Внешняя политика нашего государства получила кординально другое направление. Если раньше для украинских дипломатов приоритетом был курс на интеграцию в западные структуры, то сегодня на практике произошел разворот на 180 градусов и, наверное, даже сторонники Партии регионов не думали, что такими форсированными темпами может все измениться. Регулярные встречи президентов и премьеров Украины и России очень быстро дали свои «плоды», например, по газу, флоту, системе ГЛОНАСС, в гуманитарной сфере, и тому подобное. С такими темпами, наверняка, до Нового года все вопросы в украинско-российских отношениях будут «решены». Но не обернется ли это для Украины полной зависимостью от своего более мощного северо-восточного соседа? Об этом говорим с экспертом по вопросам внешней политики, кандидатом политических наук Александром Палием.
— На сегодняшний день внешняя политика нашего государства заключается лишь в усилении вассальной зависимости Украины и сдачи геополитических, геостратегических, гуманитарных интересов и интересов безопасности. Единственное сфера, которая демонстрирует минимальную дозу суверенности, — это экономика, все другое сдается оптом и в розницу.
К сожалению, мы видим, что гуманитарные вопросы полностью сданы в управление иностранному государству. Очевидно, Партия регионов, очень долго паразитируя на комплексах второсортности, не желает возрождения Украины как полноценного государства. Естественный рост патриотизма благодаря смене поколений в Украине пугает ПР, потому что, таким образом, они теряют поддержку. Это — абсолютно губительная позиция для Украины и для самой Партии регионов, поэтому, повторюсь, если состоятся демократические выборы, они их проиграют. С моей точки зрения, ПР должна была бы позиционировать себя как партия крупного капитала, которая способна решать большие инфраструктурные вопросы, любые проблемы. Но, наверное, регионалам не хватает интеллектуальных сил, дальновидности, поэтому они решили захватить власть и просто удерживать ее любыми средствами.
— Как бы вы оценили международную реакцию на все эти изменения в украинско-российских отношениях? Возможно, вялая реакция Запада — это результат высших договоренностей, имеется в виду распределение сфер влияния между мировыми актерами — США, ЕС, Россией?
— Во-первых, тем же европейцам не до Украины, потому что в Европейском Союзе есть колоссальные проблемы, связанные с Грецией, падением евро и тому подобное. Поэтому они просто наблюдают и удивляются. Кстати, это удивление достаточно рельефно выразил чешский министр, который заявил, что для ЕС стала шоком прямая связь цен на газ и суверенитета страны. Европейцы не понимают, ведь когда торгуют государственным суверенитетом, это все равно, что торговать своею мамой. Никто такими вещами в мире не торгует, потому что это является подрывом собственных корней. Наше же руководство считает, что этими вопросами можно торговать, но оно очень серьезно ошибается.
Во-вторых, что касается вопроса распределения сфер влияния в мире. Думаю, такое распределение нельзя исключать. Но я надеюсь, что на политические репрессии в Украине, которые явно готовятся Януковичем, западный мир будет реагировать.
— Новая власть официально провозгласила Украину внеблоковым государством, то есть нейтральной. Но, как известно, этот статус не предусматривает пребывания какой-либо военной базы на ее территории. По словам же представителей Партии регионов, наша страна является внеблоковой, но не нейтральной, таким образом, мотивируя возможность последующего пребывания ЧФ РФ на территории Украины.
— Просто словесная эквилибристика и манипуляция, которая не имеет никакого отношения к ранее декларируемым Партией регионов программным принципам. ПР просто забывает о своих идеях, когда ей это выгодно. Мы же все хорошо помним, что перед тем как прийти к власти, регионалы говорили о нейтралитете. У них было написано множество программных документов, в которых они фиксировали нейтральный статус нашего государства. Сейчас же они модифицировали и приспособили свою риторику к российским требованиям для того, чтобы продолжить пребывание российского Черноморского флота в Крыму, более того, пополнить его новыми кораблями.
Другой пример, который также демонстрирует двойные стандарты ПР. Вопрос пребывания ЧФ на территории Украины даже более важен, чем вопрос НАТО, поскольку наша Конституция запрещает присутствие в Украине любых иностранных военных баз. Членство или не членство в Североатлантическом альянсе не так важно, потому что НАТО не имеет наднациональных структур, которые бы ограничивали суверенитет отдельной страны. Это межгосударственная организация, где каждая страна сохраняет право вето, организация, которая не требует размещения на нашей территории иностранных баз. Есть масса государств НАТО, законодательство которых запрещает расположение на своих территориях военных баз, например, Дания, Норвегия и тому подобное. Вопрос пребывания ЧФ в Крыму физически ограничивает дееспособность нашего государства.
Как подписывалось это соглашение? Не было не только референдума, а даже простого обсуждения при участии экспертов, я уже не говорю о консультациях с общественностью.
Я также бы хотел обратить внимание на еще одну вещь. Виктор Янукович говорит о том, что нужно уважать мнение общества в отношении гуманитарных вопросов. Но в то же время, он так же сдал России вопрос признания Голодомора 1932 — 1933 гг. геноцидом украинского народа. Известно, что Украина предприняла немало дипломатических усилий, чтобы привлечь внимание мирового сообщества к нашим проблемам и объяснить, почему Украина находится именно в таком состоянии, в котором она пребывает сегодня. Этот вопрос был сдан при том, что около 60% наших граждан считают Голодомор геноцидом. А Верховная Рада и украинский суд поставили окончательную точку в этом вопросе. То есть власть выдергивает вопросы, которые выгодны для ПР с точки зрения одной части общества, а мнение другой части просто пренебрегается.
Я уверен, что тот курс, который избрал Янукович, особенно внешнеполитический и гуманитарный, никогда не будет поддержан большинством наших граждан. Максимальное количество людей, которых он сможет аккумулировать с помощью своей политики, — это треть избирателей, поэтому я уверен, что такой курс проиграет. Но здесь еще возникает вопрос, будут ли эти выборы свободными, потому что Партия регионов уже имеет опыт фальсификации выборов?
Подтверждением монополизации власти может служить и другой пример, когда сегодня десятки журналистов заявляют о введении цензуры. Когда есть давление на студенческие общества: представителей молодежных движений вызывают к ректорам, в СБУ и говорят о том, что им нужно воздержаться от политической активности. То есть в одних случаях людей заставляют стоять и махать флажками, а в других — людям запрещают это делать. Все это является нарушением прав человека.
Вообще ко всей этой ситуации нас привела крайняя гнилость государственного аппарата, которая обусловлена патерналистским характером нашего общества. Вы понимаете, люди, которые десятилетиями воспитывались на том, что на нашей территорий никогда не было государственности, а затем еще в начале 90-х и смешались с криминальной элитой, никогда не будут способны не только защитить, но даже осознать интересы государства. В результате мы получили антигосударственную элиту, которая не способна обеспечить поступательное развитие нашего государства, не говоря уже о конкуренции в свободной среде. Именно поэтому сегодня мы находимся в таком состоянии.
Я думаю, что у Януковича и его команды есть большие проблемы, в первую очередь, экономического характера, потому что перед выборами была одна риторика, а теперь — совсем другая. В бюджете мы не увидели ответ на абсолютное большинство обещаний Партии регионов. Например, когда Виктор Янукович выступал в марте и говорил, что нужно за 60 дней подготовить программу реформ, это значит, что до этого программы не было, а была лишь пустая болтовня. Сегодня они не знают, как нужно реформировать государство, поэтому, правительство прибегает к очень хаотичным шагам наполнения бюджета, которые в действительности вредят бизнесу. Мы видим, что такая система государственного управления неэффективна. И это не удивительно. Нынешний премьер Азаров говорил, что он написал 14 бюджетов Украины, но мы так и остаемся на одном из последних мест по уровню развития, по уровню доходов на душу населения в Европе. Это люди, которые доказали свою неэффективность, недееспособность реформировать страну, но они продолжают говорить о реформах, при этом проводя политику, меркантильность которой очевидна даже для их избирателей. Единственная ценность всех этих сил — это деньги.
— С другой стороны, мы видим, что Виктор Янукович и его команда, несмотря на все проблемы, выстраивает сильную вертикаль власти.
— Да, строится авторитарная модель власти, причем авторитаризм достаточно классический. Он будет концентрировать тотальную власть над всеми органами государственной власти, пренебрегая при этом мнением значительной или большей части общества. Для этого, как мы уже видим, используются репрессивные меры. Генеральной прокуратурой возбуждаются уголовные дела против депутатов, которые протестовали против ратификации соглашений по Черноморскому флоту. Но не возбуждаются уголовные дела против депутатов Партии регионов, которые бегали по залу и голосовали карточками своих коллег, в то время находившихся в Страсбурге, хотя, в нашей Конституции четко записано, что голосование может осуществляться только лично. Не возбуждаются уголовные дела против тех людей, которые нанесли физические травмы (подтверждено медицинскими справками) депутатам от НУНС, которые выступали против ратификации харьковских соглашений. Не возбуждается уголовное дело против спикера Литвина, который начал заседание Верховной Рады при отсутствии кворума. Все это означает фальсификацию стратегических интересов Украины, при этом Генеральная прокуратура сидит и абсолютно не реагирует на подобные нарушения. Это свидетельствует о крайней заангажированности наших органов правопорядка, что является лишним подтверждением построения реального авторитаризма в Украине.
— Кто будет влиять на власть? Какие вы видите возможности?
— Я думаю, что наиболее эффективными являются уличные протесты, которые должны быть подкреплены интеллектуальными концепциями. Уличные протесты дестабилизируют государственный аппарат и заставляют считаться с собой. Таким образом чиновники начинают понимать, что настоящий источник власти — это народ. Здесь также важны бывшие избиратели ПР, которые очень долго думали, что Януковичу не дают улучшить «жизнь уже сегодня». Теперь у них есть возможность все оценить.
— В то же время мы видели, что даже после антиукраинских шагов власти в гуманитарной сфере, после подписания харьковских соглашений, люди так и не вышли на массовые уличные протесты. Что должна еще сделать нынешняя власть, или какие другие процессы должны состояться в обществе, чтобы такие протесты стали возможными?
— К сожалению, наши политики часто не выполняют своих обещаний перед избирателем. Поэтому, наконец, эта неискренность серьезно подорвала доверие украинских граждан к политикам, именно из-за этого им не удалось сделать уличные протесты массовыми. Хотя, с моей точки зрения, в нынешних условиях даже 5—10 тыс. идейных людей — это уже мощная сила. Также не нужно забывать, что за этими тысячами людей по всей Украине стоят миллионы других граждан, которые готовы отстаивать свои права. Наполеон в свое время сказал: «Ничего не потеряно, пока не потеряна честь».
— Никакие протесты не могут проходить сами по себе, они должны иметь лидера. Во время президентских выборов многие эксперты отмечали, что в случае победы Виктора Януковича, мы получим сильную оппозицию во главе с Юлией Тимошенко, но...
— Здесь я лишь еще раз могу подчеркнуть, что наша политическая элита является постгеноцидной. Она воспитывалась на советских образцах, в том числе большинство представителей нынешней оппозиции, где были собраны люди по разным приоритетам. Как следствие, эти люди сегодня очень быстро перебегают в коалицию, потому что для них главное — это материальные интересы. Юлия Тимошенко теряет этих людей и думает, что это потеря, но в действительности это поиск того морального облика, который она благодаря этим потерям приобретет. Тимошенко и остальная оппозиция должны найти ту настоящую моральную почву под ногами, которая не может находиться исключительно в материальной плоскости, ведь без морали оппозиция ничем не будет отличаться от власти. И нужно отметить, что потенциал для того, чтобы наша оппозиция была превалирующей силой, безусловно, есть — люди, которые не любят коррупцию и марионеточное состояние страны. Этих людей большинство.