Он стал общеизвестным после опубликования фото Сергея Лойко, на котором в военном снаряжении, с автоматом, находился среди других бойцов АТО. Ашер-Йозеф Черкасский оставил Крым сразу после оккупации. Потом решил пойти на фронт, стал добровольцем и волонтером. Сейчас Черкасский является депутатом Днипровского горсовета. Показательным стало и другое фото, где он — ортодоксальный хасид — стоит рядом с мусульманкой Аминой Окуевой. «Украина объединяет», — признает Ашер-Йозеф. Что заставило его вместо того, чтобы эмигрировать в Израиль, взять в руки оружие? И какими должны быть отношения внутри страны для того, чтобы агрессия российской армады и пропаганды не имела эффективности?
«УКРАИНЦЫ ЯВЛЯЮТСЯ СЕРДЕЧНЫМ И ДОБРЫМ НАРОДОМ, ЧТО НЕ ПРОТИВОРЕЧИТ УМЕНИЮ ВОЕВАТЬ»
— Ашер, в сети распространена фотография, на которой присутствуете вы и известная Амина Окуева. Люди разной веры в Украине находят не только взаимопонимание, но и воюют за родную страну. РФ с самого начала агрессии раскручивала и раскручивает тему так называемых бандеровцев с намеком на то, что в Украине якобы свирепствует фашизм, а значит, и расизм, антисемитизм и т.п. Как вы видите эту ситуацию и каково ваше отношение к теме титульной нации и института украинского гражданства?
— Вы знаете, до марта 2014 года, то есть до того момента, когда я с семьей оставил Крым, эта информация создавала соответствующее мощное впечатление. Так что я планировал вообще выехать. Но больше всего меня пугала пропаганда о существовании антисемитизма в Украине. Слухи о «бандеровцах», «Правом секторе», Яроше, с которым я теперь дружу, создавали соответствующий информационный фон. 19 марта в Крыму состоялся так называемый референдум, а 27-го мы уже были в Днипре. Когда я увидел украинский патриотический подъем, то было заметно, что в момент агрессии РФ отношение людей друг к другу изменилось. Было абсолютно ясно, что украинцы объединялись не только по принципу крови, но прежде всего по принципу общего государства и общего врага. Не имело значения, кто какой национальности. Была общая страна, общая беда и общая угроза. И до сих пор где бы я ни был в Украине, в частности в Киеве, я абсолютно не чувствую даже плохого взгляда в свою сторону. Конечно, есть идиоты, которые могут что-то писать в «Фейсбуке», но это исключение. Бытовой антисемитизм может присутствовать где угодно, но в Украине это явление не имеет и намека на масштабность. Обратите внимание еще и на то, что Украина по количеству праведников мира находится на четвертом месте. Это признак ментальности украинцев, которые по сути своей являются толерантными, добрыми.
ДЕПУТАТ ДНЕПРОВСКОГО ГОРСОВЕТА, ДОБРОВОЛЕЦ БАТАЛЬОНА «ДНЕПР-1» АШЕР-ЙОЗЕФ ЧЕРКАССКИЙ И ДОБРОВОЛЕЦ БАТАЛЬОНА «КИЕВ-2» АМИНА ОКУЕВА / ФОТО С ФЕЙСБУК-СТРАНИЧКИ АШЕР-ЙОЗЕФА ЧЕРКАСКОГО
— Чем часто пользовался враг. Нашей романтичностью.
— Более того, враг как раз и раскручивает мифы о злых украинцах, которым якобы не место в Европе.
— Мол, оставьте их, Кремль сам разберется.
— Да. На фронте нам было безразлично, кто какой национальности. Слава Богу, что украинцы являются сердечным и хорошим народом, что не противоречит умению воевать. Это было одним из факторов, который помог объединиться в критический момент. Украинцы не ищут громоотвода, а берут ответственность на себя. Сейчас мы все являемся украинцами, в том числе и еврейского происхождения. Только отмечу, что сами украинцы, безусловно, являются в Украине титульной нацией. У нас национальное государство — Украина. Было бы нечестно в стране, где существует титульная нация, не замечать этого факта. Моя позиция следующая — все делопроизводство, документы должны быть на украинском языке. В СМИ также должен доминировать украинский язык. Кое-кто хочет это подать как якобы притеснение прав русскоязычных или других наций. Ничего подобного. Это нормальная практика. А война доказала, что враг готовит наступление там, где есть задержка в воспитании украинской идентичности. И начинать нужно с языка. Украинский язык должны знать все граждане Украины. А в быту можно разговаривать на любом языке.
«СПЕКУЛИРОВАТЬ НА НАЦИОНАЛЬНЫХ ВОПРОСАХ — ЭТО ИГРАТЬ С ОГНЕМ»
— В этом плане показательна история иврита, который был уже мертвым языком, но евреи его возродили. В частности, Элиэзер Бен-Йехуда всю свою жизнь посвятил возрождению иврита как разговорного языка. Его целью было — оторваться от языков, которыми пользовались евреи, находясь под чужой властью.
— Конечно. Но, к сожалению, в политике можно наблюдать безответственность в этом плане. По моему мнению, спекулировать на национальных вопросах — это играть с огнем. До людей надо доносить необходимость знания украинского языка, необходимость переименовываний улиц и т.п. Это нужно делать системно и грамотно. Мы сейчас находимся в такой экономической ситуации, что не знаешь, когда и где вспыхнет. Поэтому наряду с системной решительностью нужна деликатность. Ведь за нами наблюдает соседнее государство, которое только и ждет, что мы верные шаги будем неверно реализовывать. В таком случае результат будет обратным. И агрессор не упустит такой момент, чтобы воспользоваться им и подорвать Украину изнутри.
— Причем еврейский вопрос у оккупанта на особом прицеле.
— Безусловно, и для этого используются как фейки, так и апелляции к произведениям прошлых веков об отношениях украинцев и евреев. Так никто же не говорит о том, что между нами не было неудобных моментов. А в какой стране этих моментов не было? И эти моменты как раз нужно помнить для того, чтобы делать выводы. И речь идет не только об украинском и еврейском народах. Кремль всегда пользовался внутренними, в том числе и национальными проблемами внутри соседних стран. Задача империи доставать из истории воспоминания о недоразумениях и сеять их в нынешнем времени. Если мы будем на это вестись, то вместо будущего будем жить в прошлом. Так может делать или враг, или дурак, или очень безответственные и бессовестные люди. Спекулировать на национальных чувствах людей — это последнее дело.
— Вы из Крыма, и вопрос отношений с крымскими татарами вам хорошо известен. В конце концов, если посмотреть на историю, то можно увидеть, что украинцы воевали с крымскими татарами, равно как и ходили вместе в походы. В конечном итоге оказалось, что у нас есть один общий враг. Желательно, чтобы об этом помнили и поляки, которые также страдали от Москвы. По вашему мнению, какую формулу сосуществования в стране и с соседями нужно предложить для того, чтобы российская пропаганда разбивалась, как о скалу?
— Советскому Союзу все же удалось создать миф о так называемом советском народе. И, к сожалению, многие в его существование поверили. Возможно, это была бы неплохая идея, если бы не сущность имперского мышления россиян и построение идеи советского народа на лжи и крови. Как можно было создать единый народ при том, что отдельные народы переселялись, притеснялись? Нельзя создать великий народ, как в США, пытаясь нивелировать идентичность отдельных народов. Украина должна, учитывая идентичность всех наций, которые живут здесь, сделать все, чтобы интегрировать граждан внутри страны.
— Национальная синергия.
— Именно так. Практический патриотизм. Ведь настоящий патриотизм происходит не от лозунгов, а от стремления создавать, совмещать, строить и защищать свое. Патриотизм происходит от осознания объективной потребности нормального сосуществования. Все другое, как правило, бывает авантюрой, за которой кроется или юношеский максимализм, или имперский шовинизм. Но при этом нужно осознавать и то, что у мертвых нет карманов. С собой на тот свет ничего не возьмешь, кроме души. Мы пришли в этот мир на непродолжительное время и являемся арендаторами своего тела и благ. Все материальное останется нашим детям и другим поколениям. А значит, необходимо мыслить категориями творения и бережно относиться к этому миру, который мы передадим следующим генерациям. Мышление по принципу ограбить, забрать, является разрушительным.
«РОССИЯ СТРЕМИТСЯ ЗАХВАТИТЬ НЕ ПРОСТО ТЕРРИТОРИЮ. В УКРАИНЕ ЕЙ НУЖНА ИСТОРИЯ РУСИ»
— Помогло ли вам ваше философско-религиозное мышление в осознании причин войны, и сыграло ли оно роль мотивации принять участие в ней? Все же войны и грех стоят рядом.
— Война не идет рядом с грехом. Война — это и есть грех. Человек, который убивает себе подобного, совершает наибольший грех в этом мире. Нынешняя война в Украине спровоцирована амбициями Кремля под соусом так называемого «русского мира». Они живут прошлым, а следовательно, ничего хорошего и конструктивного, что могло бы дать воодушевление для развития поколений, не сделают. Напротив, они генерируют зло. Если позволять этому злу распространяться, то следующим поколениям, жизни не будет места. Это нужно осознать. Представьте себе, если бы до сих пор существовала нацистская Германия. Сколько бы горя еще принес Гитлер? В каких реалиях существовал бы сейчас мир? Поэтому пока мы находимся в ситуации, когда на нас напали, нам необходимо себя защищать. Это наше право и наша обязанность перед потомками — не дать злу множиться и распространяться. Защищать свою жизнь, свои семьи, народ и свою территорию — это норма. Я принял решение воевать ради защиты. Там, на фронте, люди каждый день совершают подвиги, отдавая свою жизнь за то, чтобы сейчас мы с вами здесь, в Киеве или Днипре, жили в мире. Когда приезжаешь в зону АТО, то четко видно, что там война, и люди живут в состоянии войны. Сравнивая жизнь там и здесь, еще больше понимаешь, как необходимо защитить мир. Должен сказать и то, что к регионам, которые находятся в радиусе боевых действий, нужно относиться особенно внимательно и особенно о них заботиться. Нравится нам это или нет, но люди пересекают КПВВ, и туда, на оккупированную территорию, они доносят все, что видят в свободной Украине.
— Вам не кажется, что в планах Кремля Украина является лишь этапом в агрессии, которую он стремится распространить по миру?
— Еще издавна Россия распространяла своих агентов по всему миру, и особенно в Европе. Более того, она заботится о том, чтобы по Европе расползлись радикальные течения, в том числе и те, которые исповедуют искаженные радикализованные религии. Не будем забывать популярную в России фразу: «Учили французский — дошли до Парижа, учили немецкий — дошли до Берлина, теперь учим английский...». У Украины Россия стремится захватить не просто территорию. В Украине ей нужна история Руси, чтобы позиционировать себя как древнее государство. Но мир должен помнить, что Московия представляет собой угрозу для всех, а не только для Украины. Кремль стремится в Европе создать два фронта — внутренний и внешний. Тогда ей придется выбирать — или заниматься проблемами Украины, или решать свои — с беженцами, экономическими вызовами, регулярными терактами. Об этой угрозе должно думать НАТО, у которого большой потенциал. Времени и без того потеряно много.