сильное местное самоуправление является одной из основных составляющих демократии, важным фактором реализации прав и свобод человека, инструментом решения как региональных, так и общегосударственных проблем». Кроме того, Виктор Янукович выразил убеждение, что сегодня как никогда «необходимо расширить права местных советов, усилить институциональные и финансовые возможности местного самоуправления, создать эффективную систему административно-территориального устройства».

Крайне неприятный сюрприз ко Дню местного самоуправления преподнесли Юлии Тимошенко. Из «Батьківщины», возглавляемой, как известно, экс-премьером, ушли поочередно два мэра: Запорожья — Александр Син и Новомосковска — Сергей Мороз. Мэры — это хозяйственники, и они должны быть аполитичны, уверен сегодняшний собеседник «Дня» мэр Винницы Владимир Гройсман. Напомним, согласно обновленному избирательному законодательству, кандидатом в мэры мог стать только делегат от той или иной партии.

Большинство градоначальников и претендентов на мэрский пост в разных регионах Украины избрали (а кому-то «помогли» избрать) самый легкий из путей. Они в срочном порядке вступили в лавы правящей Партии регионов, оградив себя тем самым от негативного влияния пресловутого админресурса. Мэр Винницы, в отличие от множества своих коллег, пошел другим путем. Некогда член «оранжевой» НСНУ решил абстрагироваться от партий-тяжеловесов и вышел на избирательную дистанцию от малоизвестной партии «Совесть Украины». Рискнув — выиграл. За 32-хлетнего Гройсмана проголосовало почти 80% жителей Винницы, пришедших на избирательные участки. Впрочем, рискнем предположить, что Владимир Борисович был уверен в высоком уровне поддержки своей кандидатуры со стороны винничан. А баллотируясь от малоизвестной политсилы, попросту хотел проверить: действительно ли партийная прописка мэра имеет большое значение, или люди делают ставку на личность, оценивая, что ею сделано и что обещается.

На предыдущих муниципальных выборах в 2006-м Владимир Гройсман победил на выборах мэра Винницы, став самым юным главой областного центра в Украине. На тот момент ему было всего 28. Что сделал для города и горожан за первый мэрский срок Гройсман и что планирует реализовать на протяжении второй каденции? Должно ли укрепление местного самоуправления быть приоритетом номер один для страны? Эти и другие вопросы «День» адресовал старому-новому мэру Винницы.

— Владимир Борисович, прежде всего хотелось бы услышать ваше мнение о документе, разработка и утверждение которого спровоцировали новый — предпринимательский Майдан.

— Мы сегодня детально изучаем кодекс, который был принят в окончательной редакции и подписан Президентом. А нужно ли было создавать единый документ, такой как Налоговый кодекс? Однозначно да. То, что экономику необходимо выводить из тени, — это тоже очевидно. Что нужно умерить функции контролирующих структур, я думаю, также понятно. Налоговый кодекс должен создавать некий баланс взаимоотношений государства и бизнеса. Хотелось бы, чтобы этот вопрос был урегулирован кодексом.

Насколько я понимаю, исходя из меморандумов, подписанных предпринимателями и правительством, уже есть понимание того, как двигаться дальше. Спорный момент — упрощенную систему налогообложения — пока что вывели за рамки процесса реформирования, и затем, вероятно, будут нарабатываться совместные решения. Но я предлагал бы одну норму включить в какой-то нормативный документ (возможно, в тот же Налоговый кодекс) — ответственность за некачественные проверки контролирующих органов. И это не касается только налоговых инспекторов. У нас в стране, если не ошибаюсь, 80 контролирующих структур.

И если пришел инспектор и неправильно, некорректно составил акт, он должен нести за это ответственность. Необходимо, чтобы каждый чиновник понимал, что, приходя на проверку, он должен вести себя грамотно и непредвзято.

Что касается Бюджетного кодекса, то могу сказать, что некоторые новации, которые будут наполнять местные бюджеты, там есть. Посмотрим по итогам 2011 года, как система внедрится. Тогда можно будет говорить предметно о ее плюсах, минусах, а также о том, как корректировать отношения центра и территорий.

— Как вы считаете, Налоговый кодекс оставляет много лазеек для злоупотреблений со стороны чиновников-коррупционеров?

— Прежде всего, нужно дерегуляцию провести. Но тут тоже есть тонкая грань. Необходимо создать такие правила, чтобы предпринимателю жилось проще, понятнее и чтобы он не вынужден был нарушать законы. Это с одной стороны. С другой, необходимо создать единые правила, чтобы не ввергать страну в хаос. Речь идет о том, чтобы все было четко регламентировано и всем понятно. Это совершенно неправильно, когда предприниматель два года оформляет землю, и не потому, что он что-то не понимает, а потому, что система забюрократизирована до невозможности, когда буквально все зависит от решения чиновника.

Я считаю, чтобы победить основы коррупции, необходимо в первую очередь минимизировать влияние чиновника на принятие тех или иных решений. Кстати, мы в Виннице в какой-то степени это сделали. В декабре 2009 года мы получили от британской компании BSI сертификат ISO по системе противодействия и предотвращения коррупции. Речь идет о том, что прописываются четкие алгоритмы действий каждого чиновника. Это все тщательно отслеживается внутренними аудиторами. Есть также аналитики, которые оценивают риски. Ведется четкий контроль по обработке информации и обращений граждан. Более того, существуют четкие механизмы действий каждого чиновника в случае, если его провоцируют на получение взятки. Также ведется жесткий контроль отказов. Например, предприниматель обратился за разрешением «Х». И мы понимаем, что не чиновник решает, какие нужно для получения этого разрешения собрать документы, сколько времени это займет и т.д. Это решается установленной системой. Фактически чиновник выполняет функцию оператора. К тому же, у нас также установлена система обратной связи, когда предприниматель, зная свой идентификационный код, может со своего домашнего компьютера зайти и посмотреть, где находится его документация в данный момент. Есть процедуры (это все прописано программой), которые мы проходим за 3, 5, 15, 30 дней. Например, программой прописано, что выдача документов должна произойти на 15-й день. Если этого не произойдет, я не завидую чиновнику, у которого случился такой сбой...

— Сколько времени и средств заняло внедрение этой чрезвычайно важной для общества системы?

— Внедрением этой системы мы занимаемся с мая-июня 2006 года. Мы пригласили иностранных специалистов, которые дважды в год проводят аудит системы. Кстати, неделю назад втайне от нас приехали аудиторы. Они пытались дать взятку чиновнику за решение какого-то мелкого вопроса. Очень приятно, что у них это не получилось. Только тогда, когда полный аудит был проведен, они пришли ко мне с отчетом. К слову, отчет они предоставляют не только нам. Они передают его в свою компанию, в которой решают: достойны мы сертификата соответствия международным стандартам или же нет. На сегодняшний день, к нашему счастью, факты коррупции не зафиксированы. Хочу уточнить, что такую сертификацию в Украине прошел только исполнительный комитет Винницкого городского совета.

Для того, чтобы уничтожить основы коррупции, среди прочего необходимо, чтобы чиновник был самодостаточным. Тогда у него не будет желания заглядывать в чужой карман. В целом же, борьба с коррупцией — это сложный комплекс мероприятий.

— В интервью «Дню» год назад вы говорили о том, как негативно отражается на регионах конфликт по линии Президент—правительство. Теперь ключевые фигуры исполнительной власти изменились, острых конфликтов нет. Изменился ли климат на местах в этой связи?

— Конфликт — это априори деструктив, который разрушает страну, общество, да все разрушает изнутри... Я считаю абсолютным позитивом то, что власть не конфликтует, а пытается работать. На сегодняшний день парламент, правительство и Президент нарабатывают и принимают решения, и, думаю, у всех нормальных людей сегодня должен быть настрой на то, чтобы работать и еще раз работать. Тем более что основы для этой работы есть. Как будет дальше, насколько эффективными будут принимаемые решения? Жизнь покажет, а люди оценят.

— Интересно было бы услышать вашу оценку измененного избирательного законодательства, вокруг которого было множество дискуссий.

— Прежде всего хотел бы напомнить, что ранее региональные выборы проходили совместно с парламентскими и основное внимание было приковано как раз к выборам в ВР. На сегодняшний же день муниципальные выборы имеют общегосударственное значение, и это крайне важно. Убежден в том, что сильное местное самоуправление — это шанс для Украины. Мы должны учитывать успешную практику разных стран и двигаться по пути усиления местного самоуправления. Я всегда привожу в качестве примера Польшу, где проведена достаточно успешная реформа местного самоуправления.

На мой взгляд, для Украины критически важно провести грамотные реформы, в том числе местного самоуправления. Реформу, которая, помимо прочего, даст представителям местной власти, избранным людьми, принимать решения на том уровне, где они возникают.

Теперь самое, на мой взгляд, главное. Я бы очень не хотел, чтобы мы все время занимались решением проблем. Я бы хотел, чтобы мы построили работу (от маленького села до больших мегаполисов) таким образом, чтобы работать исключительно на развитие. На то, чтобы эти проблемы не возникали в будущем. Это очень важно. Но для этого нужны, во-первых, полномочия, во-вторых, ресурсы.

— Сильное местное управление по версии Владимира Гройсмана — это?..

— Это в первую очередь огромная ответственность. Плюс к этому — полномочия, позволяющие решать задачи развития конкретного города, и достаточные финансовые инструменты для наполнения городской казны. Я понимаю, что передача определенных полномочий из центра на места — это риск. Риск того, что далеко не все с этими полномочиями справятся. Но система слабых вымоет, а сильные останутся. И, знаете, возможно, это как прививка. Да, возможно, нам придется год-два переболеть ради колоссально мощного конечного результата. А результат? Это хорошие дороги, хороший жилищный фонд, качественная вода, услуги ЖКХ. Результат — это когда будут создаваться современные предприятия, где люди будут получать достойную оплату своего труда.

— Сколько времени для этого требуется?

— Я думаю, что при наличии инструментов это можно сделать в течение десяти лет. Но совершенству нет предела, и совершенствовать то, что сделано, нужно всегда. Самое главное: не стоять на месте. Если мы, скажем, через десять лет что-то сделаем и остановимся — это абсолютно неправильный путь. Нам нельзя стоять на месте, нам нужно идти вперед и совершенствоваться, потому что за результатами нашей работы стоят живые люди.

— Закон о выборах вы не прокомментировали...

— Теперь что касается избирательного закона. Конечно же, он не идеален. Хотя бы потому, что принимался очень оперативно. Например, впервые введена норма, когда кандидат на пост мэра должен обязательно выдвигаться от какой-то партии. Не считаю эту норму чем-то позитивным. Я, например, не вижу себя в роли политической фигуры. Я — человек, который работает в конкретное время в конкретном городе на винничан. И я хочу это делать максимально эффективно и качественно. А политическая деятельность... Я не хотел и не хочу заниматься политикой.

— У вас, кстати, по итогам выборов свое большинство в горсовете.

— Да, и это очень важно. Потому что мы совместно работаем на конкретный результат, а не решаем конфликты внутри депутатского корпуса. Конфликты, которые, как правило, не имеют ничего общего с интересами города и горожан. Эти конфликты базируются на личных интересах различных групп. И чем больше этих групп, тем хуже для города.

— Будете третий раз баллотироваться на пост мэра Винницы?

— Вы знаете, когда я шел на выборы первый раз, озвучил один тезис, который и сегодня хочу повторить. Я буду работать до тех пор, пока буду чувствовать, во-первых, поддержку людей, во-вторых, свою эффективность. Именно эти два компонента будут играть ключевую роль при принятии решения о том, идти дальше или нет. Я шел на выборы, чтобы работать на этот город верой и правдой. Эта правда для меня очень и очень важна.

Наталия РОМАШОВА, «День»
Газета: 
Рубрика: 




НОВОСТИ ПАРТНЕРОВ